2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этнической истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются восстановить процесс формирования этносов и установить родство тех или иных этнических групп. В этих исследованиях большое значение имеют данные лингвистики, поскольку в этногенетических исследованиях используются материалы живого языка со всеми его связями и с одновременной реконструкцией его древних форм, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить саму историю языка и наложить ее на историю этноса. При этом необходимо иметь в виду, что языковые сопоставления возможны только на синхронном уровне и невозможно сопоставлять факты живого языка без соответствующих реконструкций с древними языковыми формами. В этногенетических исследованиях анализируют первичные понятия: человек и его тело, числительные до 10, местоимения, термины родства, космические астральные объекты и явления природы, а также понятия из сферы материальной культуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формирования и элементарные социальные, семейные отношения.
Велико в этногенетических исследованиях значение данных антропологии, в которой прежде всего используются результаты классификации рас, народов мира по антропологическим типам, сложившимся в результате социально-исторического развития уже сформировавшихся рас, в процессе культурных, исторических, межрасовых контактов, вызванных миграционными и консолидационными процессами. Именно антропологические типы выступают как первичные категории этнического многообразия мира.
По мере обращения ко все более древним этногенетическим процессам значение антропологических данных возрастает. Чем дальше в глубь веков, тем больше совпадений этнических и антропологических данных. Различия в антропологическом типе не адекватны различиям сравниваемых групп в этническом и языковом отношениях. Например, значительная разнородность антропологических типов, входящих в состав народов, лингвистически близких, свидетельствует о формировании языковой общности в результате ассимиляции, хотя в то же время антропологическая общность не дает оснований отрицать процесс ассимиляции. Антропологическая общность при большой языковой разнородности свидетельствует о существовании в прошлом каких-то форм языковой общности.
Для исследования проблем этногенеза используют также данные археологии, которая дает возможность проникнуть в ранние этапы этнической истории. Археология адекватно описывает материальную культуру этноса и некоторые аспекты его духовной культуры (прикладное искусство, верования). Это дает возможность изучать этносы как определенные хозяйственно-культурные типы. Данные археологии также дают возможность показать автохтонность или пришлость народа, интенсивность культурных контактов, приспособленность к местным физико-географическим условиям.
В ряду данных для этногенетических исследований существенное значение имеют письменные источники, хотя они исторически ограничены, и фольклор. В них особое внимание уделяется этнонимам (именам народов) и топонимам (названиям географических объектов), легендам, преданиям и сказаниям.
Изучение явлений материальной и духовной культуры - сочетание основных занятий, набор орудий труда, пища, утварь, жилище, одежда, социальные и семейно-брачные отношения - позволяют выявить этническую специфику и связи с другими народами.
Данные этногенетических исследований, полученные в результате применения комплексного подхода, дают возможность проследить внешнюю историю этноса, его происхождение, развитие и контакты с другими народами.
Ранний этап этногенеза. Сопоставляя материалы перечисленных наук, сегодня можно построить схему самого раннего этапа этногенеза. Исходные популяции были малочисленны, эндогамны (браки заключались в пределах одной группы) и относительно оседлы, т.е. имели значительную охотничью территорию, в пределах которой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость популяции была относительной и периодически, хотя и случайно, включала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с другими популяциями на границах охотничьих территорий. Антропологически эти популяции были специфичными, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологических признаков, которые затем становились специфическими характеристиками образующихся рас. В пределах этих популяций закреплялись различные традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичное самосознание на основе противопоставления своих чужим.
Первичные языки охватывали, скорее всего, не одну, а несколько популяций, говоривших на одном языке, а распространение языка между группами популяций, говорящих на других языках, было затруднено. Здесь налицо взаимодействие процессов дифференциации и интеграции, которые стали составными частями этногенеза с самых ранних стадий его развития. Распространение процессов интеграции особенностей антропологического состава, культуры и языка одной популяции с группой других происходило в форме наложения одного на другое, что стало исходным пунктом расообразования. Таким образом, на раннем этапе человеческой истории процессы расообразования и этногенез были тесно взаимосвязаны.
