logo
narody

Теленгиты

Теленгиты – тюркоязычный народ, основная часть которого живет в южных районах Республики Алтай в Улаганском и Кош-Агачском районах. До 2000 г. теленгиты не были отмечены как отдельный этнос в переписях населения страны. Теленгиты включались в число алтайцев. В советской научной литературе их вместе с телеутами, алтай-кижи и те­лесами классифицировали как группу южных алтайцев; язык теленгитов считался диалектом алтайского языка. С 2000 г. теленгиты включены в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации и во время переписи 2002 г. людей, заявляющих, что они теленгиты, записывали отдельно от алтайцев.

В Кош-Агачском районе теленгиты живут вместе с казахами, что влияет на их культурную, политическую и эконо­мическую ситуацию. Многие политиче­ские и культурные инициативы среди теленгитов проявляются с учетом пози­ции их казахских соседей, численность и политическое влияние которых в райо­не растут год от года. Первая волна ка­захов появилась на территории совре­менного Кош-Агачского района в конце XIX в. Получив разрешение от теленгитских старейшин, казахи поселились по левому берегу р. Чуй. Второй этап казахской иммиграции – 1920-1930-е годы. С того времени и вплоть до начала 1990-х годов популяция казахов непрерывно рос­ла. Именно поэтому почти все деревни Кош-Агачского района оказались этнически смешанными. 1991-1996 гг. – период миграции казахов из Кош-Агача в Казахстан и их последующий возврат на Алтай.

Теленгиты составляют большинство населения Улаганского района. Перепись 2002 г. имела большое значение для этнополитической ситуации в Улаганском и Кош-Агачском районах Республики Алтай, местах компакт­ного

проживания теленгитов. Можно сказать, что только после публикации итогов переписи факт включения теленгитов в список малочисленных коренных народов РФ и возможные его последствия дошли до сознания многих жителей этих районов.

Согласно итогам переписи, на территории Республики Алтай в настоящее время проживает 2368 теленгитов. Эта цифра мо­жет удивить, если знать, что до переписи неформальные расчеты определяли их численность в пределах от 8 и до 18 тыс. чел. Причины такого расхождения можно искать, по крайней мере, на двух пересекающихся уровнях: на уровне самосознания и на политическом уровне. Недавние исследования в Кош-Агачском и Улаганском районах показывают, что самоопределение "теленгит" и "алтаец" отнюдь не исклю­чают друг друга. Жители этих районов считают себя и теленгитами, и алтайцами, так что во время переписи могли отвечать по-разному, в зависимости от того, как именно был задан вопрос. Можно предполагать, что завер­шившиеся успехом попытки официально определить теленгитов как коренной ма­лочисленный народ основывались не только на желании отразить существующую самоидентификацию теленгитов, но также на экономических и политических сооб­ражениях. Статус коренного малочисленного народа может потенциально предос­тавить теленгитам новые возможности и аргументы в диспутах о землеустройстве и экономическом развитии. В первой половине 2005 г. в Кош-Агачском районе были зарегистрированы две сельских и одна родовая община: в каждом случае инициаторы их создания использовали права теленгитов как коренного малочисленного народа. Обсуждается также вопрос об определении некоторых земель как территорий традиционного природопользования.

Другую причину столь малого числа теленгитов в переписи 2002 г. можно объяснить и политической атмосферой в Республике Алтай накануне переписи. В рес­публиканских средствах массовой информации отговаривали или даже упрекали тех, кто потенциально мог записаться теленгитами. Алтайские политические и го­сударственные деятели опасались, что если слишком много людей заявит о себе как о теленгитах, то количество всех алтайцев в республике окажется меньше 50 тыс. чел. В свою очередь, это могло бы, как говорилось, привести к утрате рес­публиканского статуса всего административного подразделения. Хотя, согласно законам РФ, такие опасения не совсем обоснованны, они привели к значительному давлению на население соответствующих районов. Выбор между дек­ларацией себя алтайцем или теленгитом стал для многих людей вопросом алтай­ского патриотизма, особенно потому что в это время в соседнем Алтайском крае раздавались голоса о возможном объединении Алтайского края и Республики Алтай.

Не исключено, что итоги следующей всероссийской перепи­си окажутся другими и количество людей, официально определяющих себя как теленгиты, будет расти. Включение теленгитов в перечень коренных малочислен­ных народов Российской Федерации стало важным фактором в местной политике. Отношения между алтайцами и теленгитами обсуждаются более активно, чем рань­ше. В декабре 2004 г. на базе общественных объединений двух теленгитских райо­нов была создана республиканская общественная организация "Развитие теленгитского народа". Это не первая теленгитская организация, но в сочетании с новым статусом, полученным теленгитами, её влияние оказывается более сильным, чем у ее предшественниц. С самого начала своего существования эта организация ставит перед собой задачи обеспечения политических и культурных прав теленгитского на­рода, с особым упором на проблемы землеустройства.

