5. Перечень заданий для самостоятельной работы в межсессионный период
по предмету «Народная художественная культура»
Участие в общественном благотворительном проекте «Семейная мастерская народных ремесел»
Участие в практических занятиях в качестве режиссера и участника действа.
Оформить «Милочку-копилочку» по всем разделам Программы.
Оформить читательский дневник.
Составить план-конспект по заданной теме для практического проведения занятия с группой
Сделать фонограмму различных жанров народной музики (вокальная, хоровая инструментальная музыка)
Провести миниэкскурсию с группой по одному из видов декоративно-прикладного искусства
Список литературы для чтения в межсессионный период.
Тема «Мифы и легенды»
Мифы Древнего Востока – Бог – солнце Ра, Мемфисская космогония,«Небожители», «Зевс победил», «Амур и Психея», «Орфей и Эвридика» Греции «О знаменитом царе Кире», Рима- «Геркулес», «Ромул и Рем», Мифы древнего Двуречья «Гильгемаш в поисках бессмертия», Библейские легенды – «Миф о сотворении мира», Кельтская мифология – «Легенда о Тристане и Изольде», Индийская мифология, «Рамаяна», Мифы древних славян – «Миф о сотворении мира», «Перун», «Велесова книга»,
Тема «Устное народное творчество»
1. Пестушки, потешки, заклички, прибаутки, небылицы, считалки, скороговорки (3-10)
2. По одной сказке народов мира (Русские - «Жихарка», «Бобовое зернышко», «Лиса, Заяц и Петух», «Петушок – золотой гребешок», «Волк и Коза», татарские, народов Азии, народов Европы, народов Африки, народов Америки, Австралии и Океании.)
3. Былины (Древние – «Вольга и Микула», русский эпос – «Илья Муромец», «Добрыня никитич», «Алеша Попович», героического цикла «Калика-боготырь», киевского цикла «Ставр Годинович», новгородского цикла «Садко», скоморошины «Вавило и скоморохи»
Тема «Песенное творчество»
Колыбельные, Календарные земледельческие песни «Закликание весны», «Коляда», «Масленичная», хороводы, семейно-бытовые, эпические, лирические, частушки, народные песни в современной обработке (2-3 песни)
Практическое задание по теме «Декоративно-прикладное искусство»
Оформить мини-выставку и провести экскурсию с группой:
Темы экскурсий:
1. Резьба по дереву
Богородская резьба
Изделия из бересты
Декоративные берестяные изделия
Уфтюжский туесок
Хохлама
Городец
Полхов-Майданское искусство
Федосинская миниатюрная живопись
Палех
Жестовские подносы
Керамика
Дымковская игрушка
Кружевоплетение
Платки и шали
Вышивка
Зодчество
Вопросы для подготовки к экзамену
Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества.
Развитие теории народной художественной культуры на основе нескольких сфер научного знания: этнологии, антропологии, этнографии, этнопсихологии, фольклористики.
Культура и ценности, как основные понятия народной художественной культуры.
Художественная культура, как совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства.
Творчество, как особый характер деятельности. Понятие об этносе, как об устойчивом, естественно сложившемся коллективе людей.
Понятие о менталитете, как особенности мышления народа.
Понятие о национальном характере и этнической картине мира
Общая характеристика видов устного народного творчества: лирики, эпоса и драмы.
Песни, малые фольклорные жанры, как основные жанры лирики.
Общая характеристика сказочного и несказочного эпоса.
Отличие его от были и бывальщин.
Особенности малых фольклорных форм (жанров) – колыбельных, пестушек, потешек, прибауток, песенок, закличек, приговорок, дразнилок, страшилок. Отличительные особенности потешного фольклора, выраженного в поддевках, набылицах-перевертышах, загадках и скороговорках.
Особенности игрового фольклора, выраженного в играх и считалках. Пословицы и поговорки, их поучительное значение.
Общая характеристика народного эпоса.