Однако ни этногенез, ни расообразование (расогенез), в свою очередь, не были бы возможны без антропогенеза, без процесса эволюционного формирования физического типа Homo sapiens. Палеонтологические исследования останков древних людей позволяют сделать вывод, что первые люди появились на нашей планете около миллиона лет назад. Кости таких живых существ были найдены на востоке и юге африканского континента, откуда, как полагают палеонтологи, эти существа, названные австралопитеками, распространились по другим частям света. Внешне они еще мало отличались от высших обезьян, но уже были прямоходящими. Следующими ступенями антропогенеза стали питекантропы, жившие в раннем палеолите (от 600 тыс. до 200 тыс. лет назад) и неандертальцы (от 200 тыс. до 40 тыс. лет назад - средний палеолит). Последний вид древнего человека, возможно, был предком кроманьонца, появившегося около 40 тыс. лет назад и в совершенстве владевшего техникой обработки камня и изготовления орудий труда. У кроманьонцев уже существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого индивида. Этот исторический период позднего палеолита характеризуется появлением первобытного искусства - наскальной живописи, женских статуэток, имевших ритуальное и магическое значение.
За 10 тыс. лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха (плейстоцен), которая значительно изменила климат, окружающую среду, флору и фауну нашей планеты. Исчезли некоторые крупные млекопитающие и растения, составлявшие существенную часть пищевого рациона древних людей. Изменение условий существования наших предков породило необходимость адаптации человека к новому природному окружению, что привело к крупным сдвигам в образе жизни и поведении первых людей. Они, в частности, научились производить продукты питания.
Создание молекулярной биологии существенно углубило представленную картину. Со времен появления дарвиновской теории эволюции антропологи были убеждены, что современный человек и нынешняя человекообразная обезьяна имеют общий корень. Данные молекулярной биологии показали, что гипотетический предок человека жил 15-20 млн лет назад. Этот вывод основывается на том, что, когда биологи сравнили белки крови нынешних человекообразных обезьян с человеческими, они обнаружили их поразительное сходство. Было доказано, что эти две линии обезьяноподобных предков не могли расщепиться ранее 4-6 млн лет назад. Голая (непосредственный предок человека) и волосатая обезьяны, появившиеся в результате этого расщепления, имели лишь близкое генеалогическое сходство, что и нашло подтверждение в обнаруженных в Эфиопии окаменелых останках прямых предков человека, живших около 4,5 млн лет назад. Взрослые особи этой популяции должны были весить примерно 30 кг и иметь рост 1,2 м. Существа с такими физическими параметрами были промежуточной ступенью между человеком и обезьяной в начале процесса антропогенеза.
Таким образом, по данным современной науки, антропогенез представлял собой процесс появления и эволюции первобытных людей, последовательно прошедших следующие этапы: 1) гипотетический общий предок человека и обезьяны; 2) тип примата, названный учеными кличкой Люси, объем мозга которого составлял 400-500 см3, прямоходящий, живший семейными группами на всей территории Восточной Африки; 3) тип «африканус» - потомок Люси, объем мозга которого также достигал 400-500 см3; он имел длинные руки, был ловким и подвижным, жил общественными группами; 4) тип «робистус» - потомок африкануса, который обладал объемом мозга 530 см3, но не оставил после себя большого потомства; 5) Homo habilis - «человек умелый», первый известный вид, относящийся к семейству людей и использующий орудия труда; его объем мозга достигал 600-800 см3; 6) Homo errektus -«человек прямоходящий», первый вид человека, сравнительно широко расселившийся по планете, колонизировал Ближний и Средний Восток вплоть до Китая, обладал объемом мозга 750-1250 см3 и жил около 1,5 млн лет назад; 7) Homo sapiens - «человек разумный», объем мозга которого достиг 1200-1700 см3, известный в антропологии под названием «кроманьонец» (найден в 1868 году в Кроманьоне, Франция) и появившийся около 40 тыс. лет назад.
Отдавая должное такому объяснению процесса антропогенеза, следует отметить некоторые уязвимые моменты этой концепции. Принципиальное возражение состоит в том, что не следует отождествлять человека с его внешним анатомическим обликом. В этом случае необъяснимым остается процесс происхождения разума. Если судить по величине мозга, его изменениям, то можно сделать вывод о том, что разум человека складывался постепенно, что именно труд был основой формирования сознания человека. Однако это лишь косвенный показатель, имеющий внешний характер и оставляющий необъяснимыми процессы исторического развития внутреннего мира человека, а именно с этим связано становление человеческой культуры.
Можно попытаться объяснить происхождение сознания из практического опыта взаимодействия с окружающим миром. Такая способность, естественно, появляется у человека лишь с формированием абстрактного мышления, умением находить нестандартные решения в конкретных ситуациях. Современные семиотические исследования позволяют утверждать, что в критических жизненных ситуациях выживали лишь те особи, которые смогли выработать у себя так называемое «парадоксальное поведение», т.е. способность к нетрадиционному решению жизненно важных проблем. Ученые считают это проявлением зачатков абстрактного мышления. При соответствующих положительных результатах парадоксальное поведение становится нормой, закрепленной опытом. Это ведет к появлению у человека способности к мысленному наложению на регулярно повторяющиеся факты реальности своего ценностно-смыслового отношения и к отбору таких типов поведения, которые соответствуют позитивным оценкам. Этот момент и есть начало становления человеческого сознания.
