logo
narody

Угро-финские народы западной сибири (обские угры)

Этническая территория "обских угров" находится в бассейне Средней и Нижней Оби. Своеобразие этого региона в том, что он расположен на границе трёх больших историко-этнографических областей. Во-первых, это зона таёжной охотничье-рыболовецкой культуры. С древнейших времен племена этой области контактировали с культурами южного степного и восточно-европейского происхождения. Во-вторых, степная и лесостепная зона с преобладанием производящего хозяйства – скотоводством и земледелием. И, наконец, в-третьих, свое влияние оказывала тундровая оленеводческая культура. Эти три хозяйственно-культурных массива отразились в оригинальном комплексе черт населения Нижней и особенно Средней Оби.

"Обские угры" – это ханты и манси, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа и соседних областей. Они входят вместе с "дунайскими уграми" (венграми) в угорскую ветвь финно-угорской группы уральской языковой семьи. По языку и ещё более по культуре ханты и манси очень близки между собой.

В русских летописях предки хантов и манси упоминаются с XI в. по названием "югра", "югричи". Название "югра" имеет очень древнее этнонимическое происхождение и этимология его не ясна. Скорее всего, оно возникло задолго до разделения древних угров на этносы. С XIV в. в русских документах появляются названия "вогуличи" – этноним неясного происхождения. Так русские называли манси. Самоназвание народа – манси – переводится на русский язык как "человек". В России вогулами их называли вплоть до XX в. С конца XVI в. в русских источниках фигурируют "остяки" – ханты. Предполагалось, что этноним "остяк" происходит от одного из самоназвания хантов ("ас-ях" – "обский человек"). Современные исследователи считают, что этноним "остяк" происходит от татарского "уштяк" – грубый необразованный человек. До начала XX в. остяками также называли не только хантов, но и другие народы – селькупов ("остяко-самоеды"), кетов ("енисейские остяки") и часть манси ("ляпинские остяки").

В XX в., учитывая историческую достоверность, их стали называть "ханты" и "манси", т.е. так как они сами себя называют. Вместе с тем, следует отметить то, что внутри этих этносов, особенно среди хантов, до сих пор существует множество локальных групп, имеющих собственные самоназвания. И не всегда эти группы в качестве самоназвания используют общепринятый этноним. Это говорит о том, что процесс этнической консолидации хантов и манси ещё не завершён.

Первые упоминания о вогулах относят­ся к концу XIV в. в сочинении Епифания Премудрого "Житие Стефана Пермского". В дальнейшем отрывочные сведения о расселении, занятиях, верованиях вогулов включались в русские летописи, карты, грамоты, челобитные и другие документы, использовавшиеся позднее исследователями в качестве источников. На протяжении всей истории изучения вогулов-манси в публикациях, будь то заметки путешествен­ников или же работа профессионального этнографа, очень часто вместе с вогулами рассматриваются и остяки-ханты. Начиная с конца XVI – XVII вв. в русских документах имеются многочисленные сведения об обских уграх.

Первая работа монографического характера была написана по материалам, со­бранным в начале XVIII в. (1715 г.). Она принадлежит перу сосланного в Сибирь вы­ходца из украинской знати Григория Новицкого, который в составе миссии митро­полита Филофея Лещинского участвовал в крещении остяков и вогулов. Свои на­блюдения над жизнью, преимущественно, южных групп этих народов, их занятия­ми, обычаями, верованиями, обрядами он изложил в рукописи, которая впервые бы­ла опубликована лишь в 1884 г.

Путешественники XVIII в. также оставили немало сведений о культуре хантов и манси. Например, в отчёте о путешествии П. Палласа, который для своих записей использовал рукописи другого исследователя В.Ф. Зуева. В XIX в. изучением этих народов занимался М. Кастрен. В конце XIX в. помимо российских учёных обскими уграми стали заниматься многие финские и венгерские специалисты.

В настоящее время основными центрами угроведения являются научные центры Новосибирска, Омска, Екатеринбурга и других городов. Есть свои научные кадры и в Ханты-Мансийском АО. Обскими уграми, также занимаются учёные Финляндии и Венгрии. В Сибири и в Европе регулярно проводятся научные конференции по финно-угорским народам, издаются научные журналы и монографии.

