logo
История и культура народов Дальнего Востока России

Литература

Золотарев А.М. Родовой строй и религия ульчей. – Хабаровск, 1939; Смоляк А.В. Ульчи: хозяйство, культура и быт в прошлом и настоящем. – М., 1966; История и культура ульчей в XVII-XX вв. Историко-этнографические очерки. – СПб., 1994; Гонтмахер П.Я. Декоративное искусство народов Приамурья. – Хабаровск, 1991; Карабанова С.Ф. Танцы малых народов юга Дальнего Востока СССР как историко-этнографический источник. – М., 1979; Соломонова Н.А. Традиционные песни ульчей // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. – Владивосток, 1981.

ЧУКЧИ

Чукчи (общее самоназвание – “луораветлан” – “настоящие люди”) – народность России, коренное население Чукотского автономного округа. Живут также на севере Корякского автономного округа в Нижнеколымском районе Республики Саха-Якутия. Общая численность – 15 тыс. 184 человека (Перепись 1989 г.). Чукчи подразделяются на оленных (самоназвание – “чаучу”, “чавчу”) и береговых (самоназвание – “анкалын”). Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Говорят на чукотском языке чукотско-камчатской языковой семьи.

Проблема происхождения чукчей – очень сложная, она продолжает привлекать к себе внимание этнографов, антропологов, археологов, языковедов. В отличие от азиатских эскимосов, составляющих по языку и происхождению особую эскимосско-алеутскую группу, чукчи вместе с коряками и ительменами считаются северо-восточными палеоазиатами.

Специфические черты культуры северо-восточных палеоазиатов проявляются, в основном, в эпоху позднего неолита. Древняя культура чукчей формировалась под влиянием континентальных культур Якутии и Прибайкалья, а также культур Приамурья и Приморья. Развивая оленеводство, заимствованное от тунгусских народов, предки современных чукчей освоили обширные тундровые районы Камчатки, Охотского и Берингоморского побережья. В результате продвижения на север, в глубь Чукотки, отдельных групп оленеводов-охотников и длительного отрыва их от основной массы коряков и сложилась, вероятно, особая народность – чукчи. Обособление чукчей произошло в связи с тем, что юкагиры, потесненные тунгусами и якутами в XIV-XIX вв., заняли бассейн реки Анадырь и “отрезали” чукчей от коряков. В этом бедном оленем и рыбой районе переселенцы старались держаться около побережья, где сталкивались и смешивались с эскимосами. Уже в V-VII вв. н.э. к азиатским эскимосам присоединились чукчи – охотники на дикого оленя. Продвигаясь в поисках добычи дальше на север, чукчи вышли на берег Северного Ледовитого океана. Именно с этого времени и начался постепенный переход кочевых чукчей к оседлому образу жизни, а малочисленные азиатские эскимосы начали ассимилироваться с чукчами. Соприкосновение двух культур – чукотской оленеводческой и эскимосской культуры морских зверобоев – было не всегда мирным, но в целом – прогрессивным. Многовековые связи, а также принадлежность чукчей и эскимосов к одной т.н. арктической расе, формировавшейся в районе Берингова пролива, позволяет сегодня рассматривать всю материальную и духовную культуру береговых чукчей и азиатских эскимосов как единое культурное явление.

До середины XIX в. у береговых чукчей бытовали полуземлянки, жилищем оленных чукчей издавна служил полусферический шатер “яранга” с остовом из жердей, с покрытием из оленьих или моржовых шкур, с жировым светильником, который был и источником тепла.

Средствами передвижения служили упряжные олени, ездовые собачьи нарты, лодки-байдары, лыжи-ракетки. В конце XIX в. наряду с байдарами стали использоваться вельботы и шхуны. В случае необходимости чукчи строили плоты. Заимствуя от эскимосов культуру морского зверобойного промысла, чукчи позаимствовали также использование собак в упряжи по эскимосскому образцу.

Все виды одежды чукчей шились из шкур и кож оленей и некоторых морских млекопитающих, они были прочны и теплы. Традиционная одежда изготовлялась из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную меховую рубашку “кухлянку” и двойные штаны, на меховые чулки надевали короткие меховые сапоги. Женская одежда — глухой меховой комбинезон “керкер”, обтягивающий тело и переходящий в широкие мешковидные шаровары, завязанные ниже колен. Одежда эта надевается снизу и для облегчения надевания на груди сделан вырез, более короткий вырез есть и на спине. Такая одежда носится всегда двойная: нижняя – из бараньего меха, верхняя – из шкур оленей, убитых поздней осенью. При дожде и тумане чукчи носят поверх одежды дождевики, имеющие капюшоны. Летом в ветреную сухую погоду, а зимой в бурю и пургу они надевают поверх одежды еще рубашку из замши, у которой по плечам нашито два кружка с нанизанными бусами. Летом же чукчи носят ровдужную обувь.

