logo
История и культура народов Дальнего Востока России

Алюторцы

Алюторцы (самоназвание – "алутальу") – этнографическая группа коряков в Российской Федерации, на севере Корякского автономного округа, Камчатской области. Численность – около 3 тысяч человек. Язык – алюторский.

Традиционные поселки оседлых алюторцев – Тымлат, Кичита, Анапка, Вывенка, Тиличики, Култушино, Олюторка, Хаилино и Ветвей – располагались на восточном побережье Камчатского перешейка (Парапольского дола), от залива Корфа на севере до мыса Тымлат на юге, на западном побережье – поселок Рекинники (ныне сохранились только Тымлат, Вывенка, Хаилино). Кочевые алюторцы обитали также на восточном побережье, но при перекочевках переходили за хребет на западное. Некоторые исследователи считают алюторцев самостоятельным этносом. Этническое обособление алюторцев от коряков происходило под значительным языковым и культурным влиянием эскимосов.

Традиционное хозяйство – сочетание оленеводства с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Оленеводы-кочевники имели тесные экономические и родственные связи с оседлыми алюторцами. Рыболовством алюторцы занимались с середины июня до середины сентября. Во время наибольшего хода рыбы (кеты, горбуши и других крупных лососевых) переселялись на устья рек и ловили рыбу неводом, объединяясь по принципу родства и свойства в довольно крупные артели. Большая часть улова шла на юколу (основная пища алюторцев), а также на корм для собак, которых держали как ездовых животных. Рыбу потрошили и вешали для просушки на особые вешала: высохшую рыбу складывали в амбары и шалаши, крытые сухой травой и установленные на высоких сваях. Морским промыслом алюторцы занимались в весенний и осенний сезоны. На нартах, запряженных собаками, с ружьями и копьями, артелью в 7-8 человек выезжали на морской лед за 5-10 км от берега. Мясо и жир морского зверя – лахтака или нерпы – либо сразу же употреблялись в пищу, либо запасались впрок. Жир служил также для освещения. Из шкуры лахтака выделывали ремни, подошвы для обуви. Продукты морской охоты также обменивались на оленьи шкуры и мясо. С декабря по февраль охотились на пушного зверя: лисицу, росомаху, выдру, зайца, горностая. Оленеводство кочевых алюторцев было мелкотабунным. Стадо являлось коллективной собственностью 4-6 хозяев, связанных между собою узами родства или свойства, доля каждого совладельца соответствовала доле остальных. Почти каждый оседлый алюторец имел одного или нескольких оленей в стаде его кочующего родственника.

По суше передвигались на нартах, в которые запрягали собак или оленей. Для лучшего скольжения нарт по весеннему талому снегу полозья подбивали китовыми костями, полозья оленьих нарт – китовым усом. Для ходьбы по снегу и по льду применяются ступательные лыжи. Для передвижения по воде алюторцы использовали многоместные кожаные байдары и долбленные челноки-баты.

Поселки алюторцев располагались обычно по берегам рек на возвышенных местах, откуда хорошо просматривались окрестности. До XIX в. единственным видом жилища были полуземлянки, состоявшие из основания с вертикальными стенами в форме восьмиугольника, свода-кровли в виде усеченного конуса и наружного щита-заслона, напоминающего огромную воронку. Входили и выходили по бревенчатой лестнице через квадратное отверстие в центре кровли, служившее также и дымоходом, и световым проемом. В полуземлянке проживало 3-5 семей (22-25 человек). На летниках сооружали палаткообразные шалаши со входом в наклонной стене. На деревянный решетчатый остов параллельно земле вокруг остова клали связанные из травы маты. В каждом поселке алюторцев были так называемые балаганы, или юкольники – конусообразные сооружения на столбах, предназначавшиеся для хранения заготовлявшихся летом продуктов и некоторых хозяйственных предметов.

Традиционная пища алюторцев – толкушка готовилась в специальном деревянном корытце. Вяленое мясо с кореньями растирали пестиком, добавляли жир и ягоды, пока не получалась густая вязкая масса. Из крови оленя, смешанной с содержимым оленьего желудка, варили похлебку. Сырыми съедались свежие почки, хрящи и костный мозг оленя. Оседлые алюторцы широко употребляли в пищу мясо и жир морских животных и свежую рыбу, которую варили или жарили на вертеле у костра. Зимой шла в пищу строганина – тонко наструганная мороженая рыба.

Основным видом одежды алюторцев в XIX-начале ХХ вв. была кухлянка, сшитая из оленьих шкур, меховые зимние штаны из шкур тюленей, меховая шапка-малахай, торбаса. Женская одежда состояла из комбинезона "кэркэр" из оленьей кожи и "гагагли" – легкой кухлянки. Зимняя обувь шилась из оленьих камусов, а демисезонная – из кож тюленей и оленьей замши.

Долго сохранялась традиционная религия: шаманизм, культ предков, духов-хозяев природных объектов, морских промыслов. Постепенная христианизация алюторцев происходила с середины XVIII в. В поселке Тиличики была открыта церковно-приходская школа, в которой в 1915 г. обучалось около 40 детей.

У алюторцев было развито искусство резьбы и гравировки по моржовому клыку, унаследованное от эскимосов (ныне утрачено). Из моржового клыка и рога горного барана алюторцы выделывали украшенные миниатюрной скульптурой и орнаментом трубки, ложки, ковши, игрушки. До настоящего времени сохранилось женское искусство алюторцев, связанное с художественной обработкой меха, кожи, птичьих шкурок. Мастерицы меховой мозаики, аппликации, вышивки бисером Н.И. Эвгур, М.Н. Чечулина, Я.А. Тнельхут, Е.С. Тытимгав и другие продолжают создавать кухлянки, гагагли, кэркэры, торбаса, рукавицы, головные уборы, коврики, сумочки, широко используя мех оленя, выдры, собаки, росомахи, нерпы, олений камус и пыжик, ровдугу, вышивку цветным бисером и нитками из оленьих сухожилий.

В советский период алюторцы становились учителями, врачами, геологами, зоотехниками, механизаторами. В связи с резким ухудшением за последние 10-15 лет экологической обстановки неуклонно снижается поголовье и продуктивность оленьих стад, а в результате непродуманного насильственного переселения алюторцев в более крупные поселки и невнимания властей к их материальным и духовным запросам исчезают традиции национальной культуры и искусства, проявляются негативные тенденции, ведущие к серьезному снижению рождаемости и к повышенной смертности.