Теория антропогенеза объясняет лишь процесс формирования человека современного вида, но не объясняет разнообразия видов человеческих популяций, не дает объяснения процессу расообразования.
Вопрос о времени и причинах происхождения рас до сих пор еще не получил окончательного решения.
Долгое время в отечественной науке господствовало представление, что люди современного физического типа появились 35-40 тыс. лет назад и что одновременно с новым физическим типом человека возникла культура. Появление человечества и его культуры объяснялось сознательной трудовой деятельностью, возникшей в процессе антропогенеза. Однако в конце 60-х годов в Африке и на Ближнем Востоке были найдены останки черепов неоантропов, возраст которых оценивался в 60-130 тыс. лет, благодаря им было неопровержимо доказано, что люди современного типа уже десятки тысяч лет были носителями культуры, приписываемой неандертальцам.
Несколько позднее, в середине 80-х годов, несколько групп ученых в США, Японии, Англии, исследуя процессы антропогенеза, независимо друг от друга пришли к выводу, что в интервале между 360 и 180 тыс. лет назад имело место резкое сокращение численности населения нашей планеты, а затем произошел демографический взрыв, в результате которого возникли популяции-основатели различных этносов. Кроме того, этими учеными были получены доказательства, что все неафриканские популяции человека развились от одной, мигрировавшей из Африки, а отделение европеоидов и монголоидов от этой популяции произошло приблизительно 80-150 тыс. лет назад. И наконец, ученые установили, что из всех четырех основных рас европеоидная является самой молодой и насчитывает примерно 50 тыс. лет.
Процесс происхождения рас этнологи относят к сложнейшим проблемам этнической истории народов. И эта сложность объясняется многочисленностью и разнообразным характером проявления различных расообразующих факторов.
К числу наиболее важных факторов образования рас в ходе антропогенеза следует отнести влияние географической среды. Многие из отмеченных ранее расовых признаков имеют очевидное приспособительное значение. Так, темный цвет кожи негроидов обусловлен присутствием в подкожном слое особого пигмента - меланина, защищающего организм человека от губительного для него излучения солнца. Удлиненная, высокая черепная коробка, жесткие курчавые волосы негров предохраняют голову от перегрева. Узкий нос жителей пустынь и северных народов (особенно у эскимосов) затрудняет свободную циркуляцию воздуха. Жирная кожа лица у монголоидов препятствует обморожению, а кроме того, создает для организма запас высококалорийного питательного вещества на неблагоприятные сезоны года. Узкая глазная щель и набухшие массивные веки монголоидов защищают глаза от пыли, песка, яркого солнечного света, эпикантус прикрывает слезный бугорок и затрудняет смачивание ресниц, поэтому пыль на них оседает меньше. В тропиках приспособительное значение имеют утолщенные губы и широко открытые ноздри, необходимые для усиленного испарения влаги через слизистую оболочку.
У эскимосов при низких температурах скорость кровообращения примерно вдвое больше, чем у европейцев, это позволяет им сохранять тепловой баланс и оберегает их от переохлаждения. У народов Северных Анд Южной Америки, проживающих на больших высотах, антропологами зафиксированы приспособительные изменения в объеме легких и интенсивности кислородного обмена.
Группы крови людей тоже имеют некоторое приспособительное значение, поскольку их носители неодинаково восприимчивы к различным инфекционным заболеваниям. Например, негроиды невосприимчивы ко многим болезням тропической зоны, которые губительны для европейцев, но в то же время чрезвычайно чувствительны к тем инфекциям, которые существуют вне пределов африканского континента. Группа крови В в Китае и других азиатских странах получила преобладание, потому что их носители реже заболевали свирепствовавшей здесь оспой и легче ее переносили.
