2. Предмет этнологии
Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее собственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека ученые строили и продолжают строить обобщающие этнологические теории. И хотя их авторы претендовали и претендуют на точную реконструкцию исторической реальности, результаты таких построений не следует отождествлять с тем, что было на самом деле. Чаще всего эти теоретические конструкции можно расценивать как концептуальные модели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенные, идеализированные схемы, служащие точкой отсчета для упорядочения эмпирического материала.
«Примитивные» народы как предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур.
Такой методологический подход в определении предмета этнологии был обусловлен тем, что к концу XIX века в результате процессов модернизации практически все европейские народы сумели создать качественно новый тип цивилизации, значительно превосходивший все иные, созданные народами других континентов планеты. В результате стремительного технического развития и уверенности в безграничности человеческого прогресса европейцы стали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Эти народы были для цивилизованных европейцев в некотором роде примитивными, «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим интересам. Чтобы зафиксировать это различие между народами и их культурами, отсталые народы стали называться европейцами «примитивными» (от лат. primitivus - первый, самый ранний).
Новое название получило широкое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачно вписывалось в ту систему классификации культур, которая основывалась на критерии достигнутого уровня технологического развития. Исходя из такой классификации, «примитивные» народы и их культуры стали главным объектом этнологии. Об этом убедительным образом свидетельствуют работы наиболее известных этнологов XIX века -Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), Эдуарда Тайлора («Первобытная культура»). Ранние работы основоположников немецкой этнологии Теодора Вайца и Адольфа Бастиана также посвящены описаниям не имевших прошлого «первобытных народов», которым противопоставлялись имевшие свою историю «культурные народы». К последним, естественно, относились народы Европы, которые творили историю путем интенсивного покорения природы, в то время как примитивные народы были беспомощны перед окружающим их миром из-за своей лености, инертности, необузданности.
Изменение предмета этнологии в XX веке. На рубеже столетия этнология становится университетской наукой и начинает преподаваться как учебная дисциплина. Благодаря этому обстоятельству в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, которое заменило поколение основоположников-практиков. Со сменой поколений исследователей в этнологии стали меняться и представления о предмете этой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Вопреки этим представлениям целый ряд ученых стал придерживаться убеждения, что так называемые примитивные народы, как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступенью развития человечества и также удалены от первобытности, как и мы. В определении их как примитивных верно лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.
Такая точка зрения была довольно убедительно выражена известным немецким этнологом Рихардом Турнвальдом, который, анализируя понятие «первобытный народ», писал: «Один фактор кажется особенно важным: это степень покорения природы с помощью инструментов, приспособлений, навыков и знаний. "Первобытными" лучше назвать такие племена, которые используют для добычи пищи и обустройства жизни лишь самые простые орудия труда и обладают скупыми знаниями об окружающем их мире».
Если исходить из критериев технической оснащенности и знания физических законов, то «первобытные народы», определенные Турнвальдом как «люди, покорившие природу», действительно, больше зависят от природы, чем современные индустриальные общества. Однако для последних также несомненно верно, что их независимость от природы обратилась сегодня в зависимость от техники, ставшей «второй натурой» современного человека.
На основании этих рассуждений сторонники рассматриваемой точки зрения предлагали сохранить в этнологии сам термин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры, которые сохранили социальную стабильность благодаря взвешенному, непотребительскому отношению к природе.
Другая часть ученых выступала против сохранения термина «первобытные народы», поскольку его употребление предполагало использование термина «культурные народы», а такое противопоставление придает первому понятию уничижительный смысл. И действительно, нет ни одного человеческого общества, которое не имело бы культуры, даже если говорить о людях каменного века, создавших первые каменные орудия труда. Ведь культура - родовое качество человека, его сущностная характеристика, отражающая уникальную способность человека к преобразованию окружающего мира. Это отличает человека от других живых организмов нашей планеты, приспосабливающихся к изменениям окружающей среды. В мире вообще не существует человека в его первозданном состоянии, как это представлялось ученым на рубеже XVIII-XIX веков. Каждый человек предстает перед нами одновременно и как существо, создающее культуру, и поэтому разговор о «бескультурных» и «культурных» народах является бессмысленным. Речь может идти только о разных типах культур, изучение которых и должно стать основным предметом этнологии.
В связи с этим вместо термина «первобытные народы» учеными были предложены другие термины и понятия, которые, по их мнению, в большей степени соответствовали новой предметной области этнологии. Предлагались понятия «архаические культуры», «доиндустриальные общества», «традиционные общества», «бесписьменные культуры», «племенной союз» и т.д. Каждое из этих понятий стремилось выразить соответствующие особенности этнических культур, и поэтому все они сохранились в современной этнологии, не заменив при этом понятия «первобытные народы».
Разнообразие точек зрения и концепций нашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета этнологии:
1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к исследованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества;
2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования;
3) раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы;
4) наука о динамике культуры как искусственного, внеприродного мира человека;
5) наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ.
