1. Этническая история планеты
12 октября 1999 года в столице Боснии городе Сараево экспертами ООН была проведена символическая церемония, зафиксировавшая появление шестимиллиардного жителя Земли. Сама церемония носила условный характер, так как в этот же день на нашей планете родилось около 260 тыс. младенцев. Ее значение состояло в том, чтобы официально отметить очередной рубеж в развитии процесса антропогенеза, который начался, по оценкам ученых, около 4 млн лет назад.
В истории человечества процесс роста численности народонаселения был сложным и противоречивым: периоды «демографических взрывов» сменялись периодами сокращения общей численности населения. И те и другие были вызваны соответствующими биологическими, социальными и историческими причинами. В XX веке мы являемся свидетелями все более быстрого роста общей численности людей на планете в целом. Об этом убедительно свидетельствует то, что всего лишь 39 лет назад население Земли было вдвое меньше, а более половины землян еще не достигли 25-летнего возраста.
На протяжении многих тысячелетий население мира росло чрезвычайно медленно, что может быть объяснено большой зависимостью человека от природы на ранних этапах человеческой истории. В древности и средневековье рождаемость была довольно высокой, но очень высокой была и смертность, которую вызывали периодические эпидемии, хроническое недоедание, частые войны и общая низкая средняя продолжительность жизни. Уровень рождаемости в целом оказывался ненамного выше уровня смертности. И хотя в отдельных районах возникали более или менее благоприятные условия для снижения смертности, естественный прирост населения оставался довольно низким.
К концу палеолита (примерно 15 тыс. лет назад) общая численность людей на Земле достигала приблизительно 3 млн. На этом этапе своей истории человек освоил менее трети современной ойкумены (примерно 40 млн м2), а средняя плотность населения не превышала 8-10 человек на 100 км2. На всей остальной части планеты люди встречались чрезвычайно редко. Это было во многом связано с требованиями присвающего типа хозяйства (собирательство, охота, рыболовство), использовавшегося людьми и требовавшего большой территории для обеспечения жизнедеятельности небольшой группы людей.
Переход к оседлому образу жизни, распространение земледелия и скотоводства, начавшиеся на Ближнем Востоке около десяти тысяч лет назад, существенно ослабили зависимость человека от природной среды и стимулировали рост численности населения. В результате этих новаций 4-5 тыс. лет назад население Земли ориентировочно насчитывало 25 млн человек. При этом основная часть населения была сосредоточена в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, долинах рек Хуанхэ и Янцзы, в Средней Азии. Вся последующая этническая история человечества непосредственно связана с развитием и совершенствованием хозяйственной деятельности человека (улучшение агротехники, создание новых орудий труда, одомашнивание новых видов животных). В силу этих факторов рост населения стал происходить значительно быстрее. Его общая численность на планете к началу нашей эры (2 тыс. лет назад) достигла, по предположениям этнологов и антропологов, 150-250 млн человек. При этом многие регионы Земли были еще совсем не освоены или заселены очень слабо. Данные археологии и палеонтологии позволяют сделать вывод, что около 70% населения было сосредоточено в Азии. Наиболее крупные популяции людей были в Китае (50 млн человек), странах Южной Азии (35 млн) и в Римской империи (48 млн). На долю этих трех регионов приходилось около 4/5 всего населения планеты. На всей остальной территории проживало менее 6% населения.
За девятнадцать веков нашей эры общая численность населения мира увеличилась в 10 раз, и этот процесс развивался неровно. Были периоды, когда численность населения не возрастала или даже снижалась из-за многочисленных войн, нашествий, эпидемий. Так, например, в XIV веке от эпидемии чумы только в Европе погибло более четверти всех жителей. Поэтому за первую тысячу лет нашей эры население мира увеличилось всего в 1,5 раза. На рубеже I и II тысячелетий основная часть населения планеты по-прежнему была сосредоточена в Южной Азии (79 млн человек) и в Китае (66 млн). На долю этих регионов приходилось 55% человечества. В Европе наиболее заселенными странами были Франция, Италия и Испания.
