Тема 5. Малые жанры
Студент должен знать жанры, относящиеся к паремиям, их определения и особенности поэтики; знать историю изучения пословиц, поговорок, загадок, основные исследования в области малых жанров фольклора.
Студент должен уметь различать малые жанры фольклора и анализировать их в зависимости от присущих им формально-поэтических особенностей и функций.
Содержание:
Определение пословицы. Происхождение пословицы. Проблема классификации пословиц. Собирание и изучение пословиц. Определение поговорки. Поговорка и речевая фразеология. Типы поговорок, их структура. Загадка как жанр. Происхождение загадки. Поэтическая функция. Бытовая основа образности. Поэтика загадки. Типология паремий.
Основная литература:
Паремиологический сборник. Пословица. Загадка. (Структура, смысл, текст). М., 1978 (Из содержания: Кёнгэс-Маранда Э. Логика загадок С. 249-282; Левин Ю.И. Семантическая структура загадки. С. 283-324).
Митропольская Н.К. Русские пословицы как малый жанр фольклора. Вильнюс, 1973.
Русские пословицы и поговорки / Сост. Ф.М.Селиванов, Б.П.Кирдан, В.П.Аникин. М., 1988.
Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978.
Дополнительная литература:
Даль В. Пословицы русского народа. В 3-х тт. М., 1994.
Рыбникова М.А. Загадки. М.; Л., 1932.
Садовников Д.Н. Загадки русского народа. М., 1959.
Малые формы фольклора: Сб. статей памяти Г.Л.Пермякова. М., 1995.
Морозова Л.А. Художественные формы пословиц // Вопросы жанров русского фольклора. Л., 1972. С.3-17.
Пермяков Г.Л. Основы структурной паремиологии. М., 1988.
Самостоятельная работа:
Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и отвечают на вопросы для самопроверки:
По каким существенным признакам отличают пословицу от поговорки?
Какие функции выполняют пословицы и поговорки в устной речи?
Как соотносятся в пословицах и поговорках прямой и переносный смысл и в каких формах выражается их многозначность?
Как и в какой форме исторически развивались пословицы и поговорки?
Чем отличается фольклористическое изучение пословиц и поговорок от лингвистического и чем может оказаться полезен лингвистический анализ фольклористу?
Какие формально-поэтические особенности присущие пословицам и поговоркам?
Какие свойства следует принять во внимание при определении загадок как художественного явления?
Как возникли загадки и какой была их первоначальная функция?
Какая иносказательность присуща загадкам и в чем выражаются ее традиционные свойства?
- Министерство образования и науки российской федерации
- 1. Цель дисциплины (модуля):
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
- Календарно - тематический план
- 5. Образовательные технологии
- Содержание учебной дисциплины с распределением на такие методы работы, как лекция, практическое занятия, контрольные вопросы для самопроверки, тестирование и самостоятельная работа студентов.
- Тема 1. Предмет и специфика фольклора
- Тема 2. Календарные обряды и поэзия
- Тема 3. Обряды жизненного цикла
- Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия
- Тема 5. Малые жанры
- Тема 6. Сказка.
- Тема 7. Несказочная проза
- Тема 8. Былина
- Тема 9. Исторические песни
- Тема 10. Баллада
- Тема 11. Духовный стих
- Тема 12. Лирическая необрядовая песня
- Тема 13. Народный театр.
- Тема 14. Детский фольклор
- Тема 15. Поздние жанры.
- Тема 16. История русской фольклористики.
- 6, 7. Самостоятельная работа студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Вопросы для самопроверки (тесты)
- Выберите жанры, приуроченные к свадебному обряду
- Правильны или неправильны следующие утверждения
- Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество»
- Ключи к тесту
- Вопросы к экзамену:
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Карта обеспеченности образовательными ресурсами