Исторические события и процессы XX века привели ученых к убеждению, что любой народ имеет право на самостоятельную жизнь, на самобытную культуру, на то, чтобы быть равным в сообществе народов. Господствующим среди этнологов стало убеждение в отсутствии «отсталых» и «передовых» народов - все народы равноправны. Культуры народов могут быть оценены лишь функционально, по отношению к своей общности, т.е. с позиций того, насколько эффективно они обеспечивают жизнь того или иного народа.
Расширение предмета этнологии в наши дни. Быстро меняющаяся ситуация в мире в последние десятилетия вновь заставила ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочисленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и Северной Америке, образовавшиеся в результате различного рода конфликтов, существенно изменили этнический состав многих развитых государств, так как привели к образованию устойчивых этнических меньшинств среди коренных этносов. С другой стороны, интеграционные процессы в странах Западной Европы также породили целую группу проблем этнического характера. Из них наиболее актуальными сегодня являются совмещение типов поведения разных народов, взаимодействие и сосуществование различных типов культур, взаимная адаптация психологических особенностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, развитие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенности экономического поведения представителей какого-либо этноса в другой хозяйственной культуре и т.д.
Новые исторические обстоятельства и общественные проблемы вновь значительно расширяют предметную область этнологии. К традиционным этнологическим областям знания в настоящее время добавляются новые, что позволяет ученым выделять внутри этнологии относительно самостоятельные сферы и направления исследования. Так, в западноевропейской этнологии уже четко оформились и успешно развиваются хозяйственная (экономическая) этнология, социальная этнология, правовая этнология, политическая этнология, религиозная этнология.
К настоящему времени этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоящую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:
- этническую антропологию (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов);
- этническую социологию (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичности, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);
- этническую психологию (рассматривает вопросы формирования этнических стереотипов, этнического самосознания и идентификации);
- экономическую этнологию (анализирует проблемы хозяйственной и экономической деятельности этносов);
- этнодемографию (основными задачами которой являются исследования демографических процессов и динамики численности народов);
- этническую географию (своим предметом считает изучение вопросов географического расселения народов, особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);
- этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенностей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).
Этот процесс дифференциации этнологической науки еще далек от своего завершения, и в ближайшие два десятилетия следует ожидать появления новых направлений.
Таким образом, как мы могли убедиться, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое определение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этнологической науки.
Разные определения предмета исследования этнологии частично являются выражением различных постановок вопросов, а частично объясняются существованием целого ряда теорий и концепций. В совокупности все эти определения предмета науки, разные способы постановки проблем, их объяснения и описания и составляют этнологию как науку.
В этой ситуации динамичных изменений предметного поля этнологии авторы не берутся дать еще одно научное определение этнологии. Однако в то же время для более строгого и систематизированного изложения материалов данной книги и для обстоятельного изучения этнологии студенческой аудиторией необходимо дать рабочее определение этнологической науки. Ни в коем случае не претендуя на универсальный и единственно верный подход, мы считаем, что этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Таким образом, предметное поле современной этнологии очень широко и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурология, социология, психология, антропология, политология.
- Введение
- Тема 1. Этнология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами
- 1. Становление этнологии как науки
- 2. Предмет этнологии
- 3. Методы этнологии
- 4. Связь этнологии с другими науками
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 2. История этнологической мысли
- 1. Эволюционизм
- 2. Диффузионизм
- 3. Социологическая школа
- 4. Функционализм
- 5. Американская школа исторической этнологии
- 6. Этнопсихологическая школа
- 7. Структурализм
- 8. Культурный релятивизм
- 9. Неоэволюционизм
- 10. Новейшие концепции в этнологии
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 3. Современная наука о сущности этноса и этничности
- 1. Понятия «этнос» и «этничность»
- 2. Примордиализм
- 3. Инструментализм
- 4. Конструктивизм
- 5. Теории этноса в отечественной этнологии
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 4. Этническая картина мира
- 1. Этническая история планеты
- 2. Этнические процессы XX века
- 3. Географическая классификация
- 4. Антропологическая классификация
- 5. Языковая (лингвистическая) классификация
- 6. Хозяйственно-культурная классификация
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 5. Происхождение этносов
- 1. Этногенез и его основные факторы
- 2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
- 3. Концепция этногенеза л.Н.Гумилева
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 6. Основы этнической психологии
- 1. Сущность этнической идентичности
- 2. Основания этнической идентичности
- 3. Структура психологии этноса
- 4. Инкультурация
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 7. Этническая культура
- 1. Культура и ее этнические функции
- 2. Этническая культура
- 3. Этнический стереотип и этнический образ
- 4. Этнические образы народов мира
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 8. Традиционная культура и современность
- 1. Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре
- 2. Основные черты традиционной культуры
- 3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
- 4. Проблема модернизации традиционных обществ
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 9. Межэтнические коммуникации
- 1. Этнические контакты и их результаты
- 2. Теории этнокультурного взаимодействия
- 3. Этнические процессы в современном мире
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 10. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
- 1. Специфика этнических конфликтов и их причины
- 2. Динамика и типология этнических конфликтов
- 3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Рекомендуемая литература
- Краткий словарь специальных терминов
- Вопросы к зачету и экзамену
- Содержание
- Садохин Александр Петрович Грушевицкая Татьяна Георгиевна Этнология