К середине II тысячелетия население земного шара возросло в 1,6 раза. Особенно быстро этот процесс развивался в Европе и по России (рост более чем в 2 раза). Китай в этот период стал самой населенной страной земного шара (110 млн). Резко возросло население Японии (с 4,5 млн в 1000 г. до 17 млн в 1500 г.). Самыми населенными странами Европы оставались Франция (15 млн) и Италия (10 млн), а место Испании заняла Германия (9 млн). Численность населения африканского континента в это время почти не росла.
Резкое ускорение роста населения планеты началось во второй половине XVIII столетия. В это время произошел первый демографический взрыв. Если с 1500 по 1750 г. население увеличилось примерно на 300 млн человек, то с 1750 по 1900 г. - на 910 млн. Особенно резкое увеличение темпов прироста было характерно для второй половины XIX века, что объясняется начавшимся снижением смертности, особенно детской, и увеличением средней продолжительности жизни.
За четыре столетия второй половины II тысячелетия (с 1500 по 1900 г.) существенно увеличилась и география населения. В результате Великих географических открытий сложились значительные миграционные движения, особенно в страны Америки и Австралию, население которых возросло соответственно в 10,4 и 19 раз. Население России и Европы в эти века росло намного быстрее, чем население Азии и Африки. Так, в России численность увеличилась в 8,1 раза, в Европе - в 4,1 раза, тогда как население Азии за это же время выросло в 3,4 раза, а Африки - только в 2,4 раза.
В результате к началу XX века самой населенной страной оставался Китай (475 млн человек), за которым следовали страны Южной Азии (290 млн). Третье место занимала Россия (130 млн человек), вслед за которой располагались США (76 млн), Япония (45 млн), Германия (43 млн), Франция (41 млн), Индонезия (38 млн), Великобритания (37 млн). Остальные страны по численности населения значительно отставали от них.
- Введение
- Тема 1. Этнология как наука, ее предмет, методы и взаимосвязь со смежными дисциплинами
- 1. Становление этнологии как науки
- 2. Предмет этнологии
- 3. Методы этнологии
- 4. Связь этнологии с другими науками
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 2. История этнологической мысли
- 1. Эволюционизм
- 2. Диффузионизм
- 3. Социологическая школа
- 4. Функционализм
- 5. Американская школа исторической этнологии
- 6. Этнопсихологическая школа
- 7. Структурализм
- 8. Культурный релятивизм
- 9. Неоэволюционизм
- 10. Новейшие концепции в этнологии
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 3. Современная наука о сущности этноса и этничности
- 1. Понятия «этнос» и «этничность»
- 2. Примордиализм
- 3. Инструментализм
- 4. Конструктивизм
- 5. Теории этноса в отечественной этнологии
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 4. Этническая картина мира
- 1. Этническая история планеты
- 2. Этнические процессы XX века
- 3. Географическая классификация
- 4. Антропологическая классификация
- 5. Языковая (лингвистическая) классификация
- 6. Хозяйственно-культурная классификация
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 5. Происхождение этносов
- 1. Этногенез и его основные факторы
- 2. Методы исследования этногенеза. Этногенез и антропогенез
- 3. Концепция этногенеза л.Н.Гумилева
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 6. Основы этнической психологии
- 1. Сущность этнической идентичности
- 2. Основания этнической идентичности
- 3. Структура психологии этноса
- 4. Инкультурация
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 7. Этническая культура
- 1. Культура и ее этнические функции
- 2. Этническая культура
- 3. Этнический стереотип и этнический образ
- 4. Этнические образы народов мира
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 8. Традиционная культура и современность
- 1. Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре
- 2. Основные черты традиционной культуры
- 3. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре
- 4. Проблема модернизации традиционных обществ
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 9. Межэтнические коммуникации
- 1. Этнические контакты и их результаты
- 2. Теории этнокультурного взаимодействия
- 3. Этнические процессы в современном мире
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Тема 10. Природа этнических конфликтов и способы их разрешения
- 1. Специфика этнических конфликтов и их причины
- 2. Динамика и типология этнических конфликтов
- 3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов
- План семинарского занятия
- Темы докладов и рефератов
- Литература
- Рекомендуемая литература
- Краткий словарь специальных терминов
- Вопросы к зачету и экзамену
- Содержание
- Садохин Александр Петрович Грушевицкая Татьяна Георгиевна Этнология