Тема 8. Былина
Студент должен знать определение былины, периодизацию и классификацию русского эпоса; ареалы распространения былин; дискуссионные проблемы эпосоведения; основные сборники русских былин, историю собирания эпоса; сюжеты киевских, новгородских и др. былин; особенности поэтики русского эпоса.
Студент должен уметь анализировать особенности поэтики и форм исполнения былин, сопоставлять, уметь анализировать семантику конкретных образов.
Содержание:
Определение и генезис былины. История собирания и ареалы распространения. Проблемы периодизации и классификации былин. Былины древнейшего периода, их сюжеты, темы и образы, связь с мифологическими представлениями. Героические и новеллистические былины. Принципы выделения. Былины киевского и новгородского циклов, сюжеты и образы. Традиция и индивидуализация былинного образа. Художественное время былин. Проблема историзма в былинах. Поэтика былин, былинный стих. Дискуссионные проблемы эпосоведения.
Основная литература:
Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. М., 1988.
Селиванов Ф.М. Поэтика былин. Система изобразительно-выразительных средств. Л., 1978.
Селиванов Ф.М. Русский эпос: Учебное пособие. М., 1988.
Гаспаров М.Л. Русский былинный стих // Исследования по теории стиха. Л., 1978. С. 3-65.
Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982.
Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Саратов, 1994.
Захарова О.В. Былины. Поэтика сюжета: Учеб. пособие. Петрозаводск, 1997.
Аникин В.П. Русский богатырский эпос. М., 1964. С. 3-65.
Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Русский былинный эпос: Учеб. пособие. Курск, 1995.
Дополнительная литература:
Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966.
Астахова А.М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948.
Юдин Ю.Г. Героические былины (поэтическое искусство). М., 1975.
Типология народного эпоса. М., 1975.
Герой русского эпоса. М., 1983.
Ухов П.Д. Атрибуция русских былин. М., 1970.
Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики. М. 1989.
Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Драма древней семьи в русской былевой поэзии (Михайло Потык). СПб., 1993.
Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. М., 1975.
Тексты
Астахова А.М. Былины Севера: В 2-х т. М.; Л., 1938 (т.1); 1951 (т.2).
Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / 2-е доп. изд. подготовили А.П.Евгеньева и П.Н.Путилов. М., 1977. (1-е изд.: М., 1804; 2-е: М., 1818).
Песни, собранные П.В.Киреевским. Изданы Обществом любителей российской словесности. Часть 1: Песни былевые. М., 1861. (вып. 1-3); 1862 (вып.4); 1863 (вып. 5).
Песни, собранные П.Н.Рыбниковым: В 3-х т. / Изд. подготовили А.П.Разумова, И.А.Разумова, Т.С.Курец. Петрозаводск, 1989-1991. (1-е изд.: М., 1861-1867; 2-е: 1909-1910).
Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года: В 3-х т. 4-е изд. / Подгот. текста и коммент. А.И.Никифорова и Г.С.Виноградова; Отв. ред А.М.Астахова. М.; Л., 1949-1951. (1-е изд.: СПб., 1873).
Беломорские былины, записанные А.Марковым. М., 1901.
Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д.Григорьевым в 1899-1901 гг.: В 3-х т. М., 1904 (т.1); Прага, 1939 (т.2); СПб., 1910 (т.3).
Печорские былины. Записал Н.Ончуков. СПб., 1904.
Былины / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М.Селиванова. М., 1988. (Б-ка русского фольклора; Т.1).
Практические занятия № 8,9 по теме 8 «Былина»: К практическому занятию студенты, опираясь на лекционный материал и изучив литературу по теме, готовят устные ответы на следующие вопросы:
Какие свойства присущи былинам как жанру героико-эпического фольклора?
Когда возник русский эпос и какие традиции были им усвоены и переработаны?
Какие вопросы дискутируются в эпосоведении?
Какие периоды выделены в истории былин?
Что понимается под циклизацией эпоса?
Каковы признаки эпического времени в былинах?
Каковы ареалы распространения былин на территории России?
В чем причины сохранения былин на окраинах русской земли?
Чем отличаются южно-русские былины от северно-русских?
Что собой представляет явление ретардации?
Что такое «общее место» и какие другие стилистические клише характеризуют форму былин?
Кто и когда собирал былины и какими сборниками располагает наука
Самостоятельная работа. Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и готовятся к практическому занятию. Вопросы для самопроверки см. в разделе «Практическое занятие».
- Министерство образования и науки российской федерации
- 1. Цель дисциплины (модуля):
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
- Календарно - тематический план
- 5. Образовательные технологии
- Содержание учебной дисциплины с распределением на такие методы работы, как лекция, практическое занятия, контрольные вопросы для самопроверки, тестирование и самостоятельная работа студентов.
- Тема 1. Предмет и специфика фольклора
- Тема 2. Календарные обряды и поэзия
- Тема 3. Обряды жизненного цикла
- Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия
- Тема 5. Малые жанры
- Тема 6. Сказка.
- Тема 7. Несказочная проза
- Тема 8. Былина
- Тема 9. Исторические песни
- Тема 10. Баллада
- Тема 11. Духовный стих
- Тема 12. Лирическая необрядовая песня
- Тема 13. Народный театр.
- Тема 14. Детский фольклор
- Тема 15. Поздние жанры.
- Тема 16. История русской фольклористики.
- 6, 7. Самостоятельная работа студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Вопросы для самопроверки (тесты)
- Выберите жанры, приуроченные к свадебному обряду
- Правильны или неправильны следующие утверждения
- Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество»
- Ключи к тесту
- Вопросы к экзамену:
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Карта обеспеченности образовательными ресурсами