logo search
садохин

2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез

Данные палеонтологии, археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапы этногенеза, этни­ческой истории народов. Вслед за представителями этих наук этнологи стараются восстановить процесс формирования этносов и установить родство тех или иных этнических групп. В этих иссле­дованиях большое значение имеют данные лингвистики, посколь­ку в этногенетических исследованиях используются материалы живого языка со всеми его связями и с одновременной реконст­рукцией его древних форм, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить саму историю языка и наложить ее на ис­торию этноса. При этом необходимо иметь в виду, что языковые сопоставления возможны только на синхронном уровне и невоз­можно сопоставлять факты живого языка без соответствующих реконструкций с древними языковыми формами. В этногенетиче­ских исследованиях анализируют первичные понятия: человек и его тело, числительные до 10, местоимения, термины родства, космические астральные объекты и явления природы, а также по­нятия из сферы материальной культуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формирования и элементарные социаль­ные, семейные отношения.

Велико в этногенетических исследованиях значение данных ан­тропологии, в которой прежде всего используются результаты классификации рас, народов мира по антропологическим типам, сложившимся в результате социально-исторического развития уже сформировавшихся рас, в процессе культурных, исторических, межрасовых контактов, вызванных миграционными и консолидационными процессами. Именно антропологические типы выступа­ют как первичные категории этнического многообразия мира.

По мере обращения ко все более древним этногенетическим процессам значение антропологических данных возрастает. Чем дальше в глубь веков, тем больше совпадений этнических и ан­тропологических данных. Различия в антропологическом типе не адекватны различиям сравниваемых групп в этническом и языко­вом отношениях. Например, значительная разнородность антро­пологических типов, входящих в состав народов, лингвистически близких, свидетельствует о формировании языковой общности в результате ассимиляции, хотя в то же время антропологическая общность не дает оснований отрицать процесс ассимиляции. Ан­тропологическая общность при большой языковой разнородно­сти свидетельствует о существовании в прошлом каких-то форм языковой общности.

Для исследования проблем этногенеза используют также дан­ные археологии, которая дает возможность проникнуть в ранние этапы этнической истории. Археология адекватно описывает ма­териальную культуру этноса и некоторые аспекты его духовной культуры (прикладное искусство, верования). Это дает возмож­ность изучать этносы как определенные хозяйственно-культурные типы. Данные археологии также дают возможность показать автохтонность или пришлость народа, интенсивность культурных контактов, приспособленность к местным физико-географическим условиям.

В ряду данных для этногенетических исследований существен­ное значение имеют письменные источники, хотя они исторически ограничены, и фольклор. В них особое внимание уделяется этно­нимам (именам народов) и топонимам (названиям географиче­ских объектов), легендам, преданиям и сказаниям.

Изучение явлений материальной и духовной культуры - сочета­ние основных занятий, набор орудий труда, пища, утварь, жилище, одежда, социальные и семейно-брачные отношения - позволяют выявить этническую специфику и связи с другими народами.

Данные этногенетических исследований, полученные в резуль­тате применения комплексного подхода, дают возможность про­следить внешнюю историю этноса, его происхождение, развитие и контакты с другими народами.

Ранний этап этногенеза. Сопоставляя материалы перечисленных наук, сегодня можно построить схему самого раннего этапа этноге­неза. Исходные популяции были малочисленны, эндогамны (браки заключались в пределах одной группы) и относительно оседлы, т.е. имели значительную охотничью территорию, в пределах кото­рой и передвигались более или менее регулярно. Замкнутость попу­ляции была относительной и периодически, хотя и случайно, вклю­чала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с дру­гими популяциями на границах охотничьих территорий. Антропо­логически эти популяции были специфичными, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходные вариации единичных морфологических признаков, которые затем становились специфи­ческими характеристиками образующихся рас. В пределах этих по­пуляций закреплялись различные традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также формировалось первичное са­мосознание на основе противопоставления своих чужим.

Первичные языки охватывали, скорее всего, не одну, а не­сколько популяций, говоривших на одном языке, а распростране­ние языка между группами популяций, говорящих на других язы­ках, было затруднено. Здесь налицо взаимодействие процессов дифференциации и интеграции, которые стали составными частя­ми этногенеза с самых ранних стадий его развития. Распространение процессов интеграции особенностей антропологического со­става, культуры и языка одной популяции с группой других про­исходило в форме наложения одного на другое, что стало исход­ным пунктом расообразования. Таким образом, на раннем этапе человеческой истории процессы расообразования и этногенез бы­ли тесно взаимосвязаны.

