logo
садохин

3. Этнический стереотип и этнический образ

Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные спо­собы поведения. Процесс формирования оценочных суждений развертывается постепенно и завершается появлением этнопсихологических эталонов, которые передаются из поколения в по­коление в виде обычаев, традиций, обрядов, мифов, стереотипов, оценок и т. д.

Таким образом, окружающий человека мир обладает извест­ными элементами единообразия, которые типизируют поведение человека, т.е. подчиняют его нормам, выработанным и принятым в сообществе. В каждом человеческом коллективе есть свой набор типовых программ, которые направлены на то, чтобы усреднить поведение людей, ибо нельзя допустить, чтобы оно не контроли­ровалось, - это может привести к распаду общества. Но эти типо­вые программы не могут учитывать всего разнообразия возмож­ных ситуаций, и некоторые фрагменты поведения людей остаются нерегламентированными. Обычно это социально незначимые дей­ствия. Безусловно, в каждой этнической культуре существуют свои представления о значимости или незначимости каких-то фрагментов поведения, но в любой культуре действует правило: чем более значима сфера поведения, тем более она регламентиро­вана, тем сильнее контроль общества над соблюдением стандар­тов и образцов. Причина появления этих стандартов в том, что человеку свойственно стремиться к экономии мышления, когда в стандартных жизненных ситуациях он использует определенные, проверенные на практике программы решения некоторых вопросов и проблем. Такой способ действия намного облегчает ему жизнь. Подобных программ может быть довольно много.

Есть стандартное поведение, возникающее на основе социаль­ной организации, поведение крестьянина, воина, охотника и т.д.; в соответствии с биосоциальным членением жизненного пути -поведение детей, взрослых, стариков, мужчин, женщин; в соответ­ствии с этническими критериями - поведение японца, европейца и т.д.; в соответствии с конфессиональным членением - поведение христианина, буддиста и т.д.; в соответствии с эпохой - поведение античного, средневекового, современного человека. При этом по­ведение человека не подчиняется одной программе, а представля­ет собой синтез нескольких программ, поскольку человек одно­временно является членом нескольких социальных групп.

Как формируются подобные программы поведения, каков их механизм? Каждое общество накапливает опыт взаимодействия с внешней средой. Его приобретение, хранение и передача - усло­вия существования коллектива. В отличие от повадок животных эта информация не передается путем биологического наследова­ния, а целиком основана на научении, связана с процессом социа­лизации, формирования члена общества. Поскольку не имеет смысла, да и физически невозможно овладеть всей информацией, накопленной даже в течение жизни одного человека, нужно про­извести упорядочивание этой информации и отобрать наиболее важные ее фрагменты. На это и ориентирован механизм стереотипизации. С его помощью накапливаемая информация предстает не просто как сумма полезных знаний, но как определенным об­разом организованный опыт, который благодаря своей структу­рированности может быть передан следующим поколениям. Кроме того, подобный стереотип позволяет сохранять рабочий объем необходимой информации, легко заменяя ее отдельные фрагмен­ты при появлении новых данных.

Понятие стереотипа поведения близко к понятию социальной нормы - исторически сложившегося правила поведения и оценки действий человека (плохо - хорошо). Но в отличие от нормы сте­реотипы поведения стандартизируют также и неправильное пове­дение. Примером стереотипизации неправильного поведения мо­гут служить карнавалы в латиноамериканских странах.

Общечеловеческие нормы и модели поведения полностью де­терминированы биологическими свойствами человека, но сущест­венно коррелируются социокультурными механизмами. Где бы человек ни жил, он должен есть, спать, одеваться и т.д. В разных культурах, у разных народов это происходит по-разному.

Стереотипы поведения диктуют как форму, так и содержание действий. Стереотипное поведение не нуждается в мотивации. Самым весомым аргументом в пользу такого способа действия служит ссылка на закон предков.

С другой стороны, не следует преувеличивать роль стереотипа, так как модель поведения и реальное поведение - это разные ве­щи. Стереотип выполняет роль программы поведения, реализую­щейся в конкретных обрядах, обычаях, этикете, труде, игре, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, оскорбле­ния, наказания и т.д. В идеале стереотип и его реализация должны совпадать, но реально между ними всегда есть расхождение, при­чем каждое общество вырабатывает свои стандарты строгости и терпимости к нарушениям в разных сферах поведения. Поскольку стереотипы не навязаны сверху, а внутренне присущи человеку, кроме внешних регуляторов большую роль играют внутренние -стыд, страх, вина, честь.

Из всего многообразия этнических стереотипов этнология вы­деляет группу стереотипов восприятия, под которыми обычно понимается упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этни­ческой группы или общности, распространяемый на всех ее пред­ставителей. С помощью этнических стереотипов формируется значительная часть представлений о разных народах.

Содержание этнических стереотипов определяется тремя груп­пами факторов: 1) спецификой стереотипизируемой группы, т.е. особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и обыденном сознании ценностями, выработанными в ходе общест­венно-исторического развития; 2) социально-политическими и экономическими условиями развития этнических групп и особен­ностями взаимоотношений между ними, сложившимися на данный момент; 3) длительностью и глубиной исторических контак­тов с другими этносами.

Как и любой другой вид социальных стереотипов, этнический стереотип может быть по своему характеру автостереотипом (т.е. описывающим собственную группу) или гетеростереотипом (т.е. описывающим другую этническую группу). Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности вне­сти в их содержание черты идеала собственного этноса, подчерк­нуть наиболее самобытные качества национального характера. Например, группы с более высоким статусом в экономической сфере характеризуют себя как компетентные и добившиеся эко­номического успеха, а группы с более низким статусом - как от­личающиеся добротой, сердечностью, гуманностью и т.п.