Географический фактор расогенеза также нашел свое проявление в зависимости между температурой внешней среды и размером тела всех гомотермных животных: на севере и юге размеры тела больше, чем в тропической зоне. Это следствие общих закономерностей терморегуляции организма. Применительно к популяции человека аналогичное соотношение проявилось в пропорциях длины, веса, площади поверхности тела. Правило Аллена устанавливает связь пропорций тела с климатом. В холодном климате гомотермные животные отличаются более удлиненными конечностями и менее плотным сложением, а проживающие в умеренном и жарком поясе - более плотным сложением и укороченными пропорциями. Правилом Глогера устанавливается зависимость интенсивности окраски от географической широты местности: чем ближе к тропикам, тем окраска интенсивнее. У человека и цвет кожи, и цвет волос светлеют по мере перехода от тропического пояса к умеренным зонам и далее к поясам холода в обоих полушариях. Эти и другие закономерности носят статистический характер и устанавливаются на большом фактическом материале. Справедливость этих закономерностей по отношению к человеку свидетельствует о том, что адаптивный фактор играет значительную роль в расообразовании.
В исследовании процесса расогенеза следует иметь в виду то обстоятельство, что никакой полезный признак из области физиологии или морфологии, приобретенный человеком на протяжении жизни, потомству передаваться не может. Как ни велика роль географической среды, она не оказывала бы никакого влияния на морфологический облик людей, если бы не было второго фактора расогенеза - спонтанно идущего мутагенеза в биосфере, в человеческих популяциях в том числе. Постоянные изменения в генетическом аппарате человека идут самопроизвольно, а внешняя среда только придает им определенную направленность. Неоднородность среды, в свою очередь, создает предпосылки для территориальных различий в развитии генетических изменений.
Третьим важным фактором расогенеза является социальная изоляция. Ее суть состоит в том, что при заключении браков преимущественно внутри своей обособленной группы могут происходить заметные сдвиги в распределении генов, контролирующих расовые признаки. Например, в изолированных популяциях может происходить брахи- или долихокефализация, уменьшение или увеличение массивности скелета (грацилизация или матуризация). Подобными причинами ученые пытаются объяснить возникновение многих одонтологических (строение зубов), серологических (иммунных), дерматологических (узоры на пальцах, ладонях, стопах) и других, по большей части нейтральных различий между популяциями.
В настоящее время в процессе расогенеза происходит возрастание фактора метисации (смешения), что объясняется интенсивным процессом взаимосвязи культур и миграционными перемещениями больших масс людей. Увеличение ойкумены в процессе расселения человечества, увеличение плотности населения в процессе хозяйственного развития и одновременно появление все новых и новых генетических барьеров - вот те причины, которые постоянно вызывают появление новых очагов расообразования на протяжении эволюции Homo sapiens.
- Введение
- Тема 1. Этнология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами
- 1. Становление этнологии как науки
- 2. Предмет этнологии
- 3. Методы этнологии
- 4. Связь этнологии с другими науками
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 2. История этнологической мысли
- 1. Эволюционизм
- 2. Диффузионизм
- 3. Социологическая школа
- 4. Функционализм
- 5. Американская школа исторической этнологии
- 6. Этнопсихологическая школа
- 7. Структурализм
- 8. Культурный релятивизм
- 9. Неоэволюционизм
- 10. Новейшие концепции в этнологии
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 3. Современная наука о сущности этноса и этничности
- 1. Понятия «этнос» и «этничность»
- 2. Примордиализм
- 3. Инструментализм
- 4. Конструктивизм
- 5. Теории этноса в отечественной этнологии
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 4. Этническая картина мира
- 1. Этническая история планеты
- 2. Этнические процессы XX века
- 3. Географическая классификация
- 4. Антропологическая классификация
- 5. Языковая (лингвистическая) классификация
- 6. Хозяйственно-культурная классификация
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 5. Происхождение этносов
- 1. Этногенез и его основные факторы
- 2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
- 3. Концепция этногенеза л.Н.Гумилева
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 6. Основы этнической психологии
- 1. Сущность этнической идентичности
- 2. Основания этнической идентичности
- 3. Структура психологии этноса
- 4. Инкультурация
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 7. Этническая культура
- 1. Культура и ее этнические функции
- 2. Этническая культура
- 3. Этнический стереотип и этнический образ
- 4. Этнические образы народов мира
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 8. Традиционная культура и современность
- 1. Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре
- 2. Основные черты традиционной культуры
- 3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
- 4. Проблема модернизации традиционных обществ
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 9. Межэтнические коммуникации
- 1. Этнические контакты и их результаты
- 2. Теории этнокультурного взаимодействия
- 3. Этнические процессы в современном мире
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 10. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
- 1. Специфика этнических конфликтов и их причины
- 2. Динамика и типология этнических конфликтов
- 3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Рекомендуемая литература
- Краткий словарь специальных терминов
- Вопросы к зачету и экзамену
- Содержание
- Садохин Александр Петрович Грушевицкая Татьяна Георгиевна Этнология