logo
История и культура народов Дальнего Востока России

Удэгейцы

Удэгейцы (самоназвания – “удээ”, “удэхэ”, “удихэ”) живут преимущественно в Приморском крае (села Агзу и Красный Яр) и в Хабаровском крае (поселки Гвасюги, Рассвет, Кукан, Снежный). В состав России эта небольшая народность (общим числом 2 тыс. 011 человек по Переписи 1989 г.) была включена в середине XIX в. Несколько удэгейских родов жили тогда восемью обособленными группами. Удэгейцы сформировались как народ в результате слияния аборигенного и пришлого тунгусоязычного населения, а также племен маньчжурского, монгольского и тюркского происхождения.

Удэгейский язык – один из бесписьменных языков, по своим лексическим и грамматическим особенностям близкий к амурской группе, особенно к орочскому и верхнеамурским говорам нанайского языка. До сих пор сохраняются его диалекты: анюйский, бикинский, иманский, хорский, хунгарийский и другие.

К началу нашего века основу традиционного натурального хозяйства удэгейцев составляли рыболовство и охота на изюбра, оленя, лося, пушного зверя, птицу; подсобное значение имело собирательство. Орудия охоты: лук, копье, петли, самострелы, сети, ружья. Объект рыболовства – самые ценные породы рыб: лососевые, карповые, осетровые. Рыбу били с лодок гарпуном, острогой, ловили сетями. Южные группы удэгейцев занимались сбором женьшеня, примитивным земледелием (небольшие посевы пшеницы, ячменя, гаоляна, чумизы) и огородничеством (картофель, лук, чеснок, морковь и прочее). В середине ХХ в. они освоили домашнее животноводство. Из ремесел и домашнего производства были развиты кузнечное дело, обработка рыбьей и звериной кож, дерева и бересты, изготовление долбленых лодок и различных украшений.

До контактов с русскими удэгейцы стойко сохраняли старинные обычаи, древние верования и культы. В дореволюционный период их родовой строй разложился и шел процесс имущественного и социального расслоения. Экономически крепкие семьи обособлялись и отделялись от своих сородичей. Однако долго еще сохранялись пережитки родового быта: деление на патриархальные роды, экзогамия, кровная месть, право рода наследовать имущество умерших сородичей, культ огня, межродовой суд.

По своим религиозным воззрениям удэгейцы оставались анимистами-шаманистами. Они считали, что в природе нет ничего неорганического – все живое и все человекоподобное. Высшее божество – Эндури, есть еще и второстепенные боги, но они смертны и живут только три поколения. Своим родоначальником удэгейцы считают медведя, вторым тотемным животным – тигра, третьим – касатку. Шаманство, по их понятиям, – это страдание, которое будет сопровождать человека всю его жизнь. Настоящий шаман глубоко убежден, что духи являются ему во сне и указывают, что надо сделать, чтобы помочь людям изгнать черта, найти пропажу, дать людям добычливую охоту, исцелить тот или иной недуг.

Традиционное зимнее жилище – полуземлянка из толстых жердей с двускатной крышей, рассчитанная на несколько семей, а летники – берестяные чумы и шалаши эвенкийского типа. Земледельцы строили маленькую фанзу маньчжуро-китайского типа.

Верхняя одежда – мужской и женский распашной халат из рыбьей кожи или ткани с орнаментированным бортом левой полы и краем у ворота, торбаса или сапоги из рыбьей, лосиной, оленьей кожи. На голову летом надевалась орнаментированная берестяная коническая шляпа или капюшон, зимой – меховая шапочка с султаном на макушке.

Специальная охотничья одежда состояла из нескольких предметов: меховая куртка с кожаными завязками спереди, узкие штаны, наколенники, нарукавники, маленькая шапочка и головное покрывало всегда белого цвета, имевшее вид капюшона такого размера, чтобы оно закрывало плечи и сзади опускалось углом по середине спины. Традиционная одежда женщин отличалась от мужской особенной пестротой костюма. Вся она шилась из отдельных цветных полос и сплошь украшалась узорными вышивками, увешивалась мелкими раковинами, бубенчиками, медными побрякушками.

