Тема 13. Народный театр.
Студент должен знать истоки и эволюцию фольклорного театра, виды и формы народного театра, основные сюжеты; историю собирания и изучения произведений народного театра.
Студент должен уметь атрибутировать тексты народного театра с точки зрения формы и содержания.
Содержание:
Истоки и эволюция жанра. Определение понятия “народный театр”. Народные сатирические пьесы. Народные героические пьесы. Драма “Лодка”, “Царь Максимилиан”. Кукольный театр. Театр Петрушки. Вертеп. Раек. Балаган. Поэтика народной драмы. История собирания произведений народного театра.
Основная литература:
Савушкина Н.И. Русская народная драма: Художественное своеобразие. М., 1988.
Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976.
Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII-XX века: Учеб. Пособие. Л., 198О.
Некрылова А.Ф., Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр: Учеб. пособие. Л., 1983.
Ивлева Л.М. Ряженье в русской традиционной культуре. СПб., 1994.
Дополнительная литература:
Крупянская В.Ю. Народная драма “Лодка” (генезис и литературная история) // Славянский фольклор. М., 1972. С. 258-302.
Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л.; М., 1925. (2-е изд., расширенное: М., 1980).
Богатырев П.Г. Художественные средства в юмористическом ярморочном фольклоре // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С.450-496.
Всеволодский-Гернгросс В.П. Русская устная народная драма. М., 1959.
Принципы драматургии русского народного театра М., 1964.
Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.
Хайченко Г.А. Русский народный театр конца XIX-начала XX века. М., 1975.
Голдовский Б. Летопись театра кукол в России XV-XVIII веков; Кулиш А. Летопись театра кукол в России XIX века. М., 1994.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Конец XVIII - начало XX вв. Л., 1988.
Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977.
Самостоятельная работа:
Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и отвечают на вопросы для самопроверки:
Каковы истоки фольклорного театра?
Как в современной науке объясняют происхождение драмы?
Какими чертами характеризуются драматическое действие и слово в играх и ряжении?
Какие сатирические темы и образы представлены в кукольной комедии, в интермедиях, в райке и прибаутках балаганных дедов?
Какие произведения героического и обличительного характера известны народной драме XVIII-XIX вв.?
- Министерство образования и науки российской федерации
- 1. Цель дисциплины (модуля):
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
- Календарно - тематический план
- 5. Образовательные технологии
- Содержание учебной дисциплины с распределением на такие методы работы, как лекция, практическое занятия, контрольные вопросы для самопроверки, тестирование и самостоятельная работа студентов.
- Тема 1. Предмет и специфика фольклора
- Тема 2. Календарные обряды и поэзия
- Тема 3. Обряды жизненного цикла
- Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия
- Тема 5. Малые жанры
- Тема 6. Сказка.
- Тема 7. Несказочная проза
- Тема 8. Былина
- Тема 9. Исторические песни
- Тема 10. Баллада
- Тема 11. Духовный стих
- Тема 12. Лирическая необрядовая песня
- Тема 13. Народный театр.
- Тема 14. Детский фольклор
- Тема 15. Поздние жанры.
- Тема 16. История русской фольклористики.
- 6, 7. Самостоятельная работа студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Вопросы для самопроверки (тесты)
- Выберите жанры, приуроченные к свадебному обряду
- Правильны или неправильны следующие утверждения
- Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество»
- Ключи к тесту
- Вопросы к экзамену:
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Карта обеспеченности образовательными ресурсами