Тема 10. Баллада
Студент должен знать определение и особенности поэтики жанра баллады; чем баллада отличается от других жанров песенного эпоса; сюжеты русских народных баллад.
Студент должен уметь ориентироваться в сюжетном составе русских баллад, атрибутировать балладные песни в зависимости от времени их создания, анализировать поэтику баллады.
Содержание:
Определение жанра баллады. Происхождение баллады. Исторические баллады о полоне: “Авдотья Рязаночка”. Любовные баллады: “Василий и Софья”, “Дмитрий и Домна”, “Князь Роман жену терял”. Семейные баллады: “Князь Михайло”, “Рябинка”, “Дети вдовы”. Социальные баллады: “Молодец и Королевна”, “Князь Волконский и Ванька Ключник”. Классификация балладных сюжетов. Трансформация жанра. Классическая баллада/новая баллада/романс. Поэтическое содержание. Композиция и стиль.
Основная литература
Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, 1966.
Копанева Н.П. Новая баллада (Жанровые границы. Сюжеты) // Фольклор народов РСФСР. УФА, 1983. С. 89-96.
Кулагина А.В. Русская народная баллада: Учеб.-метод. пособие по спецкурсу. М., 1977.
Померанцева Э.В. Баллада и жестокий романс // Русский фольклор. Т. 14. Л., 1974. С. 202-210.
Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада. М.; Л., 1965.
Смирнов Ю. Восточнославянские баллады и близкие им формы: Опыт указателя сюжетов и версий. М., 1988.
Дополнительная литература
Добрина О.А. Типология конфликта в народной балладе // Сибирский фольклор: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1981. С. 62-68.
Кравцов Н.И. Славянская народная баллада // Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 176-199.
Линтур П.В. Балладная песня и обрядовая поэзия // Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. Т. 10. М.; Л., 1966. С. 228-236.
Тамаркина Э.А. О жанрово-родовом своеобразии народной баллады (На материале баллады “Князь Роман жену терял”) // Проблемы автора в художественной литературе. Ижевск, 1983. С. 139-145.
Тексты
Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., коммент. С.Н.Азбелева. М., 1991.
Народные баллады / Вступ.ст., подгот. текста и примеч. Д.М.Балашова; Общ. ред. А.М.Астаховой. М.; Л., 1963.
Русская баллада / Предисл., ред. и примеч. В.И.Чернышева; Вступю ст. Н.П.Андреева. М., 1936.
Русские народные баллады / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. Д.М.Балашова. М., 1983.
Современная баллада и жестокий романс / Сост. С. Адоньева, Н. Герасимова. СПб., 1996.
Практическое занятие № 11 по теме 10 «Баллада»: К практическому занятию студенты, опираясь на лекционный материал и изучив литературу по теме, готовят устные ответы на следующие вопросы:
Что отличает балладную песню от других песенных жанров фольклора?
К какому времени относится время возникновения русской баллады и какие темы она разрабатывает?
Какие тематические виды известны песенно-балладному жанру?
Какие структурные типы известны балладным песням и какие приемы использованы в них с целью передачи психологического драматизма?
Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и готовятся к практическим занятиям. Вопросы для самопроверки см. в разделе «Практические занятия».
- Министерство образования и науки российской федерации
- 1. Цель дисциплины (модуля):
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
- Календарно - тематический план
- 5. Образовательные технологии
- Содержание учебной дисциплины с распределением на такие методы работы, как лекция, практическое занятия, контрольные вопросы для самопроверки, тестирование и самостоятельная работа студентов.
- Тема 1. Предмет и специфика фольклора
- Тема 2. Календарные обряды и поэзия
- Тема 3. Обряды жизненного цикла
- Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия
- Тема 5. Малые жанры
- Тема 6. Сказка.
- Тема 7. Несказочная проза
- Тема 8. Былина
- Тема 9. Исторические песни
- Тема 10. Баллада
- Тема 11. Духовный стих
- Тема 12. Лирическая необрядовая песня
- Тема 13. Народный театр.
- Тема 14. Детский фольклор
- Тема 15. Поздние жанры.
- Тема 16. История русской фольклористики.
- 6, 7. Самостоятельная работа студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Вопросы для самопроверки (тесты)
- Выберите жанры, приуроченные к свадебному обряду
- Правильны или неправильны следующие утверждения
- Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество»
- Ключи к тесту
- Вопросы к экзамену:
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Карта обеспеченности образовательными ресурсами