Однако ни этногенез, ни расообразование (расогенез), в свою очередь, не были бы возможны без антропогенеза, без процесса эволюционного формирования физического типа Homo sapiens. Палеонтологические исследования останков древних людей по­зволяют сделать вывод, что первые люди появились на нашей планете около миллиона лет назад. Кости таких живых существ были найдены на востоке и юге африканского континента, отку­да, как полагают палеонтологи, эти существа, названные австра­лопитеками, распространились по другим частям света. Внешне они еще мало отличались от высших обезьян, но уже были прямо­ходящими. Следующими ступенями антропогенеза стали питекан­тропы, жившие в раннем палеолите (от 600 тыс. до 200 тыс. лет назад) и неандертальцы (от 200 тыс. до 40 тыс. лет назад - средний палеолит). Последний вид древнего человека, возможно, был предком кроманьонца, появившегося около 40 тыс. лет назад и в совершенстве владевшего техникой обработки камня и изготов­ления орудий труда. У кроманьонцев уже существовало разделе­ние труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждо­го индивида. Этот исторический период позднего палеолита ха­рактеризуется появлением первобытного искусства - наскальной живописи, женских статуэток, имевших ритуальное и магическое значение.

За 10 тыс. лет до н.э. закончилась ледниковая эпоха (плейсто­цен), которая значительно изменила климат, окружающую среду, флору и фауну нашей планеты. Исчезли некоторые крупные мле­копитающие и растения, составлявшие существенную часть пище­вого рациона древних людей. Изменение условий существования наших предков породило необходимость адаптации человека к но­вому природному окружению, что привело к крупным сдвигам в образе жизни и поведении первых людей. Они, в частности, научи­лись производить продукты питания.

Создание молекулярной биологии существенно углубило пред­ставленную картину. Со времен появления дарвиновской теории эволюции антропологи были убеждены, что современный человек и нынешняя человекообразная обезьяна имеют общий корень. Данные молекулярной биологии показали, что гипотетический предок человека жил 15-20 млн лет назад. Этот вывод основыва­ется на том, что, когда биологи сравнили белки крови нынешних человекообразных обезьян с человеческими, они обнаружили их поразительное сходство. Было доказано, что эти две линии обезь­яноподобных предков не могли расщепиться ранее 4-6 млн лет назад. Голая (непосредственный предок человека) и волосатая обезьяны, появившиеся в результате этого расщепления, имели лишь близкое генеалогическое сходство, что и нашло подтверждение в обнаруженных в Эфиопии окаменелых останках прямых предков человека, живших около 4,5 млн лет назад. Взрослые особи этой популяции должны были весить примерно 30 кг и иметь рост 1,2 м. Существа с такими физическими пара­метрами были промежуточной ступенью между человеком и обезьяной в начале процесса антропогенеза.

Таким образом, по данным современной науки, антропогенез представлял собой процесс появления и эволюции первобытных людей, последовательно прошедших следующие этапы: 1) гипотети­ческий общий предок человека и обезьяны; 2) тип примата, назван­ный учеными кличкой Люси, объем мозга которого составлял 400-500 см3, прямоходящий, живший семейными группами на всей территории Восточной Африки; 3) тип «африканус» - потомок Люси, объем мозга которого также достигал 400-500 см3; он имел длинные руки, был ловким и подвижным, жил общественными группами; 4) тип «робистус» - потомок африкануса, который об­ладал объемом мозга 530 см3, но не оставил после себя большого потомства; 5) Homo habilis - «человек умелый», первый известный вид, относящийся к семейству людей и использующий орудия тру­да; его объем мозга достигал 600-800 см3; 6) Homo errektus -«человек прямоходящий», первый вид человека, сравнительно широко расселившийся по планете, колонизировал Ближний и Средний Восток вплоть до Китая, обладал объемом мозга 750-1250 см3 и жил около 1,5 млн лет назад; 7) Homo sapiens - «человек разумный», объем мозга которого достиг 1200-1700 см3, извест­ный в антропологии под названием «кроманьонец» (найден в 1868 году в Кроманьоне, Франция) и появившийся около 40 тыс. лет назад.

