Телеуты
Телеуты – один из малочисленных тюркских народов Южной Сибири. Общая численность телеутов, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., составляет 2650 чел. В настоящее время этот народ компактно проживает в селах и городах Кемеровской области. В 2002 г. их численность составила 2534 чел., из которых 1044 жили в городах Белове, Гурьевске, Новокузнецке и ряде других. Небольшие группы телеутов, часть из которых до сих пор сохраняет свою этническую идентичность, живут в Алтайском крае, а также в Республике Алтай, где в 2002 г. 32 чел. заявили о своей телеутской идентичности.
Телеуты устойчиво сохраняют этническое самосознание и самоназвание, определяя себя преимущественно как "телеңет" (мн.ч. - телеңеттер)", "телеуты" (при общении на русском языке), а также как "пайаттар" ("бачатцы" – от телеутского названия рек Большой Бачат и Малый Бачат – левых притоков р. Ини), "тадар-кижилери" ("татарские люди"), или "тадарлар" ("татары", т.е. "тюрки"). Под именем "байаттар", или "пачаттар", телеуты известны алтайцам и шорцам.
По лингвистической классификации язык телеутов большинством языковедов долгое время считался одним из южных диалектов алтайского языка и относился вместе с киргизским языком и другими южными диалектами алтайского языка к киргизско-кыпчакской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. Вместе с тем в 1970-е годы сформировалась новая точка зрения, согласно которой язык телеутов может рассматриваться как самостоятельный объект исследования, без диалектной отнесенности к алтайскому языку.
Судя по тем данным, которыми в настоящее время располагают востоковеды, этноним "телеуты" – один из древнейших на территории Сибири и Центральной Азии. Через переходные формы он возводится к этнониму Ting-Ling = "дин-лины", известному из китайских источников с 201 г. до н.э. Однако в целом вопрос о соотношении этих этнонимов, а также об этногенетической связи древних динлинов с телеутами до сих пор не решён.
Об уйгурах, доланьгэ, дубо, курыканах, байегу, сеяньто и других племенах теле известно, что они в I тысячелетии н.э. неоднократно предпринимали попытки создания собственного государства. В частности, известны Гаогюйское ханство (конец V - начало VI в.), Джунгарское царство теле во главе с сеяньто (начало VII в.), каганат Сеяньто (вторая четверть VII в.). Все эти государства просуществовали недолго, и теле в основной своей массе продолжали оставаться племенами, социально подчиненными древним тюркам. Последующие события в несколько упрощенном виде выглядят как беспрерывная смена центральноазиатских государств – Уйгурского (745-840 гг.), Кыргызского каганатов (период "кыргызского великодержавия" начался с разгрома уйгуров в 840 г.), монголоязычных киданей (X в.), найманов (XII в.), пока, наконец, на огромной территории Азии не была создана империя Чингисхана и его потомков. Все это время – до конца XVI в. – теленгуты/телеуты, по-видимому, входили в том или ином качестве в состав названных государств и постепенно продвигались из Забайкалья через верховья Енисея на юг Западной Сибири. Первые упоминания о телеутах в русских исторических документах относятся к началу XVII в. В тот период телеуты (русское наименование "белые калмыки", монгольское – " теленгуты") кочевали в Верхнем Приобье. Телеутское княжество ("Теленъ орда" на карте С. Ремезова, или "Телеутская землица" в русских письменных источниках), возглавляемое князем Абаком, являло собой одно из наиболее сильных и влиятельных на юге Западной Сибири государственных объединений. С 30-х годов XVII в. началось постепенное ослабление телеутского княжества: в 1635 г. оно распалось на два улуса – "Абаковичей" (детей Абака) и "Мачиковичей" (потомков Мачика Койшебурина). С образованием в XVII в. на границе с Телеутской землицей Кузнецкого и Томского уездов Русского государства отдельные группы "белых калмыков" (мелкие улусы, осколки улусов, "аймаков") откочевывали в российские пределы, где телеуты принимали подданство России и расселялись в "порубежных" уездах на правах служилого или ясачного сословия. С начала XVIII в. большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии – государства, созданного западными монголами. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стал разгром Джунгарии в войне с Китаем, улусное объединение телеутов окончательно распалось.