У хантов и манси в прошлом не было своей государственности. Лишь в 1930 г. был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Но и в это время процесс этнической консолидации хантов и манси остаётся незавершённым. Большая территориальная разорванность препятствует сплочению этих народов. До недавнего времени восточные ханты северных хантов называли "другим народом". Консолидация их в единый народ происходила в последние 50-60 лет под влиянием национальной государственности и национального движения в защиту своих территорий от промышленного освоения.

В советский период различные меры по развитию экономики в крае привели к негативным последствиям и отразились на состоянии культуры хантов и манси. В 1930-е гг. здесь также проводилась коллективизация, сопровождавшаяся переходом от частных оленеводческих или рыболовецких хозяйств к коллективным.

Наибольший урон традиционной культуре нанесла акция по ликвидации мелких поселений и укрупнению посёлков. Многие оленеводы и охотники оказались оторванными от угодий. Детей, отдавая в интернаты, отрывали от родителей, а, следовательно, отучали от традиционного ведения хозяйства. Культурная преемственность поколений оказалась прерванной.

В немалой степени деформации привычной природно-ландшафтной среды способствовало промышленное освоение в связи с разработкой нефтегазового комплекса.

ХАНТЫ

Ханты живут в Западной Сибири, в бассейне рек Обь и Иртыш с их многочисленными притоками. Данная территория вхо­дит в состав Томской, Тюменской областей, в Ханты-Ман­сийский и Ямало-Ненецкий АО. Для расселения хантов характерна большая дисперсность. Плотность населения в таежной зоне – 1 человек на 15-25 кв. км.

В 1979 г. числен­ность хантов составляла 20 678 человек, в 1989 г. – 22 521 человек. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. было 28 678 ханта. Их численность с 1989 г. выросла на 27%.

Язык хантов относится к угорской ветви финно-угорской группы языков уральской языковой семьи. Он наиболее близок родственным угорским языкам манси и венгров.

Письменность хантов разработана в начале 1930-х годов сначала на латинской основе, с 1937 г. - на основе кириллицы.

Ханты представляют собой уральский антропологический тип, который сочетает монголоидные и европеоидные черты. Современные ханты и манси антропологически ближе к восточнофинским на­родам (особенно к коми-пермякам), чем к родственным по языку венграм. Формирование обских и ду­найских угров происходило преимущественно на территориях современного проживания. Обские угры занимают в расовом отношении крайние восточные позиции сре­ди всех финно-угорских популяций, что свидетельствует об участии в их формировании населения со значительной долей североазиатских монголоидных компонентов

В соста­ве Русского и Российского государства ханты расселялись на территории Тобольской губернии в Березовском, Тобольском и Сургутском уездах в разных волостях. У хантов выделяются три большие этнографические группы, совпадающие с группами диалектов – северные, южные (сейчас в значительной сте­пени обрусели) и восточные.

Заселение Западной Сибири в эпоху верхнего палеолита шло в трех направлениях – с Южного Урала – в Притоболье, с юга со стороны Ка­захстана и Средней Азии – в Прииртышье, с востока и юго-востока, со стороны Енисея – в Томское Приобье. В Среднее Зауралье шел также при­ток мигрантов из Приуралья по Чусовой. С юго-запада и юга двигались европеоиды, а из Восточной Сиби­ри – монголоиды. Это уже на ранних этапах предопределило формирование на террито­рии Западной Сибири смешанного европеоидно-монголоидного, уральского антро­пологического типа. Население в этот период жило коллективной загонной охотой на мамонта, дикую лошадь, бизона, северного оленя, в степи – на сайгу, а в горных районах и на горного козла.

В эпоху мезолита (XIII – VI тыс. до н.э.) с установлением климата и ландшафта, близкого к современному, люди вдоль Оби расселяются до района Салехарда, а кратковременные сезонные стоянки достигают даже среднего Ямала. В это время развивается инди­видуальная охота с луком и стрелами, дротиками и копьями. Охотились на лося, ко­сулю, зайца, медведя, бобра и др. Развивается сетевое рыболовство (обнаружены грузила от сетей). Для крупной рыбы использовали гарпуны. Были изобретены лы­жи, сани, лодки. Орудиями труда были каменные скребки, сверла, резцы, ножи, кинжалы с основой из кости и дерева с кремневыми вкладышами, костяные шилья, проколки и др. Из бересты делали посуду. В конце палеолита была приручена соба­ка. На поселениях открыты жилища небольшой площади, слабо углубленные в зе­млю с шатровым перекрытием из жердей и бересты.