Южный Алтай представляет собой разнообразные природно-климатические зоны. Кош-Агачаский район – это засушливая горно-степная территория. Улаганский район – это горно-лесная территория. Эти особенности повлияли на развитие хозяйства теленгитов. Традиционной хозяйственной деятельностью теленгитов является, прежде всего, скотоводство. До советского периода скотоводство было пастбищным, поэтому теленгиты вели кочевой или полукочевой образ жизни. Жилища теленгитов соответствовали кочевому быту. Это был «чадыр» или «аланчик» – деревянная конусообразная конструкция, крытая берестой и войлочная юрта «кийис» или «кереге айыл». В настоящее время теленгиты живут оседло, и жилищем является срубная изба.

В основе религиозной жизни современных теленгитов лежит их отношение к земле – как к своей местности, так и ко всему Алтаю. У теленгитов древний культ природы сочетается с шаманизмом, а также влиянием буддизма и православия. Вместе с тем теленгиты не отождествляют себя ни с одной из этих религий. Напротив, они считают, что у них особая «алтайская вера» (алтай jаң).

ХАКАСЫ

Хакасы (современное самоназвание – «тадар») – тюркоязычный народ, в основ­ном проживающий на территории Республики Хакасия. Не­большие группы живут также на территории сопредельных районов Красно­ярского края и в соседней Туве (2258 чел. в 1989 г., а по итогам переписи 2002 г. – 1219 чел.).

В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов Сибири, именова­лись татарами (минусинскими, ачинскими, абаканскими) или инородцами.

Термин «хакас» для обозначения коренного населения Минусинской котловины был официально принят в первые годы советской власти. Он был заимствован ме­стной интеллигенцией из китайских источников. В китайских летописях династии Тан (IХ – Х вв.) формой «хягасы» (сяцзясы) передавалось звучание имени енисейских кыргызов. Утвержденный официально в 1923 г., в связи с образованием Хакасского уезда, этноним отождествлял современное население долины Среднего Енисея с кыргызами и способствовал их политическому возрождению.

В настоящее время хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов, каждая из которых (за исключением последней) имеет свой диалект.

Хакасский язык относится к уйгуро-огузской подгруппе восточнохуннской ветви тюркских языков и составляет особую хакасскую подгруппу. Хакасский язык – основной язык общения коренного населения Ре­спублики Хакасия.

До 1917 г. в хакасских «инород­ческих» школах преподавание велось на русском языке. В них не изуча­лись ни хакасский язык, ни фольклор, ни история местного края. С 1924 г. началась работа по созданию хакасских учебников. Через год в Хакасии было открыто 38 школ, где обучение проходило по русскому букварю с переводом на хакасский язык. В 1926 г. были написаны первые хакасские учебники, а с 1927 г. стала вы­ходить газета на хакасском языке.

С VII по XIII в. предки хакасов имели собственную руническую письменность, которая была утеряна в связи с монгольским завоеванием. На территории Хакасии сохранилось более сотни памятников этой письменности. Письма писали на бересте, пергаменте и бумаге, завозимой из Китая и Средней Азии. В Российских архивах хранились послания и договоры местных князей, напи­санных как монгольскими, так и «татарскими» письменами.

В период нахождения хакасов в составе царской России своей письменности у них не было. Современная хакасская письмен­ность была создана в первые годы советской власти, в 1924 – 1926 гг. В основу ее был положен русский кириллический алфавит с добавлением особых знаков. Создание собственной письменности способствовало образованию литературного языка. В настоящее время на хакасском языке издаются некоторые республиканские газеты. Хакасы к началу XX в. полностью (свыше 95%) сохраняли родной язык. В 1989 г., родным языком владело 76% хакасов (среди сельских жителей до 84,5%).

В 1897 г. численность хакасов составляла 41 тыс. чел. Небольшая их часть (10-15%), поселившая­ся среди крестьян и казаков, оседала там, забывала свой язык, теряла национальные черты и переводилась в крестьянское или казачье сословие. Некоторые хакасы, женатые на русских женщинах, возвращались жить в род­ные места. В результате такого процесса появились группы смешанного населения. Физический тип их изменился в сторону большей европеоидности. Они перестали кочевать на летники, занялись хлебопашеством.

В 1926 г. хакасов было 45 870 чел. В 1989 г. – 80 328 по СССР и 78 500 чел. в РФ. В 2002 г. численность хакасов в России составила 75 622 чел. Постепенно идет процесс уменьшения их удельного веса на своей этнической территории за счет большого притока трудо­вых ресурсов в связи с промышленным освоением республики. Так, если в 1910 г. в хакасских ведомствах коренные жители составляли 98%, то в 2000 г. – только 12% от всего населения Республики Хакасия.

В 2002 г. на территории Хакасии проживал 65 421 хакас, что составляет 86,5% от общего их числа. Треть всех хакасов в республике проживает сейчас в городах Абака­не (18 468 чел.), Черногорске (1104), Абазе (495), Сорске (745) и крупных поселках го­родского типа – Туим (232), Шира (431) и др.

В ходе социально-экономических преобразований в Советском Союзе хакасский народ на своей исконной территории стал национальным меньшинством. В смешан­ных районах выросло целое поколение хакасов без знания хакасского языка.