В XIX в. телеуты составляли несколько административных единиц – ясачных волостей – в Томском, Бийском и Кузнецком уездах Томской губернии.
В этнокультурном отношении телеуты в тот период также не представляли единства и различались по отдельным территориальным группам, среди которых наиболее значительными были три, условно называемые бачатской, томской (кал-макской) и алтайской.
К середине XIX столетия число телеутов на Алтае возросло. Определенным образом их переселению из Кузнецкого уезда способствовала созданная в 1830-е годы Алтайская духовная миссия, которая надеялась на помощь крещеных телеутов в приобщении алтайцев-шаманистов к христианству. Большинство телеутов этой группы проживало в миссионерских селениях совместно с "новокрещеными алтайцами".
В хозяйстве телеутов главную роль играло скотоводство. Разводили коней, коров, овец. Под русским влиянием в некоторых хозяйствах появились свиньи козы. Птицеводство, по сравнению с русскими было развито слабо. В некоторых семьях держали кур, уток, гусей, индеек.
По свидетельству И.Г. Георги в XVIII в. земледелие у телеутов изначально было развито слабо. Известно, что в степных районах Южной Сибири очаги примитивного мотыжного земледелия существовали с эпохи бронзы. Население выращивало, главным образом, ячмень. После контактов с русскими земледельцами у телеутов помимо ячменя появляется рожь, пшеница, овёс и горох. Несмотря на то, что земледелие у телеутов имело второстепенное значение в XIX в. они перешли от простейших мотыг до усовершенствованных сох, включая и другие русские орудия труда. Следует отметить, что среди других тюркских этносов Саяно-Алтая телеуты добились наибольших успехов в земледелии.
Древние традиции в хозяйстве телеутов имели охота и рыболовство. Способы и приёмы охоты соответствовали как степной зоне (верховая с применением ловчих птиц), так и таёжной (с применением силков, ловушек, капканов и т.д.). Рыбу ловили при помощи остроги, удочки, сетей и т.д.).
Под русским влиянием появилось пчеловодство.
Собирательство наиболее ярко представлено сбором кедрового ореха. В домашних условиях обрабатывали кожу, шерсть, дерево, металлы.
Древней традиционной религией телеутов является шаманизм, который при существенном сходстве с шаманизмом других народов Саяно-Алтая имел свои отличительные черты. Различия прослеживаются в особенностях мировоззренческих представлений, в характеристике пантеона духов, в трактовке обрядовой атрибутики.
Если в начале XX в. у телеутов было по нескольку шаманов на каждую деревню, то с 1930-х годов у телеутов не было ни одного профессионального шамана. Несмотря на атеистическую пропаганду, хорошо сохранились многие шаманистские представления о мире и населяющих его духах, о способах борьбы со зловредными духами, ритуалы кормления огня, родовых и семейных охранителей.
Значительный пласт религиозных представлений телеутов связан с православием, что отразилось на мировоззрении, семейной обрядности, общественном быте телеутов. В приобщении телеутов к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. Телеуты-шаманисты были крещены в ХVIII – ХIХ вв. В XIX в. благодаря активному содействию телеутов христианство продвинулось на Алтай.
В домах телеутов, в переднем углу, появились иконы, люди стали носить нательные кресты, ставить кресты на могилах, ходить в церковь на богослужения, отмечать православные праздники. В школах, открытых духовной миссией, обучались телеутские дети. И службы, и обучение в школах велись на родном телеутском языке.
Разделение телеутов как бы на две части – православных и шаманистов – во многом оставалось чисто внешним. Шаманисты, также, ходили в православные церкви, целовали крест, соблюдали церковные праздники. Православные в случае болезни обращались за помощью к шаману, почитали родовых и улусных покровителей.
В начале 1990-х годов отмечалось активное движение за возрождение православия, выразившееся во всплеске интереса части телеутов к христианству.
На рубеже ХIХ – ХХ вв. среди небольшой группы телеутов Горного Алтая получил распространение бурханизм.
ШОРЦЫ
Территорией расселения шорцев является Кемеровская область. Небольшие группы шорцев проживают в республиках Хакасия и Алтай. Общим самоназванием всех групп шорцев было "тадар-кижи". Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию или по названиям родов, а при общении с русскими сами себя называли "кузнецкими татарами".