Лингвисты и археологи считают, что в период мезолита – раннего неолита уже складывается уральская этноязыковая общность, в которую входили предки финно-угорских и самодийских народов. Лингвисты указывают на общие названия в уральских языках, относящиеся к луку, стрелам, долоту, сверлам, лыжам, нартам. Примерно в эту же эпоху происходит распад единой уральской этноязыковой общности на финно-угорскую и само­дийскую или, согласно другим, – на финно-пермскую и угро-самодийскую.

В эпоху бронзы (рубеж III – II тыс. – VIII – VII вв. до н.э.) получает развитие производящее хозяйство.

В ХIV – ХIII вв. до н.э. лесостепь Западной Сибири от Притоболья до Енисея бы­ла занята в основном племенами андроновской (фёдоровской) культуры, которую од­ни исследователи считают угорской, другие индоиранской.

В эпоху раннего железа предки обских угров занимали лесное Зауралье, Ниж­нее Притоболье и Обь-Иртышье, распространяясь также на Урал и прилежащую часть Печорского Предуралья и левобережного Прикамья.

С эпохи железа начинается формирование хантов, манси, мадьяр, самодийцев. Древние ханты занимались охотой, рыболовством, морским зверобойным про­мыслом, ездили на собаках, жили в укрепленных и неукрепленных поселениях. Их культура достигла высокого уровня и была адаптирована к местным экологическим условиям. Они добывали болотную руду и выплавляли из нее железо, из которого изготовляли орудия труда – ножи, топоры-тесла и др., оружие – наконечники стрел, кинжалы.

В эпоху средневековья (II – ХII вв.) представлены городища, неукрепленные поселения, грунтовые и курганные могильники, культовые места и пещеры на Урале. В сравнении с эпохой раннего железа площадь городищ уменьшается (с 3000 до 400-1200 кв. м). Планировка застройки – уличная с расположени­ем построек рядами. Преобладали однокамерные жилища прямоугольной фор­мы с углубленным котлованом, каркасные, шатровые. В конце I – начале II тыс. появляются срубные постройки. В это же время стали строить двухкамерные жилища и жилища с пристроем. Вдоль стен или у противоположной от входа стены располагались земляные нары, а в центре – очаг в виде скрытого кострища на уровне пола, в неглубокой яме или на возвышении.

Во второй половине I тыс. происходит формирование основных групп хантов – северных, юж­ных и восточных. Складывающаяся группа южных прииртышских хантов в VI в. подверглась тюркско­му влиянию.

По-разному складывались хозяйственно-культурные типы этих групп: охотничье-рыболовческое направление у северных хантов, охота и рыболовство, дополняемые скотоводством и земледелием – у южных.

С рубежа Х – ХI вв. усиливается роль пушной охоты, приобретающей товарное значение: пушнина шла в обмен на товары. В XI – XIII вв. на север Урала и в Западную Сибирь проникают коми-зырянские и русские новгородские торгов­цы, "промышленные люди" (охотники за пушниной). Одновременно усиливаются связи с Волжской Болгарией.

Период VI – XIII вв. заполнен военными межплеменными столкновениями, в том числе, обских угров с самодийцами и тюрками, которые проживали на смежных тер­риториях. Общество было уже в сильной степени дифференцировано, выделялись племенная знать, вое­начальники. По-видимому, к концу этого периода, к ХI – ХIII вв. сформи­ровались и те остяцкие (хантыйские) "княжества" – военно-племенные объедине­ния, с которыми столкнулись русские уже в XV в. Южные районы Прииртышья были вовлечены в сферу интересов тюркских племен, складывающихся в особый этнос сибирских татар и создающих свою государственность (Тюменское, затем Сибирское ханство).