Начальные этапы хакасской истории связаны древним этносом кыргызов, которые были коренными жителями Саяно-Алтайского нагорья. Это был народ, занимавшийся не только скотоводством, но и земледелием и метал­лургией. Кыргызское государство возникло в долине Среднего Енисея в середине VI в. н.э. и просуществовало вплоть до монгольского завоевания в XIII в.

В 840 г. кыргызы разбили Уйгурский каганат и установили свое господство на просторах Центральной Азии. В период своего великодержавия владения Кыргызско­го каганата простирались от Ангары на севере до Великой китайской стены на юге, от берегов Байкала на востоке до отрогов Тянь-Шаньских гор на западе. Под давлением кыргызов большая часть уйгуров была вынуждена передвинуться в Восточный Турке­стан, где сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.

Енисейские кыргызы, создавшие в раннем средневековье собственное государст­во, просуществовали в долине Среднего Енисея как господствующий этнос около двух тысяч лет вплоть до начала XVIII в.

В середине X в. под натиском монголоязычных киданей часть кыргызов из Центральной Азии возвратилась в долину Среднего Енисея. Другая значительная часть была отодвинута к западу на Тянь-Шань и в дальнейшем стала этниче­ской основой при образовании киргизского народа. Выявленные общие этнони­мы родоплеменных групп, близкие виды традиционной культуры и исто­рической лексики у хакасов и киргизов позволяют констатировать их единые исторические корни.

В 1207 г. старший сын Чингисхана Джучи с монгольским войском вторгся в пре­делы Саяно-Алтая и захватил местные народы. Кыргызские князья признали власть монголов. Кыргызское государство потеря­ло политическую самостоятельность. Территория Хакасии была включена в состав монгольской кочевой империи, где составила один тумен.

После распада монгольской империи, в конце XIV в. различные племенные группы Хакасско-Минусинского края под эгидой кыргызов образовали единую этнополитическую общность "Хонгорай".

Роль кыргызской элитарной группы была настолько велика, что даже русские служилые люди в XVII в. называли эту территорию "Кыргызской землей".

Считается, что объединение кыргызов в XVII в. было государством, находившимся в упадке.

В 1703 г. джунгары, учитывая осложнившуюся по­литическую обстановку в Центральной Азии, переселили ближе к своей ставке по р. Эмель-гол (Западный Китай – Восточный Казахстан) около 15 тыс. кыргызов. Угон принял грандиозный размах и охватил более 70% всего населе­ния Хакасии. Это событие коренным образом изменило политическую, этническую и демографическую ситуацию в регионе.

В 1707 г., согласно указу Петра I, в Кыргызской земле был построен Абаканский острог, поставленный ниже устья р. Абакана по правому берегу Енисея. После его возведения местное население обещало быть в вечном подданстве, платить ясак и начался активный процесс присоединения территории ны­нешней Хакасии к России.

31 августа 1708 г. Китай выразил протест против постройки русскими Абакан­ского острога и потребовал его ликвидации. 20 августа 1727 г. в результате переговоров между Россией и Китаем был заключен пограничный трактат. Все земли и народы, находившиеся по северной стороне Саян, отошли к России, а по южной – к Китайской империи. После присоединения территории нынешней Хакасии к России её территория была разделена между Кузнецким, Томским и Красноярским уездами. В 1822 г. эта территория была включена в состав новообразованной Енисейской губернии.

Процесс формирования хакасского этноса растянулся во времени. Он включа­ет несколько последовательно сменяющихся этапов, различных по своей продолжи­тельности. Первоначальный, или "кыргызский этап", связан с периодом существо­вания кыргызского государства (VI – ХШ вв.). Енисейские кыргызы, относящиеся к одному из древних народов Центральной Азии, стали предками не только хакасов, но и тянь-шаньских киргизов и частично рассеялись среди многих скотоводческих народов Саяно-Алтая. Следующий этап – "хонгорайский" (ХIV – ХVIII вв.), охватывает время сложения и развития на этой территории этносоциального объединения, ставшего основой хакасской народнос­ти. Новый, или "российский этап", начался после присоединения ближайших исто­рических предков хакасов к России и характеризуется завершением главных про­цессов их консолидации (ХVIII – ХIХ вв.). Национально-освободительное движение за восстановление государственности, развернувшееся во время революции 1905 г., только к 1923 г. добилось признания советской властью Хакасского уезда. В 1925 г. он был переименован в Хакасский округ и вошел в состав Западно-Сибирского края. В 1930 г. хакасский народ получил свою автономию.

Республика Хакасия, как субъект Российской Федерации, возникла на политической карте в 1991 г. на волне суверенизации российских автономий. До это­го времени регион входил в состав Красноярского края на правах автономной области, однако уже в конце 1980-х годов стремление политической элиты области уйти из-под опеки Красноярского края просматривалось весьма отчетливо.

В настоящее время законодательную и исполнительную власти в республике образуют однопалатный Верховный Совет Республики Хакасия, и Правительство Республики Хакасия, возглавляемое председателем.

15