Тема 7. Несказочная проза
Студент должен знать проблемы классификации несказочных эпических жанров; знать определения жанров легенды, предания, былички и особенности поэтики этих жанров
Студент должен уметь ориентироваться в жанровых особенностях предания, легенды, былички; отличать быличку от сказки, легенду от предания; определять форму повествования жанров несказочной прозы.
Содержание:
Проблема классификации несказочных эпических жанров. Предание. Жанровые признаки и определения. Исторические предания. Топонимические предания. Легенда, определение жанра и художественная специфика. Связь легенд с церковной книжностью. Быличка и бывальщина как жанр. Формы повествования. Демонологические персонажи в быличках и бывальщинах. Проблемы классификации (указатели сюжетов).
Основная литература:
Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987.
Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
Померанцева Э.В. Русская устная проза / Сост. В.Г.Смолицкий. М., 1985. С. 173-256.
Пропп В.Я. Легенда // Русское народное поэтическое творчество. Т.II. Кн. I. М.; Л., 1955. С. 378-386.
Дополнительная литература:
Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. Л., 1988.
Соколова В.К. Русские исторические песни XVI-XVIII вв. М., 196О [АН СССР. Труды Ин-та этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. LXI].
Аникин В.П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы // Русский фольклор. Т. 13. Л., 1972. С. 6-19.
Зиновьев В.П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин / Публ. Н.Л.Новиковой, Г.Н.Зиновьевой // Локальные особенности русского фольклора Сибири / Отв. ред. Т.Г.Леонова. Новосибирск, 1985. С. 62-76.
Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин В.П.Зиновьева // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Новосибирск, 1987. С. 313-316, 318-319, 320.
Айвазян С.Г. (при участии Якимовой О.) Указатель сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологический персонажах // Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. С. 162-191.
Самостоятельная работа:
Студенты самостоятельно изучают литературу по теме и отвечают на вопросы для самопроверки:
Какие особенности присущи каждому жанру устной несказочной прозы и чем жанры отличаются друг от друга?
На какие разновидности распадаются созданные народом предания?
Какие темы разработаны в быличках?
Какие идеи выражены в легенде?
- Министерство образования и науки российской федерации
- 1. Цель дисциплины (модуля):
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
- Календарно - тематический план
- 5. Образовательные технологии
- Содержание учебной дисциплины с распределением на такие методы работы, как лекция, практическое занятия, контрольные вопросы для самопроверки, тестирование и самостоятельная работа студентов.
- Тема 1. Предмет и специфика фольклора
- Тема 2. Календарные обряды и поэзия
- Тема 3. Обряды жизненного цикла
- Тема 4. Заговорно-заклинательная поэзия
- Тема 5. Малые жанры
- Тема 6. Сказка.
- Тема 7. Несказочная проза
- Тема 8. Былина
- Тема 9. Исторические песни
- Тема 10. Баллада
- Тема 11. Духовный стих
- Тема 12. Лирическая необрядовая песня
- Тема 13. Народный театр.
- Тема 14. Детский фольклор
- Тема 15. Поздние жанры.
- Тема 16. История русской фольклористики.
- 6, 7. Самостоятельная работа студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Вопросы для самопроверки (тесты)
- Выберите жанры, приуроченные к свадебному обряду
- Правильны или неправильны следующие утверждения
- Тесты для проверки «остаточных» знаний студентов по курсу «Русское устное народное творчество»
- Ключи к тесту
- Вопросы к экзамену:
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
- Карта обеспеченности образовательными ресурсами