Изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке
Композиционные | Стилистические |
| ||||
Антитеза – прием противопоставления, с помощью которого главный герой получает углубленную характеристику (герой – «лжегерои»; герой – злонамеренные представители иномира и т.п.)
Ретардация – замедление действия путем многократных повторов; концентрирует внимание слушателя на определенном моменте
Троичность – субъектная организация повествования; специфическое соотношение сил – 2:1
Художественные формулы – поэтические штампы (общие места)
Сказочные формулы | Параллелизмы:долго они ехали, коротко ли, далеко, близко ли…; старший сын был умен, средний был ни так, ни сяк, младший сын – совсем дурак…
Символика:невеста-лебедь
Гиперболы:и рос он не по дням, а по часам; и возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом
Художественные и синтаксические инверсии
Тавтологии: диво-дивное; чудо-чудное
Сросшиеся синонимы: грусть-тоска; путь-дорога
Постоянные эпитеты: серый волк, белокаменные палаты, буланый меч
Повторные приставки: затужили-загоревали, повыжжено-поломано
Уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
| ||||
|
|
|
Начальные(присказка, зачин) | На море-окияне, на острове Буяне, стоит дуб-златы маковки. На том дубе – цепь, а по цепи ходит кот: направо идет – песню поет, налево – сказку сказывает… В некотором царстве, в некотором государстве…
|
Конечные(концовка) | Стали они жить-поживать, да добра наживать… Вот двор. На двору – кол. На колу – мочало. Не сказать ли сказку с начала? Кличи, предсказания
|
Срединные
|
Добрый молодец, красна девушка Встань передо мной, как лист перед травой Избушка! Стань ко мне передом, к лесу – задом Долго ль, коротко ль; далеко ли – близко; высоко - низко |
- Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- 1. Обязательный минимум содержания по гос впо:
- 3. Содержание курса
- Практическое занятие №1
- Практическое занятие №2
- 5. Перечень заданий для самостоятельной работы в межсессионный период
- Обвести кружком номер наиболее правильного ответа:
- 1. Теория народной художественной культуры развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них:
- 10. Учебно-методическое обеспечение курса
- 10.1 Рекомендуемая литература (основная)
- 10.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)
- 11. Карта книгообеспеченности дисциплины
- 13. Методические указания по подготовке к экзамену
- 14. Методические указания студентам заочной формы обучения по самостоятельному освоению курса «народная художественная культура»
- 15. Лекционный материал по каждой теме (тезисно). Лекция №1 Основы теории народной художественной культуры
- 1.Основы законодательства рф и юнеско о культурном наследии и распространении в обществе воплощенном в нем духовно-нравственном наследии народа.
- 2.Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества
- Лекция №2 Устное народное творчество
- Устное народное творчество
- Волшебные сказки
- 2. Сказки о животных
- 3. Новеллистические (бытовые) сказки
- Изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке
- Сказочные формулы
- 1. Понятие о мифологии
- 2. Основные виды мифов
- 3. Мифические герои
- 4. Мифы и верованиядревних славян
- 5.Фольклорный театр
- Лекция №4 Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Вышивка
- Литература