Устное народное творчество
(фольклор)
Лирика Драма
Эпос
- песни - малые фольклорные формы (жанры)
|
|
|
Лирика
Малые фольклорные формы (жанры)
Поэзия пестования | |
Колыбельные
Пестушки– приговоры, первые сознательные движения ребенка, часто – своеобразная зарядка с приговорами
Потешки – песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами
Прибаутки– сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой
Докучные сказки– шутки, сочетающие сказочную поэтику с издевательским содержанием | Баю-бай! Баю-бай! Поскорее засыпай. Не то выну из зыбки, Брошу в море рыбке, Скушай, рыбка, Лиленьку, Непослушную!
Потягунюшки, потягунюшки Поперек толстунюшки, А в ручки – хвастунюшки, А в ножки – ходюнушки, А в роток – говорок, А в головку – разумок!
Сорока-ворона, ладушки, Идет коза рогатая…
Ваня, Ваня, простота Купил лошадь без хвоста, Сел задом наперед И поехал в огород
У попа была собака. Он ее любил. Она съела кусок мяса. Он ее убил. И в землю закопал, И надпись написал, Что у попа была собака…
|
Бытовой фольклор | |
Песни– в том числе обрядовые, колядки
Заклички– обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы
Приговорки– стихотворные обращения к живым существам
Дразнилки
Страшилки– устные рассказы-пугалки
Словесные игры | Жил-был у бабушки серенький козлик…
Дождик, дождик, пуще! Дам тебе я гущи!
Божья коровка! Полети на небо! Дам тебе я хлеба!
Рыжий красного спросил:
Кверху бороду держал!
Курилка, Барыня прислала сто рублей…
|
Потешный фольклор | |
Поддевки– забавы за счет другого, основанные на игре слов
Скороговорки– средство развития речевого аппарата
Небылицы-перевертыши
Загадки– иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать |
На дворе – трава, На траве – дрова. Сшит колпак не по-колпаковски; надо его переколпаковать, перевыколпаковать…
Ехала деревня Мимо мужика. Вдруг из-под собаки Лают ворота…
Без рук, без топоренка построена избенка (Гнездо) На крайчике, на сарайчике Две куколки сидят – в разны стороны глядят (Рога)
|
Игровой фольклор | |
Игры
Считалки– рифмованные стихи со строгим соблюдением ритма; используются для распределения ролей в игре | Каравай, Гуси, гуси, га-га-га…
На золотом крыльце сидели: Царь, царевна, Король, королевна, Сапожник, портной, Кто ты будешь такой?…
|
Пословицы, поговорки | |
Пословицы- законченное нравоучительное суждение - вывод
Поговорки– меткая оценка событий, человека, является украшением речи | Легко чужими руками жар загребать
Есть те, кто любит чужими руками жар загребать; работать спустя рукава |
Эпос
Устная народная проза
Сказочный Установка на вымысел Несказочный Установка на истинность
сказка*
|
|
Сказочный эпос
Свою лепту в ее развитие внесла сказка— один из жанров устного народного творчества. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баугчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко ценилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в предании, передавалось из поколения в поколение. В России первые письменные собрания сказок появились в XVII веке. По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность. Народные сказки можно подразделить на сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них — сказки о животных. В сказке действуетзакон повтора;часто встречается один и тот же общеизвестныйзачиниисход;действуют разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста повторяются, в русской традиции обыкновенно трижды, слова и поступки героев. |
Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных,волнующих каждого человека во все временапроблемах: ожизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.
Сказочные образы- яркие и запоминающиеся; но довольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы поступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.).
Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмысливая старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений,
- Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- 1. Обязательный минимум содержания по гос впо:
- 3. Содержание курса
- Практическое занятие №1
- Практическое занятие №2
- 5. Перечень заданий для самостоятельной работы в межсессионный период
- Обвести кружком номер наиболее правильного ответа:
- 1. Теория народной художественной культуры развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них:
- 10. Учебно-методическое обеспечение курса
- 10.1 Рекомендуемая литература (основная)
- 10.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)
- 11. Карта книгообеспеченности дисциплины
- 13. Методические указания по подготовке к экзамену
- 14. Методические указания студентам заочной формы обучения по самостоятельному освоению курса «народная художественная культура»
- 15. Лекционный материал по каждой теме (тезисно). Лекция №1 Основы теории народной художественной культуры
- 1.Основы законодательства рф и юнеско о культурном наследии и распространении в обществе воплощенном в нем духовно-нравственном наследии народа.
- 2.Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества
- Лекция №2 Устное народное творчество
- Устное народное творчество
- Волшебные сказки
- 2. Сказки о животных
- 3. Новеллистические (бытовые) сказки
- Изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке
- Сказочные формулы
- 1. Понятие о мифологии
- 2. Основные виды мифов
- 3. Мифические герои
- 4. Мифы и верованиядревних славян
- 5.Фольклорный театр
- Лекция №4 Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Вышивка
- Литература