Застойный характер состояния основных видов производства (оленеводство и морской зверобойный промысел), мало втянутых в товарно-капиталистические связи, слабое влияние извне – все это тормозило общее развитие культуры, проникновение в среду чукчей основ истинных знаний. Положительные знания тесно переплетались с фантастическими представлениями, наивными объяснениями причинно-следственных связей в явлениях природы и зависимости от них человека в его повседневной производственной деятельности. Жизнь чукчи всецело зависела от успешных промыслов, благополучного состояния оленеводства. Поэтому представления чукчей содержат понятия о существах, ведающих промысловыми животными, угодьями, отдельными местами. Всем священным предметам, действиям, обращениям чукчи приписывали способность изменять в нужном для человека направлении ход и развитие событий, вызывать желаемые и предупреждать нежелательные явления. В религиозных культах чукчей находят отражение и культы природы, и культы общественных сил: у оленеводов все культы определялись желанием поддерживать и успешно развивать оленеводство, для приморских охотников было характерно поклонение морю – их главному источнику существования.

Традиционный фольклор чукчей создавался в течение тысячелетий, бережно передавался из поколения в поколение в устной традиции. Мифы и сказания о белых медведях, моржах, тюленях, китах, о создании мира, людей и животных, а также исторические предания и сказания обогащали духовную культуру чукчей, органически входили в их повседневную жизнь, в сознание, поддерживая энергию, волю к победе над стихиями, веру в свою охотничью удачу.

В народном танцевальном искусстве эти мифы и сказки нашли свое пластическое воплощение. Отражение реальной жизни и мифических о ней представлений особенно заметны были в чукотской резьбе и гравировке по кости и по моржовому клыку. Этим видом народного декоративного искусства занимались раньше только мужчины. Женщины создавали оригинальные аппликации из меха и тюленьей кожи, вышивки подшейным белым волосом оленя, орнаментацией одежды, обуви, сумок, ковриков, пологов для яранги, мячей и других предметов. Орнамент был строго геометрический, с преобладанием прямолинейных форм. Особенно широко были распространены полосы, мелкие квадраты и прямоугольники (нередко расположенные в шахматном порядке), шевроны, треугольники, зигзаг, ромбы, полуовалы, круги, полукруги, циркульный орнамент, пунктир, сетка, четырехугольные розетки, вписанные в круг, у-образные фигуры, напоминающие китовые хвосты, серцевидные и ж-образные кресты и фигуры. По мере все усиливающихся контактов с русскими в орнамент чукчей начали входить мотивы растительного орнамента. Появление его было связано с выходом художественной продукции чукчей на внешний рынок и влиянием русского народного декоративного искусства.

В советское время чукчи получили свою национальную письменность. Появилась своя интеллигенция – профессиональные художники, артисты, писатели, поэты, врачи, ученые. Получило дальнейшее развитие косторезное искусство, ставшее профессиональным по мере творческого роста мастеров всемирно известной Уэленской художественной мастерской имени художника Вуквола. Получил широкую известность и в России, и за рубежом Чукотский государственный хореографический ансамбль “Эргырон” (“Рассвет”).

Но физическое и нравственное состояние чукчей в годы тоталитарного режима не могло быть и не было здоровым и нормальным. Насильственная коллективизация оленных и береговых чукчей, сопровождаемая репрессиями, проходила тяжело, мучительно долго; завершилась она лишь к концу 1940-х годов. Колхозно-совхозный строй привел к значительному сокращению оленьих стад и к снижению их продуктивности, а непродуманное промышленное освоение Севера – к резкому ухудшению экологической обстановки в местах проживания чукчей. Невнимание командно-административной системы к духовной культуре северян привело к угасанию и даже к полному упадку многих видов традиционной культуры чукчей. В настоящее время чукчи получают возможность стать хозяевами на своей территории, в рамках Чукотского автономного округа, и это вселяет надежду на лучшую жизнь народности.