logo
Е

Тема 2. Календарные обряды и поэзия

Студент должен знать календарь основных крестьянских праздников; историю русского земледельческого календаря; этнографию календарных праздников; устно-поэтические и драматургические жанры, приуроченные к конкретным циклам календаря; типологию календарных обрядов.

Студент должен уметь анализировать семантику конкретных праздников и приуроченных к ним текстов.

Содержание:

Из истории календаря. Календарь основных крестьянских праздников. Циклизация русского земледельческого календаря. Рождественские обряды и приуроченные к ним жанры (колядки, виноградья, овсени). Гадания, атрибуты гаданий, подблюдные гадания и песни. Традиция святочного ряженья: маски, атрибуты, функции, театрализованные действия. Масленичная обрядность и песни. Встреча весны, веснянки, заклички. Троицко-семицкие обряды и песни. Купальская обрядность. Летние проводные обряды (похороны Костромы, Ярилы, стрелы, Кукушки и др.) Жнивные обряды и песни. Покров. Типология календарных обрядов, их магический характер.

Основная литература:

  1. Календарные обряды и фольклор // Русское устное народное творчество: Обрядовый фольклор: Учебное пособие / Сост. Е.А. Шевченко. Сыктывкар, 2004.

  2. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт. О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. СПб, 2001.

Дополнительная литература:

  1. Морфология праздника: Сб. статей. СПб., 2006.

  2. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 1963. (2-е изд.: СПб., 1994).

  3. Розов А.Н. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Русский фольклор. Т. 21. Л., 1982. С. 47-69.

  4. А.К.Байбурин. Календарь и трудовая деятельность человека. (Русский народный традиционный календарь). Л., 1989.

  5. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала XX в. М., 1979.

  6. Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.

  7. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Живая вода и вещее слово. М., 1988. С. 421-484.

  8. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв.: Очерки по истории народных верований. М., 1957.

  9. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.

  10. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М., 1978.

  11. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.

  12. Власова З.И. К вопросу о поэтике подблюдных песен // Русский фольклор. Т. 14. Л., 1974. С. 74-100.

Практические занятия №№ 2,3,4 по теме 15 «Русский народный земледельческий календарь». К практическим занятиям по календарю студенты готовятся по предложенной им литературе по вопросам для обсуждения:

  1. Какие хозяйственно-практические цели были у календаря древних славян и как он связан со сменой времен года, продолжительностью дня и ночи (весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния)?

  2. Какие изменения были внесены в древний календарь церковью и как народ осмыслил эти изменения?

  3. В чем выражается связь календарного фольклора с аграрной магией и обрядами?

  4. Какие общие темы и какие жанровые виды известны календарному песенному фольклору и какие в нем наблюдаются хронологические циклы?

  5. Что представляет собой колядка (овсень, виноградье) как жанр?

  6. Какие темы, образы и поэтика у подблюдных песен?

  7. Какие темы, образы и поэтика у масленичных песен?

  8. Какие художественные свойства присущи песням весеннего цикла?

  9. Какими чертами характеризуются купальская обрядность и поэзия?

  10. Какие особенности у жнивных песен и осенних обрядов?

Контрольная работа. Студенты на выбор анализируют тексты календарной поэзии по следующий схеме:

  1. Определение функции текста (обрядовый / необрядовый).

  2. Форма бытования и исполнения (хоровая / сольная).

  3. Определение характера жанра памятника (родовое и видовое).

  4. Основные темы и сюжетные мотивы текста.

  5. Образная система памятника.

  6. Композиционные особенности художественной структуры текста.

  7. Стилистические особенности текста (назвать основные стилистические и языковые формулы в тексте).

  8. Пространственные представления в тексте (на уровне сюжета).

  9. Временные представления в тексте (на уровне сюжета).

  10. Генетические корни повествовательного текста (отношение к мифу, обряду, культу).

  11. Исторические и социальные реминисценции в тексте памятника.

Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и готовятся к практическим занятиям. Вопросы для самопроверки см. в разделе «Практическое занятие».