Основой гетеростереотипов является такое свойство этнических стереотипов, как антропостереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность действительно часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь ос­ведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В гетеростереотипах на уровне обыденного сознания внешний облик представителя соответствующей этнической общности чаще всего связывается с определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типы поведения и общения между людьми.

Этнические образы и стереотипы поведения в явной или скры­той форме существуют во всех областях жизнедеятельности этно­сов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этно­сами. Структура этнического стереотипа поведения проявляется в виде строго определенной системы отношений, отражающей раз­ные типы социальных связей в этнической общности. Изменения в жизни этноса обусловливают коррекцию норм поведения, соци­ально-психологических установок и этнических представлений. В качестве факторов изменения поведения этнической группы мо­гут выступать исторические, экономические, политические, демо­графические, религиозные, а также особенно обострившиеся в по­следнее время экологические и технические факторы. Таким обра­зом, этнические стереотипы поведения так же динамичны, как и сам этнос. Этот вывод подтверждают и многочисленные результаты исследований этнологов, фиксирующие довольно сильные вариа­ции в поведении представителей различных этнических групп.

Несколько иным элементом этнического сознания является эт­нический образ. В отличие от этнического стереотипа поведения, который предполагает соответствие определенным социальным нормам, этнический образ представляет собой форму краткого описания, в котором выделяется какое-то одно типическое свой­ство и которое основывается на чувственном восприятии предста­вителей других этносов. Этнический образ, акцентируя внимание на какой-либо специфической черте внешнего поведения индиви­да, формирует общее представление об облике представителей того или иного этноса в целом.

Когда мы произносим слова «немец», «англичанин», «амери­канец», мы вкладываем в них намного больше, чем просто назва­ние представителя какого-либо народа. Мы подразумеваем какие-то специфические черты внешности, связанные с расовыми осо­бенностями, черты характера, темперамента, принадлежность к определенной религиозной конфессии. В своем сознании мы обычно связываем все эти свойства с преобладающими ланд­шафтными характеристиками места жизнедеятельности этноса. Легко убедиться, что этнический образ представляет собой до­вольно сложный элемент этнического сознания, поскольку в том или ином физическом типе человека обобщаются территориаль­ные, общественно-исторические и культурные особенности жизни целого этноса. Иными словами, в конкретном этническом образе происходит персонификация одновременно и народа, и страны его проживания. При этом определяющую роль в формировании этнического образа играют пространственно-временные, соматиче­ские (внешний облик) и вещевые факторы, фиксирующие особенно­сти данного этноса, и совсем незначительна в этом роль языка.

Очень важное место в формировании этнического образа за­нимает нрав - характер ограничения своевольных импульсов лич­ности (зона ненормированных, нестереотипизированных прояв­лений темперамента и психических состояний: любви, ненависти, ревности и т.д.). Это социально ограниченное проявление темпе­рамента, способ регулирования биопсихических реакций. Он иг­рает особую роль в формировании типичного этнического об­раза: чопорный англичанин, легкомысленный француз, гордый испанец и т.д. Этнический образ служит своего рода эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное по­ведение и ожидает определенного типа поведения от реальных этнических прообразов.

Разумеется, как и любые стереотипы, этнические образы лишь частично похожи на оригинал и больше отличаются от него. Но, как уже говорилось, истинность этих образов-стереотипов не так уж значима. Важно, что такие образы существуют и работают в межкультурных контактах. Мы склонны воспринимать человека прежде всего в рамках этнического образа и очень удивляемся, если конкретный человек из этого образа выбивается. Поэтому ориентация в межэтнических отношениях только на этнические об­разы может привести к большим ошибкам. Тем не менее, вступая в контакт с представителями другого этноса, желательно знать этни­ческий образ своего народа в глазах других, ведь именно в рамках этого образа нас будут встречать при первых контактах.

Помимо этнических образов других народов у каждого наро­да есть и собственный этнический образ, являющийся автосте­реотипом.

Рассмотрим, например, образ русского, созданный на основе опросов среди самих русских:

1) ориентация на коллективность (гостеприимство, взаимопо­мощь, щедрость, терпимость, открытость, доверчивость по отно­шению к другим народам);

2) ориентация на духовные ценности (стремление к справедли­вости, совестливость, альтруизм, широта души, правдивость, долготерпимость, оптимизм, мудрость, талантливость, поиск абсо­лютной истины);

3) ориентация на идолопоклонство (сотворение кумиров, чино­почитание, верноподданничество, управляемость, конформизм);

4) ориентация на лучшее будущее («все образуется само собой», неуверенность в себе, установка на «авось», необязательность, бес­печность, безответственность, бесхозяйственность, неорганизован­ность, лень, непрактичность, выносливость, фанатизм);

5) ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем (умение собраться в экстремальной ситуации, трудовой героизм, жертвенность, удаль, трудолюбие, привычка к авралу).

Этнический образ будет тем более полезным, чем больше он бу­дет соответствовать центральной зоне культуры данного народа. Но так бывает далеко не всегда, и ориентация на этнические сте­реотипы способна осложнить и без того непростые межэтнические отношения, которые, к сожалению, редко обходятся без эксцессов.

Каждому этносу, как и каждому отдельному человеку, свойст­вен полный набор социальных, этнических и психологических ха­рактеристик. Другое дело, что степень выраженности тех или иных качеств у разных этносов различна. Это и является объек­тивным основанием для формирования этнического образа каж­дого конкретного народа.