Основная тенденция миграций хантов в XVIII – XIX вв. – с запада на восток и с юга на север. Каждые полвека в XVII – XVIП вв. численность населения в отдельных регионах увеличивалась или уменьшалась на 50-60%; с конца XVIII в. она увеличилась на 27,5%, что свидетельствует о миграции населения. В XVII – XVIII вв. увеличилось число и южных хантов, на Оби, Иртыше, в низовьях Конды – на 40-90%. Сюда переселялись с Конды, Пелыма, Туры в XVIII в., уходя от христианизации, а в XIX в. – под давлением переселенцев татар и русских. В XIX в., напротив, население иртышских волостей стало переселяться на восток и подверглось тюркскому и русскому влиянию. Численность восточных хантов постоянно росла с XVII по XIX в. на 18-25% за счет хантов Иртыша.

Развитие хантов шло и под влиянием иноэтничных со­седей: северных – со стороны ненцев, коми, северных манси, русских; южных – та­тар, русских, манси, эвенков; восточных – ненцев, русских, селькупов, коми, эвен­ков, кетов.

МАНСИ

Манси живут в Ханты-Мансийском АО (Березовский, Октябрьский, Кондинский районы) и Свердловской области (Ивдельский район) – по Нижней Оби и ее притокам, в верх­нем и среднем течении притока Иртыша р. Конда, а также на Среднем и Северном Урале.

В прошлом (до ХIV – ХVI вв.) манси расселялись много западнее, а до XVIII в. и южнее. Еще в ХVII – ХVIII вв. мансийские селения были на Урале и в Приуралье. В более отдаленном прошлом (до XIV в.) предки манси жили еще западнее, вплоть до Печоры. Постепенное продвижение русских, теснивших коми-зырян, подви­гало к востоку манси, которые в свою очередь вытесняли хантов на восток, а са­ми переселялись за Урал окончательно уже в конце XIX – начале XX в.

Для манси, как и для хантов, характерно дисперсное расселение по Обскому бассейну. Расстояния между населенными пункта­ми подчас огромны, более 50-100 км.

По данным Всесоюзной переписи 1979 г. насчитывалось 7434 манси, в 1989 г. СССР – 8459, в РСФСР – 8266. Городское население составля­ло 45,7%, сельское – 54,3%. Мансийский язык считали родным 36,9%, среди город­ского населения – 25,1%, среди сельского – 46,5%. Русский язык считали родным 62,6%, среди городского населения 74,3%, среди сельского – 52,9%. В Ханты-Ман­сийском АО проживало 6600 манси (около 80%). По данным Всероссийской перепи­си 2002 г. манси насчитывается 11 432 чел., их численность с 1989 г. увеличилась на 35%.

Мансийский язык относится к угорской ветви финно-угорской группы уральской семьи языков. Наиболее близки ему хантыйский и венгерский языки. Язык манси делится на две диалектные группы – северную и южную. Раньше (ещё в ХVII – ХVIII вв.) у манси было четыре группы – южная, западная, восточная и северная группа. В ХVIII-ХIХ вв. почти все западные и южные манси обрусели.

Письменность манси была разработана в самом начале 1930-х годов (первый букварь В.Н. Чернецова вышел в 1931 г.). Сначала ал­фавит был латинский, с 1937 г. – кириллица; в последние десятилетия он усовершенствован.

Антропологически манси, как и ханты, принадлежат к смешанной уральской расе. В отличие от хантов у манси в несколько большей степени проявляются европеоидные черты, особенно у западных групп. Это генетически сближает манси с пермско-финскими и поволжско-финскими этносами – коми, удмуртами и марийцами, а также свидетельствует о контактах с русским населением.

У манси в прошлом было три этнографические группы – западные (Средний Урал), восточные (р. Конда с сритоками), южные (р. Тура, Тавда). К концу XIX в. западные и южные манси исчезли: часть была ассимилирована татарами и русскими, часть ушла на север и восток, где отчасти слилась с хантами. В то же время сформировалась группа северных манси по р. Северной Сосьве с Ляпиным и верховьям Лозьвы.

В составе Русского (позднее Рос­сийского) государства манси жили в Тобольской (Березовский, Туринский, То­больский уезды) и Пермской губерниях в разных волостях, территория кото­рых чаще всего совпадала с речным бассейном и территориальной группой манси (Сосьвинская, Ляпинская, Пелымская, на р. Лозьва и Сосьва и др.)

