logo search
Е

Тема 16. История русской фольклористики.

Студент должен знать основные этапы в истории развития фольклористики, исследователей и их труды.

Студент должен уметь ориентироваться в школах и направлениях русской фольклористики.

Содержание:

Основные этапы в истории развития фольклористики. “Добуслаевский” период в фольклористике. Мифологическая школа (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, О.Ф.Миллер, А.А.Котляревский, П.В.Киреевский). “Психологическое направление” в русской фольклористике (А.А.Потебня, М.Миллер). “Теория заимствования” (А.В.Веселовский, А.Н.Пыпин, В.В.Стасов). “Антропологическая” школа (А.Н.Веселовский). “Теория самозарождения сюжетов”. Теория “исторической поэтики” А.Н.Веселовского. “Историческая школа” в русской фольклористике (В.Ф.Миллер). Этнологическое направление в русской фольклористике (Д.К.Зеленин). Основные направления в фольклористике второй половины ХХ в.

Основная литература:

  1. Азадовский М.К. История русской фольклористики: В 2-х т. М., 1958 (т.1), 1963 (т.2).

  2. Иванова Т.Г. Русская фольклористика в биографических очерках. Е.В.Аничков. А.В.Марков. Б.М. и Ю.М. Соколовы. А.Д.Григорьев. В.Н.Андерсон. Д.К.Зеленин. Н.Е.Ончуков. О.Э.Озаровская. СПб., 1993.

  3. Соколов Ю.М. Историография фольклористики // Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1941. С. 34-121.

  4. Морохин В.Н. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М., 1973.

Дополнительная литература:

  1. Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / Отв. Ред. В.М.Гацак. М., 1997.

  2. Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике: Ф.И.Буслаев. М., 1988.

  3. Академические школы в русском литературоведении. / Отв. Ред. П.А.Николаев. М., 1975.

  4. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.

  5. Разумова А.П. Из истории русской фольклористики: П.Н.Рыбников, П.С.Ефименко. М.; Л., 1954.

  6. Горелов А.А. Кем был автор сборника «Древние российские стихотворения» // Русский фольклор: Материалы и исследования. Т. 7. М.; Л., 1962. С. 293-312.

Самостоятельная работа:

Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и отвечают на вопросы для самопроверки:

  1. Кто и когда начал собирать и изучать русский фольклор?

  2. Какие академические школы существовали в истории русской науки о фольклоре и чем отличается каждое новое направление в изучении фольклора от предыдущего?

  3. Какие новые идеи развиты в работах современных фольклористов?

Виды контроля знаний:

текущий (в форме тестирования и экспресс-опросов);

промежуточный (контрольные работы);

итоговый (экзамен, которым завершается курс).