logo
УМК НХК1

Изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке

Композиционные

Стилистические

Антитеза – прием противопоставления, с помощью которого главный герой получает углубленную характеристику (герой – «лжегерои»; герой – злонамеренные представители иномира и т.п.)

Ретардация – замедление действия путем многократных повторов; концентрирует внимание слушателя на определенном моменте

Троичность – субъектная организация повествования; специфическое соотношение сил – 2:1

Художественные формулы – поэтические штампы (общие места)

Сказочные формулы

Параллелизмы:долго они ехали, коротко ли, далеко, близко ли…; старший сын был умен, средний был ни так, ни сяк, младший сын – совсем дурак…

Символика:невеста-лебедь

Гиперболы:и рос он не по дням, а по часам; и возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом

Художественные и синтаксические инверсии

Тавтологии: диво-дивное; чудо-чудное

Сросшиеся синонимы: грусть-тоска; путь-дорога

Постоянные эпитеты: серый волк, белокаменные палаты, буланый меч

Повторные приставки: затужили-загоревали, повыжжено-поломано

Уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи

Начальные(присказка, зачин)

На море-окияне, на острове Буяне, стоит дуб-златы маковки. На том дубе – цепь, а по цепи ходит кот: направо идет – песню поет, налево – сказку сказывает…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Конечные(концовка)

Стали они жить-поживать, да добра наживать…

Вот двор. На двору – кол. На колу – мочало. Не сказать ли сказку с начала?

Кличи, предсказания

Срединные

  • формулы оповещения

  • формулы обращения

  • формулы пространства и времени

Добрый молодец, красна девушка

Встань передо мной, как лист перед травой

Избушка! Стань ко мне передом, к лесу – задом

Долго ль, коротко ль; далеко ли – близко; высоко - низко