3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
б) общепрофессиональных (ПК):
способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);
владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
по видам деятельности:
в научно-исследовательской деятельности:
способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные этапы развития фольклора;
- систему жанров, их функции, содержание и поэтику, а также предусмотренные программой тексты произведений русского народного творчества;
- базовые положения и концепции в области фольклористики;
Уметь:
- раскрывать особенности функционирования, содержания и формы произведений народного творчества в связи с разнообразными контекстами их аутентичного бытования (вербальными и невербальными - историческим, этнографическим, др.) с использованием основных понятий и терминов, приемов и методов анализа и интерпретации текстов, принятых в фольклористике;
- пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами (в том числе указателями сюжетов и мотивов, путеводителями по фольклорным архивам, др.);
- излагать устно и письменно свои выводы и наблюдения по вопросам теории и истории фольклора; создавать тексты разного типа (аннотация, коллекция фольклорных текстов, комментарий, обзор научных источников, отчет по итогам фольклорной практики, реферат, самостоятельный анализ текста фольклорного произведения, сценарий фольклорного праздника/фестиваля);
- применять полученные знания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
Владеть:
- основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области фольклористики;
-способностью к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к устной и письменной коммуникации.
- Министерство образования и науки российской федерации
- 1. Цель дисциплины (модуля):
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
- Календарно - тематический план
- 5. Образовательные технологии
- Содержание учебной дисциплины с распределением на такие методы работы, как лекция, практическое занятия, контрольные вопросы для самопроверки, тестирование и самостоятельная работа студентов.
- Тема 1. Предмет и специфика фольклора
- Тема 2. Календарные обряды и поэзия
- Тема 3. Обряды жизненного цикла
- Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия
- Тема 5. Малые жанры
- Тема 6. Сказка.
- Тема 7. Несказочная проза
- Тема 8. Былина
- Тема 9. Исторические песни
- Тема 10. Баллада
- Тема 11. Духовный стих
- Тема 12. Лирическая необрядовая песня
- Тема 13. Народный театр.
- Тема 14. Детский фольклор
- Тема 15. Поздние жанры.
- Тема 16. История русской фольклористики.
- 6, 7. Самостоятельная работа студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Вопросы для самопроверки (тесты)
- Выберите жанры, приуроченные к свадебному обряду
- Правильны или неправильны следующие утверждения
- Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество»
- Ключи к тесту
- Вопросы к экзамену:
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Карта обеспеченности образовательными ресурсами