Челканцы
Челканцы проживают в настоящее время в основном в селах Курмач-Байгол, Суранаш и Майском, а также в Чуйке, Бийке и ряде других населенных пунктов Турочакского р-на Республики Алтай, из которых лишь первые два – с преобладающим челканским населением. Значительная часть челканцев живет в крупных населенных пунктах республики, в Турочаке, Артыбаше, Иогаче, в г. Горно-Алтайске, а также за пределами Республики Алтай в Таштагольском р-не Кемеровской обл.
В советской и российской этнографической литературе эту группу называли и называют, как правило, «челканцами», по имени одного из входящих в её состав родов, либо – в последние 20-25 лет довольно часто и фонетически более точно – «чалканцами»; порой встречается название «лебединцы», производное от р. Лебедь, по берегам которой всегда расселялась основная масса челканцев. Самоназвание членов рода-сеока «шалганну» распространено среди всех челканцев как общее самоназвание. В годы советской власти челканцы Алтая учитывались в текущей хозяйственной документации, в паспортах и в ходе всесоюзных переписей населения как "алтайцы", а челканцы Кемеровской обл. обычно как "шорцы".
В 2000-2001 гг. в Республике Алтай насчитывалось 1689 челканцев, хотя по данным переписи населения России 2002 г., впервые – после 1923 г. – официально выделившей при итоговых подсчетах строку "челканцы", число людей, решивших назвать себя таковыми, составило всего 855 чел. Подавляющее большинство челканцев, 830 чел., было зафиксировано в Республике Алтай.
Язык челканцев вместе с кумандинским и тубаларским обычно относят к числу северных диалектов алтайского языка. С 1980-х годов язык челканцев начинает рассматриваться лингвистами и как самостоятельный объект изучения, без диалектной отнесенности к алтайскому языку. Несмотря на довольно большое число лиц, заявивших в ходе переписи населения России 2002 г. о владении челканским языком (539 чел., т.е. 63% от общего числа челканцев), этот язык все же относится к числу языков, чьё существование находится под угрозой. Язык подвергся существенным трансформациям не столько со стороны алтайского, сколько со стороны русского языка.
Основными направлениями в хозяйстве челканцев были охота и земледелие. Помимо этого челканцы занимались рыболовством, собирательством, скотоводством и, под влиянием русских пчеловодством и огородничеством.
Религиозные представления челканцев XIX – первой половины XX в. представляли собой смесь прежних шаманских представлений и постепенно распространявшегося официального и, в большей степени, бытового православия.
Современное этническое развитие челканцев тесно связано с общими процессами самоопределения малочисленных народов России. По инициативе интеллигенции и местных активистов и при поддержке руководства Республики Алтай в 2000 г. челканцы добились права быть включенными в единый перечень малочисленных народов России, что позволяет им надеяться на большее внимание как со стороны федерального, так и республиканского центра. Последние несколько лет в республике регулярно с периодичностью раз в два года проводится летний праздник коренных малочисленных народов Республики Алтай "Тюрюк-Байрам", в Горно-Алтайске празднуется челканская масленица "Чылгаяк". Основные проблемы современного развития во многом связаны с экономической беззащитностью населения Турочакского р-на республики перед вполне прогнозируемым наплывом приезжих и скупкой ими земельных участков в долине р. Лебеди. Значительная часть челканского населения, приученная за долгие годы взаимодействия с властными структурами к осознанию невозможности или бесполезности отстаивания своих прав, в настоящее время пассивно наблюдает за развитием событий. Вместе с тем следует отметить, что уже несколько лет существует общественная организация "Возрождение челканского народа", которая пытается сотрудничать как с Ассоциацией коренных малочисленных народов Республики Алтай, так и с головной Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и пытается защищать жизненные интересы своей этнической группы.