Отдавая должное такому объяснению процесса антропогенеза, следует отметить некоторые уязвимые моменты этой концепции. Принципиальное возражение состоит в том, что не следует ото­ждествлять человека с его внешним анатомическим обликом. В этом случае необъяснимым остается процесс происхождения разума. Если судить по величине мозга, его изменениям, то можно сделать вывод о том, что разум человека складывался постепенно, что именно труд был основой формирования сознания человека. Однако это лишь косвенный показатель, имеющий внешний ха­рактер и оставляющий необъяснимыми процессы исторического развития внутреннего мира человека, а именно с этим связано становление человеческой культуры.

Можно попытаться объяснить происхождение сознания из практического опыта взаимодействия с окружающим миром. Та­кая способность, естественно, появляется у человека лишь с фор­мированием абстрактного мышления, умением находить нестандартные решения в конкретных ситуациях. Современные семио­тические исследования позволяют утверждать, что в критиче­ских жизненных ситуациях выживали лишь те особи, которые смогли выработать у себя так называемое «парадоксальное по­ведение», т.е. способность к нетрадиционному решению жизненно важных проблем. Ученые считают это проявлением зачатков аб­страктного мышления. При соответствующих положительных результатах парадоксальное поведение становится нормой, за­крепленной опытом. Это ведет к появлению у человека способ­ности к мысленному наложению на регулярно повторяющиеся факты реальности своего ценностно-смыслового отношения и к отбору таких типов поведения, которые соответствуют позитив­ным оценкам. Этот момент и есть начало становления человече­ского сознания.

Теория антропогенеза объясняет лишь процесс формирования человека современного вида, но не объясняет разнообразия видов человеческих популяций, не дает объяснения процессу расообразования.

Вопрос о времени и причинах происхождения рас до сих пор еще не получил окончательного решения.

Долгое время в отечественной науке господствовало представ­ление, что люди современного физического типа появились 35-40 тыс. лет назад и что одновременно с новым физическим типом человека возникла культура. Появление человечества и его куль­туры объяснялось сознательной трудовой деятельностью, воз­никшей в процессе антропогенеза. Однако в конце 60-х годов в Африке и на Ближнем Востоке были найдены останки черепов неоантропов, возраст которых оценивался в 60-130 тыс. лет, бла­годаря им было неопровержимо доказано, что люди современно­го типа уже десятки тысяч лет были носителями культуры, припи­сываемой неандертальцам.

Несколько позднее, в середине 80-х годов, несколько групп уче­ных в США, Японии, Англии, исследуя процессы антропогенеза, независимо друг от друга пришли к выводу, что в интервале между 360 и 180 тыс. лет назад имело место резкое сокращение численно­сти населения нашей планеты, а затем произошел демографический взрыв, в результате которого возникли популяции-основатели различных этносов. Кроме того, этими учеными были получены доказательства, что все неафриканские популяции человека раз­вились от одной, мигрировавшей из Африки, а отделение евро­пеоидов и монголоидов от этой популяции произошло приблизи­тельно 80-150 тыс. лет назад. И наконец, ученые установили, что из всех четырех основных рас европеоидная является самой моло­дой и насчитывает примерно 50 тыс. лет.

Процесс происхождения рас этнологи относят к сложнейшим проблемам этнической истории народов. И эта сложность объяс­няется многочисленностью и разнообразным характером прояв­ления различных расообразующих факторов.

К числу наиболее важных факторов образования рас в ходе ан­тропогенеза следует отнести влияние географической среды. Многие из отмеченных ранее расовых признаков имеют очевид­ное приспособительное значение. Так, темный цвет кожи негрои­дов обусловлен присутствием в подкожном слое особого пигмен­та - меланина, защищающего организм человека от губительного для него излучения солнца. Удлиненная, высокая черепная короб­ка, жесткие курчавые волосы негров предохраняют голову от пе­регрева. Узкий нос жителей пустынь и северных народов (особенно у эскимосов) затрудняет свободную циркуляцию возду­ха. Жирная кожа лица у монголоидов препятствует обмороже­нию, а кроме того, создает для организма запас высококалорий­ного питательного вещества на неблагоприятные сезоны года. Узкая глазная щель и набухшие массивные веки монголоидов за­щищают глаза от пыли, песка, яркого солнечного света, эпикантус прикрывает слезный бугорок и затрудняет смачивание ресниц, поэтому пыль на них оседает меньше. В тропиках приспособи­тельное значение имеют утолщенные губы и широко открытые ноздри, необходимые для усиленного испарения влаги через сли­зистую оболочку.

