logo
садохин

3. Методы этнологии

Любое научное исследование предполагает изучение конкрет­ного объекта с помощью мобилизации всего имеющегося объема знаний. Со своей стороны специфика объекта познания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте.

В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: исследования и описания уче­ных-этнографов, записки путешественников, фольклорные и ху­дожественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литерату­ра и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного кон­такта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакциями на различные ситуации, логикой ар­гументов и рассуждений, используемых в спорах и беседах, спосо­бами объяснения различных явлений окружающего мира и собст­венного поведения и т.п.

Такие разнородные материалы предполагают различные методы своего получения и обработки. На сегодняшний день в этнологии сложился целый комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письмен­ных источников и устных преданий, использование археологиче­ских и антропологических материалов, анализ статистических ис­точников (прежде всего материалов переписей населения).

Изучение письменных источников. Это один из самых важных методов этнологии, ценность которого заключается в разнооб­разной и достоверной информации об изучаемых народах и куль­турах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их куль­тур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес уче­ных-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описа­ния не единственный тип письменных источников, представляю­щих интерес для этнологов. В настоящее время существует огром­ное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такого рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Нужно уметь оценивать предметы, идеи или высказывания, ко­торые отдельные народы взяли у других и интегрировали в собст­венную историю, как реальные исторические события. Но для эт­нологов даже такие заимствования имеют ценность, так как они представляют собой свидетельство связей между этими народами.

Устные предания. Ценность их состоит в том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических ис­следований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних наро­дов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще всередине XX века сохраняли и передавали своим потомкам имена, даты, дела и поступки своих правителей и события жизни своих народов за последние 400 лет.

Устные предания, как источник получения этнологических ма­териалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот ис­точник иссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и пре­кращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.

Археологические материалы. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изуче­ния археологических материалов. В отличие от письменных источ­ников и устных преданий археологические материалы являются самыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либо исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных способах изучения и оценки археологических мате­риалов. Так, например, с помощью термолюминесцентного метода можно установить возраст керамических изделий. Кроме того, при изучении археологических материалов сегодня все шире использу­ются статистические методы. Их применение требует тщательной подготовки археологического материала и позволяет добиться вы­сокой достоверности информации. В свою очередь, анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для созда­ния этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Сравнительное языкознание. Это еще один важный метод этно­логических исследований, который состоит в том, что ученые сравнивают определенные слова из разных языков, чтобы пока­зать соотношение близких языков и степень их родства. Ведь при разных темпах развития языков некоторые из них на основе эндо­генных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, напротив, остаются статичными и не изме­няются на протяжении многих столетий.

Как показывает практика, особенно интересные и важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения слов из нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что слова и дела неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этого метода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разных народов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимы из других языков служат важными показателями взаимодействия культур. Однако метод сравнительно­го языкознания требует от ученых хорошего знания соответствую­щих языков, и прежде всего законов их словообразования.

Статистические методы. С середины XX века в этнологии по­стоянно увеличивается значение статистических источников, сре­ди которых наиболее важными являются переписи населения. Это в значительной степени обусловлено тем, что благодаря перепи­сям ученые получают этническую информацию по самому широ­кому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядо­ченном характере. Переписные бланки разбиваются на блоки во­просов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов, с помощью которых ученые получают информацию о поле, возрасте, соци­альном положении, образовании, профессии, типе жилища, вре­мени проживания людей в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке отражает не только объектив­ные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Полевые исследования. Становление этнологии как самостоя­тельной науки в значительной степени произошло благодаря не­посредственному изучению жизни народов, или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хо­зяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в экономике метрополий с необходи­мостью требовала научно обоснованного управления населением зависимых стран.

Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяца превышать календарный. Два-три ме­сяца приходятся на время первичного знакомства и адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследова­ния возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Льюиса Моргана, дли­тельное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Но­вой Гвинеи. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримое преимущество, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного или сезонного выезда для поле­вых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить как можно большее число населения или большую этническую территорию в отведенные сро­ки. Такой характер полевых исследований дает оперативный мате­риал, но страдает существенными изъянами. Так, срочный (сезонный) выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключает наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения как о материальной, так и духовной культуре народов. К первым относятся зафиксированные в чертежах, схемах, фото­графиях объекты материальной культуры: объекты производ­ственной и бытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощью современных технических средств (кино-, фото-, аудио-, видеоаппаратуры) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явления духовной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.), причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметы культа, народного искусства, места и типы захороне­ний, фиксируются подобно объектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметы как материальной, так и ду­ховной культуры зачастую изымаются из обихода и составляют экспозиции музейных этнологических собраний.

Современные тенденции интеграции научного знания приво­дят к использованию в этнологии научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезными и плодотворными здесь оказываются методы этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.