Официальный этноним "шорцы" закрепился у всех тюркоязычных родов верховьев Томи только к концу 1920-х гг. До этого он употреблялся как самоназвание одного из довольно разветвленных родов Шор.
В закреплении за национальным районом названия "Шорский", а за коренным тюркоязычным населением – "шорцы" важную роль сыграла Комиссия по изучению племенного состава народов СССР (КИПС), Сибирский отдел которого возглавлял этнограф Л.Я. Штернберг, ученик академика В.В. Радлова. Именно последний в 1865 г. впервые предложил назвать мрасских и кондомских бирюсинцев и абинцев шорцами по названию одного из горно-таежных родов – шор.
По инициативе В.В. Радлова и КИПСа в официальный список было включено только название "шорцы", по аналогии с которым и был назван созданный в 1926 г. национальный район, в рамках которого уже окончательно завершилось сложение единого шорского этноса.
Исторические предки шорцев XVII – XVIII вв. больше известны под названиями "кузнецкие татары" (по роду их занятия). Южные горнотаёжные "кочевые" предки шорцев вели комплексное хозяйство, где преобладала охота на пушного зверя, сочетаемая со слабо развитым скотоводством, ручным земледелием, рыболовством, пчеловодством, сбором кедрового ореха и дикорастущих. Они в более чистом виде сохранили особенности уральской промежуточной расы. Главными занятиями "оседлых" были относительно развитое полукочевое (позднее стойловое) скотоводство, сочетаемое с охотой, ручным земледелием, металлургией и кузнечным делом, собирательством, пчеловодством и рыболовством. По внешним признакам они более тяготели уже к южносибирской переходной расе.
По языковой классификации шорцы относятся к хакасской подгруппе тюркских языков. Большинство населения общается на русском языке, и этот процесс языковой ассимиляции постоянно усиливается. Только в отдаленных деревнях разговорный язык продолжает бытовать в некоторых семьях. У шорцев, проживающих в городах, процесс языковой ассимиляции русскими идет интенсивнее, чем у сельчан.
По данным переписи населения России 2002 г., численность шорцев составляет 13 975 чел., из которых 6210 чел. указали, что владеют шорским языком.
В конце XIX – начале XX в. у шорцев сформировалась причудливая картина религиозного синкретизма. Из-за несостоятельности сибирского миссионерства на начальном этапе освоения Сибири правительство и Святейший Синод указами от 1789 и 1799 гг. упразднили должности миссионеров в этом регионе. Только в 1826 – 1827 гг. в Тобольской епархии была учреждена Алтайская духовная миссия, возглавляемая епископом Макарием. К началу XX в. большинство шорцев официально исповедовало православие. Заслуга в этом принадлежит протоиерею Алтайской духовной миссии Василию Ивановичу Вербицкому и его ученикам – выходцам из аборигенов.
Методы распространения христианства были самые различные – от прямого принуждения до введения тех или иных льгот для новокрещеных: бесплатная раздача хлеба, трехлетнее освобождение от всех налогов и т.п. Миссионеры распространяли передовые методы ведения хозяйства (пчеловодство, земледелие), здоровый образ жизни и новые средства врачевания, защищали шорцев от произвола царских чиновников, боролись против пьянства, а также невежества шаманов. Главными итогами их деятельности были широкое распространение грамотности и появление первых шорских просветителей и интеллигенции.
Однако миссионерам так и не удалось полностью искоренить шаманские обряды и верования. Вплоть до коллективизации шаманы продолжали играть большую роль в общественной жизни. Одновременно с шаманством сосуществовали прежние дошаманистские родовые промысловые и домашние культы.
Согласно традиционному мировоззрению кузнецких татар-шорцев, мир разделен на три сферы: небесная земля, средняя земля и земля злых духов – подземный мир. Человек обитает на средней земле в соседстве с многочисленными духами – хозяевами мест: тайги, гор, рек, озер. Причем эти духи обычно представляются антропоморфными существами, почти ничем не отличающимися от людей по образу жизни. Наибольшим почитанием у шорцев пользовались духи гор – и духи воды. Эти духи представлялись в образе мужчин-охотников или нагих женщин с длинными распущенными волосами. Водный дух часто виделся в образе рогатого черного человека. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая и т.д. Кроме того, существовали традиционные родовые моления, в которых обязательно участвовал шаман.
