3. Методы этнологии
Любое научное исследование предполагает изучение конкретного объекта с помощью мобилизации всего имеющегося объема знаний. Со своей стороны специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте.
В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: исследования и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литература и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного контакта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакциями на различные ситуации, логикой аргументов и рассуждений, используемых в спорах и беседах, способами объяснения различных явлений окружающего мира и собственного поведения и т.п.
Такие разнородные материалы предполагают различные методы своего получения и обработки. На сегодняшний день в этнологии сложился целый комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников и устных преданий, использование археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения).
Изучение письменных источников. Это один из самых важных методов этнологии, ценность которого заключается в разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описания не единственный тип письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время существует огромное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такого рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.
Нужно уметь оценивать предметы, идеи или высказывания, которые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собственную историю, как реальные исторические события. Но для этнологов даже такие заимствования имеют ценность, так как они представляют собой свидетельство связей между этими народами.
Устные предания. Ценность их состоит в том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних народов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще всередине XX века сохраняли и передавали своим потомкам имена, даты, дела и поступки своих правителей и события жизни своих народов за последние 400 лет.
Устные предания, как источник получения этнологических материалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот источник иссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.
Археологические материалы. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изучения археологических материалов. В отличие от письменных источников и устных преданий археологические материалы являются самыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либо исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных способах изучения и оценки археологических материалов. Так, например, с помощью термолюминесцентного метода можно установить возраст керамических изделий. Кроме того, при изучении археологических материалов сегодня все шире используются статистические методы. Их применение требует тщательной подготовки археологического материала и позволяет добиться высокой достоверности информации. В свою очередь, анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для создания этнологических теорий, концепций, моделей культуры.
Сравнительное языкознание. Это еще один важный метод этнологических исследований, который состоит в том, что ученые сравнивают определенные слова из разных языков, чтобы показать соотношение близких языков и степень их родства. Ведь при разных темпах развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, напротив, остаются статичными и не изменяются на протяжении многих столетий.
Как показывает практика, особенно интересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что слова и дела неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого метода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. Однако метод сравнительного языкознания требует от ученых хорошего знания соответствующих языков, и прежде всего законов их словообразования.
Статистические методы. С середины XX века в этнологии постоянно увеличивается значение статистических источников, среди которых наиболее важными являются переписи населения. Это в значительной степени обусловлено тем, что благодаря переписям ученые получают этническую информацию по самому широкому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядоченном характере. Переписные бланки разбиваются на блоки вопросов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов, с помощью которых ученые получают информацию о поле, возрасте, социальном положении, образовании, профессии, типе жилища, времени проживания людей в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке отражает не только объективные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.
Полевые исследования. Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степени произошло благодаря непосредственному изучению жизни народов, или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хозяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в экономике метрополий с необходимостью требовала научно обоснованного управления населением зависимых стран.
Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяца превышать календарный. Два-три месяца приходятся на время первичного знакомства и адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.
Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Льюиса Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Новой Гвинеи. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримое преимущество, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного или сезонного выезда для полевых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить как можно большее число населения или большую этническую территорию в отведенные сроки. Такой характер полевых исследований дает оперативный материал, но страдает существенными изъянами. Так, срочный (сезонный) выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключает наблюдение жизни этноса в межсезонный период.
Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения как о материальной, так и духовной культуре народов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фотографиях объекты материальной культуры: объекты производственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы как материальной, так и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний.
Современные тенденции интеграции научного знания приводят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.
- Введение
- Тема 1. Этнология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами
- 1. Становление этнологии как науки
- 2. Предмет этнологии
- 3. Методы этнологии
- 4. Связь этнологии с другими науками
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 2. История этнологической мысли
- 1. Эволюционизм
- 2. Диффузионизм
- 3. Социологическая школа
- 4. Функционализм
- 5. Американская школа исторической этнологии
- 6. Этнопсихологическая школа
- 7. Структурализм
- 8. Культурный релятивизм
- 9. Неоэволюционизм
- 10. Новейшие концепции в этнологии
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 3. Современная наука о сущности этноса и этничности
- 1. Понятия «этнос» и «этничность»
- 2. Примордиализм
- 3. Инструментализм
- 4. Конструктивизм
- 5. Теории этноса в отечественной этнологии
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 4. Этническая картина мира
- 1. Этническая история планеты
- 2. Этнические процессы XX века
- 3. Географическая классификация
- 4. Антропологическая классификация
- 5. Языковая (лингвистическая) классификация
- 6. Хозяйственно-культурная классификация
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 5. Происхождение этносов
- 1. Этногенез и его основные факторы
- 2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
- 3. Концепция этногенеза л.Н.Гумилева
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 6. Основы этнической психологии
- 1. Сущность этнической идентичности
- 2. Основания этнической идентичности
- 3. Структура психологии этноса
- 4. Инкультурация
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 7. Этническая культура
- 1. Культура и ее этнические функции
- 2. Этническая культура
- 3. Этнический стереотип и этнический образ
- 4. Этнические образы народов мира
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 8. Традиционная культура и современность
- 1. Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре
- 2. Основные черты традиционной культуры
- 3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
- 4. Проблема модернизации традиционных обществ
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 9. Межэтнические коммуникации
- 1. Этнические контакты и их результаты
- 2. Теории этнокультурного взаимодействия
- 3. Этнические процессы в современном мире
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 10. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
- 1. Специфика этнических конфликтов и их причины
- 2. Динамика и типология этнических конфликтов
- 3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Рекомендуемая литература
- Краткий словарь специальных терминов
- Вопросы к зачету и экзамену
- Содержание
- Садохин Александр Петрович Грушевицкая Татьяна Георгиевна Этнология