Основные различия сказочного и несказочного жанра устной народной прозы. Отличительные особенности волшебных сказок, сказок о животных, бытовых сказок.
Особенности изобразительно-выразительных средств и сказочных формул. Отличие сказки от мифа и легенды.
Отличие и сходство содержание былин русского и татарского народа.
Мифология и художественное творчество.
Основные виды мифов. Мифы и верования древних славян.
Миф, как древнее сказание, предание, воплотившее фантастические представления людей о мире, природе и человеке.
Тотемические и вероисповедальные особенности языческой культуры.
Формы проявления культа предков.
Основные виды мифов: этиологические, космогонические, календарные, героические, эсхатонические.
Общая характеристика мифических героев: богов, духов, культовых героев. Особенности мифов и верований древних славян.
Понятие рода, как первородка древних славян. Рожаницы, Сварог, Ярила, Перун, Макошь – древне-славянские боги – герои мифов.
Истоки русского фольклорного театра. Скоморошьи затеи.
Кукольный театр, вертеп, балаган, народные драмы, литургические действия.
Семейно-бытовые праздники – как отражение круговорота человеческой жизни. Родины, крестины, именины, новоселье, свадьба, похороны – как типичные народные праздники.
Особенности традиций связанных с родильной обрядностью. Особенности традиций именаречения, свадеб и похорон в русской и татарской культуре.
Типы внутренней планировки избы.
Художественно-образная система крестьянского жилища.
Исторические источники о хоромном зодчестве.
Планировка и назначение помещений хором.
Особенности художественно-образной системы хором.
Классификация культовых построек.
Художественно-образная система храмов
Народный танец, как основа хореографической культуры.
Понятие о хореографической культуре.
Изменение содержания танца на разных стадиях развития человечества.
Роль танца в формировании художественной культуры народа.
Особенности рисунка танца в различных культурах.
Язык танца, танцевальная пластика, как средств художественной выразительности хореографической культуры.
Основные ступени создания композиции танца, как творческого процесса. Особенности русских народных и татарских танцев.
Хоровод, кадриль и перепляс, как основные жанры русского народного танца.
Классификация русского народного и татарского костюмов, его основные комплексы.
Отличительные особенности убранств крестьянских костюмов.
Отличительные особенности костюмов высших сословий в русской и татаркой народной культуре.
Основные элементы костюма.
Особенности мужского и женского костюмов.
Роль творчества в жизни человека
Задания в тестовой форме по учебному курсу «Народно-художественная культура»
ля студентов, обучающихся по специальности «социально-культурная деятельность»,
- Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- 1. Обязательный минимум содержания по гос впо:
- 3. Содержание курса
- Практическое занятие №1
- Практическое занятие №2
- 5. Перечень заданий для самостоятельной работы в межсессионный период
- Обвести кружком номер наиболее правильного ответа:
- 1. Теория народной художественной культуры развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них:
- 10. Учебно-методическое обеспечение курса
- 10.1 Рекомендуемая литература (основная)
- 10.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)
- 11. Карта книгообеспеченности дисциплины
- 13. Методические указания по подготовке к экзамену
- 14. Методические указания студентам заочной формы обучения по самостоятельному освоению курса «народная художественная культура»
- 15. Лекционный материал по каждой теме (тезисно). Лекция №1 Основы теории народной художественной культуры
- 1.Основы законодательства рф и юнеско о культурном наследии и распространении в обществе воплощенном в нем духовно-нравственном наследии народа.
- 2.Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества
- Лекция №2 Устное народное творчество
- Устное народное творчество
- Волшебные сказки
- 2. Сказки о животных
- 3. Новеллистические (бытовые) сказки
- Изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке
- Сказочные формулы
- 1. Понятие о мифологии
- 2. Основные виды мифов
- 3. Мифические герои
- 4. Мифы и верованиядревних славян
- 5.Фольклорный театр
- Лекция №4 Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Вышивка
- Литература