У эскимосов при низких температурах скорость кровообраще­ния примерно вдвое больше, чем у европейцев, это позволяет им сохранять тепловой баланс и оберегает их от переохлаждения. У народов Северных Анд Южной Америки, проживающих на больших высотах, антропологами зафиксированы приспособительные изменения в объеме легких и интенсивности кислородно­го обмена.

Группы крови людей тоже имеют некоторое приспособитель­ное значение, поскольку их носители неодинаково восприимчивы к различным инфекционным заболеваниям. Например, негроиды не­восприимчивы ко многим болезням тропической зоны, которые губительны для европейцев, но в то же время чрезвычайно чувстви­тельны к тем инфекциям, которые существуют вне пределов афри­канского континента. Группа крови В в Китае и других азиатских странах получила преобладание, потому что их носители реже за­болевали свирепствовавшей здесь оспой и легче ее переносили.

Географический фактор расогенеза также нашел свое проявле­ние в зависимости между температурой внешней среды и разме­ром тела всех гомотермных животных: на севере и юге размеры тела больше, чем в тропической зоне. Это следствие общих закономерностей терморегуляции организма. Применительно к попу­ляции человека аналогичное соотношение проявилось в пропор­циях длины, веса, площади поверхности тела. Правило Аллена устанавливает связь пропорций тела с климатом. В холодном климате гомотермные животные отличаются более удлиненными конечностями и менее плотным сложением, а проживающие в умеренном и жарком поясе - более плотным сложением и укоро­ченными пропорциями. Правилом Глогера устанавливается зави­симость интенсивности окраски от географической широты мест­ности: чем ближе к тропикам, тем окраска интенсивнее. У челове­ка и цвет кожи, и цвет волос светлеют по мере перехода от тропи­ческого пояса к умеренным зонам и далее к поясам холода в обо­их полушариях. Эти и другие закономерности носят статистиче­ский характер и устанавливаются на большом фактическом мате­риале. Справедливость этих закономерностей по отношению к человеку свидетельствует о том, что адаптивный фактор играет значительную роль в расообразовании.

В исследовании процесса расогенеза следует иметь в виду то обстоятельство, что никакой полезный признак из области фи­зиологии или морфологии, приобретенный человеком на про­тяжении жизни, потомству передаваться не может. Как ни вели­ка роль географической среды, она не оказывала бы никакого влияния на морфологический облик людей, если бы не было второго фактора расогенеза - спонтанно идущего мутагенеза в биосфере, в человеческих популяциях в том числе. Постоянные изменения в генетическом аппарате человека идут самопроиз­вольно, а внешняя среда только придает им определенную на­правленность. Неоднородность среды, в свою очередь, создает предпосылки для территориальных различий в развитии генети­ческих изменений.

Третьим важным фактором расогенеза является социальная изоляция. Ее суть состоит в том, что при заключении браков пре­имущественно внутри своей обособленной группы могут проис­ходить заметные сдвиги в распределении генов, контролирующих расовые признаки. Например, в изолированных популяциях мо­жет происходить брахи- или долихокефализация, уменьшение или увеличение массивности скелета (грацилизация или матуризация). Подобными причинами ученые пытаются объяснить возникнове­ние многих одонтологических (строение зубов), серологических (иммунных), дерматологических (узоры на пальцах, ладонях, сто­пах) и других, по большей части нейтральных различий между популяциями.

В настоящее время в процессе расогенеза происходит возрас­тание фактора метисации (смешения), что объясняется интенсивным процессом взаимосвязи культур и миграционными перемещениями больших масс людей. Увеличение ойкумены в процессе расселения человечества, увеличение плотности населения в про­цессе хозяйственного развития и одновременно появление все но­вых и новых генетических барьеров - вот те причины, которые постоянно вызывают появление новых очагов расообразования на протяжении эволюции Homo sapiens.