Тема 2. Календарные обряды и поэзия
Студент должен знать календарь основных крестьянских праздников; историю русского земледельческого календаря; этнографию календарных праздников; устно-поэтические и драматургические жанры, приуроченные к конкретным циклам календаря; типологию календарных обрядов.
Студент должен уметь анализировать семантику конкретных праздников и приуроченных к ним текстов.
Содержание:
Из истории календаря. Календарь основных крестьянских праздников. Циклизация русского земледельческого календаря. Рождественские обряды и приуроченные к ним жанры (колядки, виноградья, овсени). Гадания, атрибуты гаданий, подблюдные гадания и песни. Традиция святочного ряженья: маски, атрибуты, функции, театрализованные действия. Масленичная обрядность и песни. Встреча весны, веснянки, заклички. Троицко-семицкие обряды и песни. Купальская обрядность. Летние проводные обряды (похороны Костромы, Ярилы, стрелы, Кукушки и др.) Жнивные обряды и песни. Покров. Типология календарных обрядов, их магический характер.
Основная литература:
Календарные обряды и фольклор // Русское устное народное творчество: Обрядовый фольклор: Учебное пособие / Сост. Е.А. Шевченко. Сыктывкар, 2004.
Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Авт. О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. СПб, 2001.
Дополнительная литература:
Морфология праздника: Сб. статей. СПб., 2006.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 1963. (2-е изд.: СПб., 1994).
Розов А.Н. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Русский фольклор. Т. 21. Л., 1982. С. 47-69.
А.К.Байбурин. Календарь и трудовая деятельность человека. (Русский народный традиционный календарь). Л., 1989.
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала XX в. М., 1979.
Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.
Афанасьев А.Н. Народные праздники // Живая вода и вещее слово. М., 1988. С. 421-484.
Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв.: Очерки по истории народных верований. М., 1957.
Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978.
Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М., 1978.
Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982.
Власова З.И. К вопросу о поэтике подблюдных песен // Русский фольклор. Т. 14. Л., 1974. С. 74-100.
Практические занятия №№ 2,3,4 по теме 15 «Русский народный земледельческий календарь». К практическим занятиям по календарю студенты готовятся по предложенной им литературе по вопросам для обсуждения:
Какие хозяйственно-практические цели были у календаря древних славян и как он связан со сменой времен года, продолжительностью дня и ночи (весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния)?
Какие изменения были внесены в древний календарь церковью и как народ осмыслил эти изменения?
В чем выражается связь календарного фольклора с аграрной магией и обрядами?
Какие общие темы и какие жанровые виды известны календарному песенному фольклору и какие в нем наблюдаются хронологические циклы?
Что представляет собой колядка (овсень, виноградье) как жанр?
Какие темы, образы и поэтика у подблюдных песен?
Какие темы, образы и поэтика у масленичных песен?
Какие художественные свойства присущи песням весеннего цикла?
Какими чертами характеризуются купальская обрядность и поэзия?
Какие особенности у жнивных песен и осенних обрядов?
Контрольная работа. Студенты на выбор анализируют тексты календарной поэзии по следующий схеме:
Определение функции текста (обрядовый / необрядовый).
Форма бытования и исполнения (хоровая / сольная).
Определение характера жанра памятника (родовое и видовое).
Основные темы и сюжетные мотивы текста.
Образная система памятника.
Композиционные особенности художественной структуры текста.
Стилистические особенности текста (назвать основные стилистические и языковые формулы в тексте).
Пространственные представления в тексте (на уровне сюжета).
Временные представления в тексте (на уровне сюжета).
Генетические корни повествовательного текста (отношение к мифу, обряду, культу).
Исторические и социальные реминисценции в тексте памятника.
Самостоятельная работа: Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и готовятся к практическим занятиям. Вопросы для самопроверки см. в разделе «Практическое занятие».
- Министерство образования и науки российской федерации
- 1. Цель дисциплины (модуля):
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
- Календарно - тематический план
- 5. Образовательные технологии
- Содержание учебной дисциплины с распределением на такие методы работы, как лекция, практическое занятия, контрольные вопросы для самопроверки, тестирование и самостоятельная работа студентов.
- Тема 1. Предмет и специфика фольклора
- Тема 2. Календарные обряды и поэзия
- Тема 3. Обряды жизненного цикла
- Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия
- Тема 5. Малые жанры
- Тема 6. Сказка.
- Тема 7. Несказочная проза
- Тема 8. Былина
- Тема 9. Исторические песни
- Тема 10. Баллада
- Тема 11. Духовный стих
- Тема 12. Лирическая необрядовая песня
- Тема 13. Народный театр.
- Тема 14. Детский фольклор
- Тема 15. Поздние жанры.
- Тема 16. История русской фольклористики.
- 6, 7. Самостоятельная работа студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Вопросы для самопроверки (тесты)
- Выберите жанры, приуроченные к свадебному обряду
- Правильны или неправильны следующие утверждения
- Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество»
- Ключи к тесту
- Вопросы к экзамену:
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Карта обеспеченности образовательными ресурсами