4. Мифы и верованиядревних славян
Мифы древних славян неразрывно связаны с их религией, получившей название «язычество». Для язычества характерно многобожие — вера во множество богов, олицетворяющих силы природы. Их образы запечатлелись не только в мифах, но и в сказках, народных песнях, произведениях народного декоративно-прикладного творчества.
Родсчитался первопредком древних славян и творцом всего, что их окружало (не случайно слова род, родители, родня, а также родина и природа имеют общий корень). С Родом связан древний миф о сотворении мира. Древние славяне думали, что в начале мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род. Из лица его вышло Солнце, из груди - месяц, из очей - звезды.
Зори ясные вышли из его бровей, ночи темные — из его дум, а ветры буйные — из дыхания.
Рожаницы- древнейшие женские божества, связанные с культом плодородия. Судя по всему, их было две. Старшую из них звали Лада (с ней связывали лад в доме), а младшую - Леля (недаром детскую колыбель называли еще люлькой – в ней дитя лелеяли)
Часто встречаются на старинных предметах так называемые солярные(то есть солнечные) знаки. Они отражали древнеславянский культ Солнца и олицетворявших его солнечных (огненных) богов. Среди них - Сварог и Даждьбог. К солнечным богом иногда относят и Ярилу,хотя это не совсем верно.Сварог -верховный Бог древних славян, сын Рода. Небесный Отец. бог огня. Даждьбог -бог Солнца, сын Сварога. податель благ, В «Слове о полку Игореве» русские люди названы «Дажбожьими внуками». Славяне верили, что Дажбог дважды в сутки (утром и вечером) пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами - гусями, утками, лебедями. Возможно, поэтому в форме уточек (или «утко — коней» — уток с головами коней) изготовлялись старинные костяные амулеты, а также деревянные ковши — «утицы».
Ярилапринадлежал к ежегодно умирающим и воскреающим богам плодородия. Он считался также богом сильной (яростной) любви. Ярилу представляли себе юным и пылким влюбленным, с венком из полевых цветов на голове. На белом коне разъезжает он по полям-нивам, рожь растит — народу на радость. Ярила — воплощение силы могучей, удали богатырской, веселья молодецкого. Все, что передает животворящему лету весна, — все это воплощается в образе Ярилы.
Символ бога Перуна— так называемыйгромовый знак,похожий на колесо с шестью спицами. Перун- бог грозы (грома), сын Сварога. Славяне представляли Перуна с грохотом мчащимся среди туч в колеснице, запряженной крылатыми жеребцами. Считалось, что гром и молния — эхо
и отблеск ударов, которыми Перун поражает Змея, стремящегося похитить Солнце, скот, земные и небесные воды. Когда у славян появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов. В «Повести временных лет» (980г.) он назван первым среди кумиров богов в Киевской Руси. По древнерусскому летописному описанию голова деревянного идола Перуна была серебряной, а усы - золотыми. Считается, что Перун со временем преобразовался в представлениях народа в Илью-пророка, а также — в Георгия Победоносца, запечатленного на многих иконах и на гербе г.
Москвы.
Изображение головы ящера(на ручках ковшей и других предметах быта) связано с древнеславянским культом Велеса. Велес (или Волос) - покровитель домашних животных, обитатель подземного мира. Велеса отождествляли со Змеем, с которым сражался Перун. Его представляли летающим на перепончатых крыльях и выдыхающим огонь. Образ Велеса своеобразно воплотился в множестве сказок про Змея Горыныча.
Символическое изображение
Макошиобычно встречается на прялках. Ведь эта богиня считалась покровительницей прях.
Макошь (Мокошь)- великая богиня, небесная Мать, олицетворение Матери - Сырой Земли. Согласно мифам, ее велениям подчиняются боги и люди. Она следит за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает тех, кто соблюдает старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити — судьбы людей. Богиня Макошь входила в дохристианский пантеон князя Владимира. Непосредственным продолжением образа Макоши после принятия православия стала Параскева Пятница.
В знаке засеянного полявоплотились заклинания о хорошем урожае, почитание хлеба, неразрывно связанное с древним культом Матери - Сырой Земли. Мать-Сыра Земля
— самый почитаемый мифологический персонаж, кормилица и заступница. Она казалась древним славянам человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники и деревья были словно се пышные волосы, каменные скалы — как кости, корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из недр вода. Считалось, что тот, кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли, никогда не увидит больше Родины.
Верили древние славяне также в русалок, водяных, леших, домовых, банников, овинников и прочих «духов» природы и дома.
Как известно, на язычество, после принятия Древней Русью христианства, был наложен запрет. Однако его элементы до сих пор сохранились в народном сознании, в традиционных народных праздниках, обычаях, обрядах, суевериях, в образах и сюжетах народного художественного творчества.
С появлением письменности сведения о верованиях древних славян были зафиксированы в русских и других славянских летописях, а также хрониках иноземных историков.
- Народная художественная культура
- Пояснительная записка
- 1. Обязательный минимум содержания по гос впо:
- 3. Содержание курса
- Практическое занятие №1
- Практическое занятие №2
- 5. Перечень заданий для самостоятельной работы в межсессионный период
- Обвести кружком номер наиболее правильного ответа:
- 1. Теория народной художественной культуры развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них:
- 10. Учебно-методическое обеспечение курса
- 10.1 Рекомендуемая литература (основная)
- 10.2 Рекомендуемая литература (дополнительная)
- 11. Карта книгообеспеченности дисциплины
- 13. Методические указания по подготовке к экзамену
- 14. Методические указания студентам заочной формы обучения по самостоятельному освоению курса «народная художественная культура»
- 15. Лекционный материал по каждой теме (тезисно). Лекция №1 Основы теории народной художественной культуры
- 1.Основы законодательства рф и юнеско о культурном наследии и распространении в обществе воплощенном в нем духовно-нравственном наследии народа.
- 2.Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества
- Лекция №2 Устное народное творчество
- Устное народное творчество
- Волшебные сказки
- 2. Сказки о животных
- 3. Новеллистические (бытовые) сказки
- Изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке
- Сказочные формулы
- 1. Понятие о мифологии
- 2. Основные виды мифов
- 3. Мифические герои
- 4. Мифы и верованиядревних славян
- 5.Фольклорный театр
- Лекция №4 Художественные традиции семейно-бытовых праздников и обрядов
- Вышивка
- Литература