Шаманскую одежду удэгейцы шили из белого материала, украшали рисунками и аппликациями, изображающими пресмыкающихся, животных и людей. Важная деталь шаманского костюма – ватная шапка, а также кожаная шапочка с птицей на макушке или с железными рогами. Для устрашения злых духов шаман надевал маску из березовой коры, разрисованную красными ритуальными узорами, или деревянную, отороченную мехом медведя.

Пища удэгейцев – преимущественно рыбная. Юколой они кормятся сами и кормят собак. Самое большое лакомство – головные хрящи кеты или горбуши. На втором месте у них мясная пища, затем идут различные дикоросы и овощи, выращенные в огороде. Одно из любимых блюд – икра из красной рыбы, которую жарили, сушили, варили и солили.

В народном декоративном искусстве существовало жесткое разделение труда на мужской и женский. Мужчины украшали резьбой и росписью свои изделия из металла, кости, дерева, а женщины были искусными вышивальщицами и орнаментировали изделия из рыбьей кожи, шкур, тканей, бересты. Различался и орнамент. В мужском искусстве преобладали геометрические узоры, в женском – растительные и сложные криволинейные завитки. Узоры орнамента в женском искусстве отличались грациозностью форм, графичностью контуров, цветовой символикой, своею рельефностью (особенно в вышивке гладью по настилу).

Самобытная танцевальная культура этого маленького народа отличалась яркостью и выразительностью. Сюжетами танцев служили промысел и быт, изображения повадок животных и птиц. Отсюда и пантомимика, и большое количество иллюстративно-изобразительных движений. Большинство танцев и в настоящее время исполняется под аккомпанемент бубна. Среди танцев наиболее популярны: “Нолэнгу” (песня-пляска, в которой рассказывается об искусных девушках, умеющих управлять лодкой, ставить сети, выделывать и орнаментировать шкурки зверей); “Танец с рыбками”, построенный на элементах игры, являвшейся способом тренировки детей в лове рыбы копьем; танец мальчиков “Борьба изюбров”.

До настоящего времени сохранился богатый фольклор разнообразных жанров и сюжетов: исторические рассказы, предания, мифы, сказки, загадки, пословицы, поговорки и песни. Широко распространен жанр “тэлуду” (рассказы о действительных исторических, промысловых, бытовых событиях, где повествуется о возникновении родов и их переселениях, о родоплеменных конфликтах, о стихийных бедствиях и т.д.). Сохранились также мифы о героях-великанах, о двух и трех Солнцах. Наиболее древними являются сказки о животных: медведе, тигре, сове, черепахе, ките, в которых прославляется положительный опыт человека, высмеиваются отрицательные черты. Удэгейские дети и взрослые очень любят загадки, пословицы, поговорки. Особое место в устном народном творчестве занимает песня – “ехый”.

Истоки традиционной музыки удэгейцев уходят своими корнями в глубь веков. Они культивировали одноголосую музыку, сольное пение и унисонную игру на музыкальных инструментах. В народном музыкальном искусстве чаще всего применялись духовые инстументы: различные флейты, дудочки, свистки и манки. Раньше у удэгейцев бытовал двухструнный смычковый инструмент, имевший деревянный корпус, обтянутый сверху кожаной мембраной, со струнами из бечевок и смычков из пучка конских волос. Таким образом, наличие архаичных музыкальных инструментов свидетельствует о самобытной музыкальной культуре народности.

В советские годы появились первые профессиональные худо-жники – скульпторы, графики, живописцы (В. Уза, И. Дункай), широкую известность получили удэгейские мастерицы приклад-ного искусства (А. Кялундзюга, И. Кялундзюга, К. Кимонко, С. Лугаськова и др.), создавшие высокохудожественные изделия – торбаса и сумочки, халаты и головные уборы. И хотя удэгейцы до сих пор не имеют своей письменности, в их среде появились первые прозаики и поэты (Д. Кимонко, В. Кялундзюга, Н. Дункай). Имеется немало ученых, учителей, врачей, работников культуры.

Укрупнение сел и поселков, развитие современного общественного и личного транспорта, изменения в одежде и пище разнообразили жизнь народности. Вместе с тем чрезмерная технологизация и урбанизация породили немало проблем. Хищническая вырубка лесов, резкое ухудшение экологической обстановки в местах исконного проживания удэгейцев отрицательно сказываются на их здоровье и на благополучии семьи, а также на традиционных народных промыслах и ремеслах.