logo
УМК НХК1

5. Перечень заданий для самостоятельной работы в межсессионный период

по предмету «Народная художественная культура»

  1. Участие в общественном благотворительном проекте «Семейная мастерская народных ремесел»

  2. Участие в практических занятиях в качестве режиссера и участника действа.

  3. Оформить «Милочку-копилочку» по всем разделам Программы.

  4. Оформить читательский дневник.

  5. Составить план-конспект по заданной теме для практического проведения занятия с группой

  6. Сделать фонограмму различных жанров народной музики (вокальная, хоровая инструментальная музыка)

  7. Провести миниэкскурсию с группой по одному из видов декоративно-прикладного искусства

Список литературы для чтения в межсессионный период.

Тема «Мифы и легенды»

Мифы Древнего Востока – Бог – солнце Ра, Мемфисская космогония,«Небожители», «Зевс победил», «Амур и Психея», «Орфей и Эвридика» Греции «О знаменитом царе Кире», Рима- «Геркулес», «Ромул и Рем», Мифы древнего Двуречья «Гильгемаш в поисках бессмертия», Библейские легенды – «Миф о сотворении мира», Кельтская мифология – «Легенда о Тристане и Изольде», Индийская мифология, «Рамаяна», Мифы древних славян – «Миф о сотворении мира», «Перун», «Велесова книга»,

Тема «Устное народное творчество»

1. Пестушки, потешки, заклички, прибаутки, небылицы, считалки, скороговорки (3-10)

2. По одной сказке народов мира (Русские - «Жихарка», «Бобовое зернышко», «Лиса, Заяц и Петух», «Петушок – золотой гребешок», «Волк и Коза», татарские, народов Азии, народов Европы, народов Африки, народов Америки, Австралии и Океании.)

3. Былины (Древние – «Вольга и Микула», русский эпос – «Илья Муромец», «Добрыня никитич», «Алеша Попович», героического цикла «Калика-боготырь», киевского цикла «Ставр Годинович», новгородского цикла «Садко», скоморошины «Вавило и скоморохи»

Тема «Песенное творчество»

Колыбельные, Календарные земледельческие песни «Закликание весны», «Коляда», «Масленичная», хороводы, семейно-бытовые, эпические, лирические, частушки, народные песни в современной обработке (2-3 песни)

Практическое задание по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Оформить мини-выставку и провести экскурсию с группой:

Темы экскурсий:

1. Резьба по дереву

  1. Богородская резьба

  2. Изделия из бересты

  3. Декоративные берестяные изделия

  4. Уфтюжский туесок

  5. Хохлама

  6. Городец

  7. Полхов-Майданское искусство

  8. Федосинская миниатюрная живопись

  9. Палех

  10. Жестовские подносы

  11. Керамика

  12. Дымковская игрушка

  13. Кружевоплетение

  14. Платки и шали

  15. Вышивка

  16. Зодчество

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества.

  2. Развитие теории народной художественной культуры на основе нескольких сфер научного знания: этнологии, антропологии, этнографии, этнопсихологии, фольклористики.

  3. Культура и ценности, как основные понятия народной художественной культуры.

  4. Художественная культура, как совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства.

  5. Творчество, как особый характер деятельности. Понятие об этносе, как об устойчивом, естественно сложившемся коллективе людей.

  6. Понятие о менталитете, как особенности мышления народа.

  7. Понятие о национальном характере и этнической картине мира

  8. Общая характеристика видов устного народного творчества: лирики, эпоса и драмы.

  9. Песни, малые фольклорные жанры, как основные жанры лирики.

  10. Общая характеристика сказочного и несказочного эпоса.

  11. Отличие его от были и бывальщин.

  12. Особенности малых фольклорных форм (жанров) – колыбельных, пестушек, потешек, прибауток, песенок, закличек, приговорок, дразнилок, страшилок. Отличительные особенности потешного фольклора, выраженного в поддевках, набылицах-перевертышах, загадках и скороговорках.

  13. Особенности игрового фольклора, выраженного в играх и считалках. Пословицы и поговорки, их поучительное значение.

  14. Общая характеристика народного эпоса.

  15. Основные различия сказочного и несказочного жанра устной народной прозы. Отличительные особенности волшебных сказок, сказок о животных, бытовых сказок.

  16. Особенности изобразительно-выразительных средств и сказочных формул. Отличие сказки от мифа и легенды.

  17. Отличие и сходство содержание былин русского и татарского народа.

  18. Мифология и художественное творчество.

  19. Основные виды мифов. Мифы и верования древних славян.

  20. Миф, как древнее сказание, предание, воплотившее фантастические представления людей о мире, природе и человеке.

  21. Тотемические и вероисповедальные особенности языческой культуры.

  22. Формы проявления культа предков.

  23. Основные виды мифов: этиологические, космогонические, календарные, героические, эсхатонические.

  24. Общая характеристика мифических героев: богов, духов, культовых героев. Особенности мифов и верований древних славян.

  25. Понятие рода, как первородка древних славян. Рожаницы, Сварог, Ярила, Перун, Макошь – древне-славянские боги – герои мифов.

  26. Истоки русского фольклорного театра. Скоморошьи затеи.

  27. Кукольный театр, вертеп, балаган, народные драмы, литургические действия.

  28. Семейно-бытовые праздники – как отражение круговорота человеческой жизни. Родины, крестины, именины, новоселье, свадьба, похороны – как типичные народные праздники.

  29. Особенности традиций связанных с родильной обрядностью. Особенности традиций именаречения, свадеб и похорон в русской и татарской культуре.

  30. Типы внутренней планировки избы.

  31. Художественно-образная система крестьянского жилища.

  32. Исторические источники о хоромном зодчестве.

  33. Планировка и назначение помещений хором.

  34. Особенности художественно-образной системы хором.

  35. Классификация культовых построек.

  36. Художественно-образная система храмов

  37. Народный танец, как основа хореографической культуры.

  38. Понятие о хореографической культуре.

  39. Изменение содержания танца на разных стадиях развития человечества.

  40. Роль танца в формировании художественной культуры народа.

  41. Особенности рисунка танца в различных культурах.

  42. Язык танца, танцевальная пластика, как средств художественной выразительности хореографической культуры.

  43. Основные ступени создания композиции танца, как творческого процесса. Особенности русских народных и татарских танцев.

  44. Хоровод, кадриль и перепляс, как основные жанры русского народного танца.

  45. Классификация русского народного и татарского костюмов, его основные комплексы.

  46. Отличительные особенности убранств крестьянских костюмов.

  47. Отличительные особенности костюмов высших сословий в русской и татаркой народной культуре.

  48. Основные элементы костюма.

  49. Особенности мужского и женского костюмов.

  50. Роль творчества в жизни человека

Задания в тестовой форме по учебному курсу «Народно-художественная культура»

ля студентов, обучающихся по специальности «социально-культурная деятельность»,