1.Основы законодательства рф и юнеско о культурном наследии и распространении в обществе воплощенном в нем духовно-нравственном наследии народа.
Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня сфере общего и специального образования. В Национальной доктрине развития образования в России, утвержденной Президентом В.В.Путиным в 2000 г., подчеркивается значимость отечественного культурно-исторического и национально-культурного наследия как основы всего современного образовательного пространства нашей страны. В соответствии с концепцией новой вузовской специальности «Народное художественное творчество» и Государственным образовательным стандартом, современные специалисты, помимо художественно-исполнительской подготовки, должны знать теорию и историю народной художественной культуры, фольклористику, регионоведение, методику преподавания народного художественного творчества и другие дисциплины, связанные с распространением в обществе знаний и традиций народной культуры.
Этнология — сравнительная дисциплина; ее цель —описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействии Термин "этнология" происходит от греческого слова "этнос" — народ, связанный общими обычаями, нация.
Антропология представляет собой комплекс научных знаний о человеке. В ней существует множество ответвлений (философское, историческое, культурное, физическое, социальное, психологическое, структурное, символистское и т.п.) Некоторые ученые считают, что практически никакой
установившейся грани между терминами "этнология" и "антропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые. Вместе с тем отмечается, что этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю.
Этнографияявляется в большей мере описательной наукой. Она занимается описанием жизни и быта различных народов (этносов), их материальной культуры (жилища, утвари, одежды, орудий труда и т.д ), традиций и обычаев.
Этническая историярассматривает исторические формы развития тех или иных этносов, их роль и место в истории различных стран, эпох, цивилизаций. Особое место в исследованиях этнической истории занимают труды Л.Н Гумилева "Этносфера: История людей и история природы", "От Руси до России", "Этногенез и биосфера Земли".
Этнопсихология,являясь одной из отраслей психологической науки, исследует: психологические особенности различных народов; историческую динамику и закономерности развития этнического сознания; национальные образы мира, этнические модели и стереотипы поведения в природной и социальной среде.
Этнопедагогика.сложившаяся как отрасль педагогических исследований, выявляет: системы воспитания у разных народов; национальные традиции семейного воспитания; современные формы и методы воспитания и обучения на основе национально-культурных традиций; роль этнических традиций в ра-двнтми высших духовно-нравственных ценностей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного отношения к родной земле, природе, семье, матери и материнству, к своему народу; педагогические условия развития интереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира.
Этнопедагогические идеи были воплощены в трудах
К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова и других заме-
чательных русских просветителей.
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народы, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных национально-культурных и национально — художественных традиций. Так. в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них
- Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- 1. Обязательный минимум содержания по гос впо:
- 3. Содержание курса
- Практическое занятие №1
- Практическое занятие №2
- 5. Перечень заданий для самостоятельной работы в межсессионный период
- Обвести кружком номер наиболее правильного ответа:
- 1. Теория народной художественной культуры развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них:
- 10. Учебно-методическое обеспечение курса
- 10.1 Рекомендуемая литература (основная)
- 10.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)
- 11. Карта книгообеспеченности дисциплины
- 13. Методические указания по подготовке к экзамену
- 14. Методические указания студентам заочной формы обучения по самостоятельному освоению курса «народная художественная культура»
- 15. Лекционный материал по каждой теме (тезисно). Лекция №1 Основы теории народной художественной культуры
- 1.Основы законодательства рф и юнеско о культурном наследии и распространении в обществе воплощенном в нем духовно-нравственном наследии народа.
- 2.Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества
- Лекция №2 Устное народное творчество
- Устное народное творчество
- Волшебные сказки
- 2. Сказки о животных
- 3. Новеллистические (бытовые) сказки
- Изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке
- Сказочные формулы
- 1. Понятие о мифологии
- 2. Основные виды мифов
- 3. Мифические герои
- 4. Мифы и верованиядревних славян
- 5.Фольклорный театр
- Лекция №4 Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Вышивка
- Литература