Соседями манси в ХVII – ХIХ вв. на западе были финно-пермские народы (коми-зыряне), русские, на юге – татары и русские, на востоке – ханты, на севере – ненцы и ханты. Влияние культур этих народов чувствуется в культуре манси. От ненцев они заимствовали оленеводство и связанные с ним элементы культуры – типы нарт, упряжи, жилища (чум), от татар – строительную технику (глинобитные стены), ти­пы печей, головных уборов, от русских – орудия труда, утварь, типы одежды из тка­ни, типы лодок, сетей, капканы, срубную технику и др. Но больше всего сходства в их культуре с хантами.

До 1930-х годов манси называли вогулами. Под этим названием (а также вогуличи, гогуличи) они известны в русских документах с XIV в., по ясачным кни­гам ХVI – ХVII вв., ханты фигурируют в них под именем остяков.

Происхождение манси связано с археологическими культурами Урала, Приуралья и Зауралья. Археологи связывают территорию Прикамья с формированием в основном пермских народов, например, коми-пермяков. Однако здесь происходили также процессы угорского этногенеза.

Самые ранние памятники на территории этногенеза манси относятся к эпохе нижнего палеолита и датируются около 250 – 200 тыс. лет назад. Это местонахожде­ния на р. Сылве и р. Чусовой.

Более многочисленны и разнообразны памятники верхнего палеолита (40 – 12 тыс. лет назад). В это время человек достиг Се­верного Урала и низовий Печоры. К данному периоду относится наскальная живопись Каповой пещеры с нанесенными охрой фигурами идущих мамонтов и лошадей в верховьях р. Белой в Башкирии. В отношении данных памятников этнические определения еще не применимы. Но более поздние наскаль­ные изображения Урала на р. Вишера, Тагил (неолит, энеолит) связаны по сюжетам с хозяйством, культурой, мировоззрением, культовой практикой манси.

В эпохи энеолита (конец IV – III тыс. до н.э.) и бронзы (рубеж III – II – начало I тыс. до н.э.) предки манси занимались комплексным хозяйством, соединяя охоту с рыболовством и собирательством. В лесостепи и южнотаежной подзоне в эпоху бронзы постепенно распространяется скотоводство – разведение лошади, крупного рогатого скота и в ограниченных размерах мелкого рогатого скота.

В эпоху раннего средневековья VI – IX вв. обские угры распадаются на протоманси и протохантов.

К концу I – началу II тыс. в основном завершается формирование манси и хан­тов и намечается их дифференциация на этнотерриториальные и этнографические группы.

В хозяйстве предков манси на Туре в конце I – начале II тыс. сочетались присва­ивающие отрасли (мясная охота, рыболовство, собирательство) и производящие (скотоводство, земледелие в ограниченных размерах, железоделательное и бронзо-литейное производства). Выросло значение пушной охоты в связи с увеличением торгово-обменных контактов с Волжской Болгарией, Древней Русью, Новгородом, коми-зырянами и коми-пермяками, а также – с народами Сибири – тюрками лесо­степи и степи, хантами и самодийцами – на севере и северо-востоке.

Наиболее интенсивными были связи с Волжской Болгарией и Русью. При этом пути за Урал по Каме в домонгольское время находились в основном в руках волж­ских болгар.

В конце ХI – ХII в. начались походы новгородских, а затем и московских воевод в Югру. После присоединения в 1478 г. Новгородской земли к Московскому Великому княжеству правительство Ивана III активизировало свою политику в отношении Югры. В 1483 г. был совершён боль­шой поход рати под командованием Федора Курбского в Югру. Югорские князья обязались платить дань и признали верховенство Московского Великого князя. Противостояние за об­ладание Югрой между Московской Русью и Сибирским ханством после захвата в нем власти Кучумом в 1563 г. завершилось поражением Кучума в результате похо­да Ермака в 1581-1585 гг. и присоединением Сибири к России, в конце XVI в.

Большой приток населения на земли манси отмечен в XVIII в., его численность увеличилась на 45%. Вероятно, это было связано с христианизацией угров в XVIII в. Массовое переселение русских на север и процессы обрусения манси происходило до XX в.

Межэтнические связи манси XVIII – XIX вв. отразились на их материальной культуре, в которой наряду с общими североазиатскими и угорскими выделяются самодийские, тюркские, русские и пр. элементы. О смеше­нии манси с русскими, коми и ненцами писали разные исследователи.