До настоящего времени у шорцев так и не сложилось цельной традиционной религиозно-мифологической системы. Религиозные верования представляют синкретический комплекс, состоящий из остатков дошаманистских культов, православного христианства и пережитков марксистско-ленинской идеологии. Кроме остаточных элементов православия и шаманизма с 1993 г. стали активно внедряться другие конфессии, например, евангелисты-баптисты.
Для большинства как сельских, так и городских шорцев характерен религиозный нигилизм. Попытки внедрения неошаманизма со стороны шорской и хакасской национально-политической элиты пока не находят поддержки даже у старшего поколения в городе и в поселках.
Принявшие посредством русских христианство шорцы приурочили ряд традиционных языческих праздников с характерными для них обрядами к праздникам православным.
К началу XX в. духи-покровители отдельных шорских родов отходили на второй план, уступая место новым общеэтническим божествам. Процесс превращения родоплеменного шаманизма в религию еще не был завершен. К тому же у шорцев под влиянием христианства эволюция шаманизма прекратилась, а шаманистские представления стали переплетаться с поверьями, характерными для православных христиан.
Впервые вопрос о выделении "инородцев Кузнецкого уезда" в самостоятельную национальную единицу был поднят только в 1924 г., когда по инициативе Сибревкома был проведен "Татаро-шорцевский" горнорайонный съезд. До этого, по различным проектам, выдвигавшимся с 1917г. различные группы кузнецких татар-шорцев должны были быть включены в общей массе "инородческого" населения в Ойрот-Хакасскую республику, а затем, по другому варианту – в республику Ойрот.
12 января 1925 г. было опубликовано постановление ВЦИК СССР об образовании Горно-Шорского национального района. 25 августа 1925 г. Сибревком принял решение ускорить образование в южной части Томской губ. национального района. 1-8 октября 1925 г. прошел I съезд советов Горной Шории. Всего за период существования Горно-Шорского национального района было проведено шесть таких съездов, последний из которых в ноябре 1936 г.
В то время под влиянием данного И.В. Сталиным определения нации, главное внимание стало уделяться компактно расселенным крупным национальностям, а дисперсные национальные группы, в том числе и шорцы, оказались вне поля зрения. Распространенное тогда же мнение об успешном решении к концу 1930-х годов в СССР национального вопроса не учитывало того, что, в отличие от классовых противоречий, ликвидация фактического неравенства, в котором еще находились малые народы по отношению к нациям – процесс довольно длительный. Всего к 1934 г. на территории СССР национальных районов, образованных решением высших органов, было 97. В целом таких национальных районов и сельсоветов насчитывалось около 5 тыс., причем 458 национальных районов только в РСФСР. И все они, выполнявшие, как тогда считалось, основную задачу – "подъем экономики и культуры малых народов и национальных групп до уровня всего населения СССР", были ликвидированы.
После ликвидации Горно-Шорского национального района этническое развитие шорцев стало замедляться. Оказался закрыт педагогический техникум, в школах преподавание стало вестись на русском языке, прекратилась публикация литературы на шорском языке.
Уцелевшие после репрессий шорские учителя и другие представители интеллигенции большей частью погибли на фронтах Великой Отечественной войны. В послевоенный период главной задачей Горной Шории стало развитие промышленности, а вопросы социально-экономического и культурного развития сельских районов отошли на второй план.
В марте 1991 г. Ассоциация шорского народа организовала и провела в Новокузнецке Первый съезд коренных народов Южной Сибири. На съезде создали Ассоциацию тюркоязычных народов Южной Сибири, приняли устав и резолюцию. Вскоре из-за разногласий в этом движении Ассоциация коренных народов Южной Сибири распалась.
В марте 1992 г. в проводится Второй съезд шорского народа. Была принята резолюция "О территориях традиционного природопользования" с требованием не допустить передачу шорской земли в частные руки.
По результатам шорских съездов 24 февраля 1993 г. вышло постановление Совета национальностей Верховного Совета РФ "Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера".