Социализация детей и подростков в традиционном русском обществе
Детство и отрочество. С годовалого возраста начиналась собственно социальная жизнь ребенка – он самостоятельно перемещался, ел, понимал речь и говорил, все эти качества он развивал сам и с помощью старших. В ходе взросления развивались его умственные и физические способности, происходило вхождение в социум. У русских, как и у других этносов, существовала особая субкультура детей и подростков, со своими корпорациями, участием в играх и праздничных забавах, значительная часть которых была приурочена к календарным праздникам. Исполнение обрядов со временем переходило к детям и подросткам.
Физическое развитие индивида шло бок о бок с получением знаний об окружающем мире. Освоению пространства - сначала дома, потом двора, затем селения, наконец, территории за его пределами - принадлежала большая роль в процессе социализации. Весь период от детства и до вступления в брак есть время постоянных перемещений – дети бегают и гуляют, особенно выделяется молодость как время максимальной подвижности человека: парни бегают за девками, молодые пары гуляют, ходят, молодежные собрания называются гуляниями, молодежь шатается, девушки выходят замуж, свадьбу гуляют.
Большое значение в процессе социализации подрастающего поколения имели игры, которые развивали силу, глазомер, ловкость, храбрость, умение терпеть боль, воспитывали чувство товарищества, формировали убежденность в ответственности не только за себя, но за других людей, сначала только в игре, но потом и в жизни. В играх имитировались реальные жизненные ситуации - труд, семейный и общественный быт. Мальчик «запрягал» деревянного конька в лапоть, выполняющий роль саней или телеги, «пахал» землю каким-нибудь сучком, кукла у девочки «пряла» и «шила», терпела побои пьяного мужа. Импровизированные детские игры дополнялись стереотипными.
Довольно рано начиналось приучение детей к труду, особенно в бедных семьях, где уже с 5-6 лет дети убирали в доме, ухаживали за маленькими детьми, работали на огороде и т.д. Мальчиков начинали приучать к мужским работам – пахать и боронить землю, пасти скот, обращаться с лошадьми, в лесных районах заниматься плотницким делом и т.д., девочек приучали прясть, работать за ткацким станком, ухаживать за коровой и домашней птицей и т.п. Процесс взросления имел свои внутренние границы, отражавшиеся в возрастной терминологии.
О специфике поведения в более старшем возрасте маленький человек узнавал и путем наблюдения, и получая информацию от более старших по возрасту товарищей. В значительной степени процесс воспитания шел не от отцов и матерей, занятых повсечасной работой, а дедов и бабок. Что полагалось делать в том или ином возрасте, он уже представлял как по рассказам более старших товарищей, так и по своим наблюдениям, например, будучи свидетелем молодежных посиделок, когда выгоняли «мелюзгу» из хаты, а он, затаившись за печкой, с жадным любопытством наблюдал за очередной посиделкой.
Одной из форм социализации было участие подростков и молодежи в кулачных боях и драках, в которых довольно четко проступали черты социальной самоорганизации. Образующиеся группы, которые назывались ватаги, партии, шайки, состояли из предводителя - атамана, товарищей – полноправных бойцов, и подростков-малолеток - ломальщиков (подлезал, хайков), они провоцировали драку.
Главная цель социализации в любом обществе – формирование развитой физически и умственно личности, принявшей нормы отношения, для данного общества характерные, способной к созданию крепкой семьи, самостоятельному ведению хозяйства. Разрешение на вступление в брак было санкцией общества на признание полноценности его члена.
Молодость. Рубеж перехода в статус молодежи определяется появлением осознанного интереса к противоположному полу. То, что мы называем половым воспитанием, в русской крестьянской среде отсутствовало, основы физиологии ребенок познавал, получая информацию от более старших товарищей, наблюдая за жизнью домашних животных. Определенная терминология отражала предбрачное состояние, например, для девушки – на выдание, невестящаяся и др.
Взаимное общение парней и девушек происходило в рамках традиционных для русской молодежной субкультуры встреч, именно здесь между молодыми людьми часто возникали симпатии, заканчивавшиеся установлением брачных отношений. В осенне-зимний период сборища молодежи обычно проходили в избе, специально снятой для этой цели у какого-нибудь одинокого хозяина за вознаграждение. Они назывались вечеринки, сходки, посиделки, беседки. Во время этих сборищ могли выполняться какие-то работы, устраиваться угощение собранными вскладчину продуктами, организовываться игры социализаторского характера. В теплое время года гуляния молодежи перемещались на открытое пространство и тоже в какое-либо определенное место, его называли топталище и т.п.
На большие праздники, например, на Святки, гуляния под открытым небом могли происходить и зимой, они называлось улица, в них участвовали и люди старших возрастов. Для «улицы» выбиралось какое-нибудь место в селении, например, площадь около церкви. В большом селении во время «улицы» молодежь собиралась «по концам» группами по 15-20 человек, парни одного «конца» не имели права ухаживать за девушками другого, нарушившего это правило избивали. Участники под рожок, гармошку или балалайку пели и плясали прямо на снегу в шубах и валенках. В летних общественных гуляниях молодежи кроме песен и плясок присутствующие развлекались играми. Например, в некоторых местах на Пасху была традиция обязательно играть в лапту, в этой игре участвовали не только молодежь, но и женатые мужчины и молодые женщины, играли также в «горелки» и другие игры.
Особые отношения между парнем и девушкой фиксировались взаимными угощениями. Со стороны парня это могло быть покупное лакомство: пряник, леденец, конфета, а со стороны девушки - выпечное изделие. В характере этих угощений был особый смысл: парень доказывал экономическую состоятельность, если не собственную, то своих родителей, потому что тратил «лишнюю» копейку, а девушка - умение будущей хозяйки.
Кроме мест встреч молодежи невест высматривали как парни, так и их ближайшие родственники, в первую очередь родители, на общих для всей округи праздничных гуляниях, когда в крупный населенный пункт съезжались жители окрестных селений. В некоторых местах существовала традиция специальных смотрин невестящихся девушек, они назывались выставки, свозки, метища и обычно приурочивались к осенне-зимнему периоду, в частности, к Святкам. Существовала особая категория людей - свах, которые по просьбе тех или иных семей за мзду приискивали брачного партнера, но в большей степени к услугам свах прибегали в городской среде.
Супруги - «вместе запряженные», такова этимология этого слова. Брачного партнера подыскивали с такой же тщательностью, как подбирали для одной упряжи тягловых животных: сообразуясь с возрастом, физическими и моральными качествами, достатком родителей (он должен был быть примерно равным или ненамного выше), репутацией семьи: «Выбирай корову по рогам, а девку – по родам». Решающее слово принадлежало родителям, которые не всегда обращали внимание, есть ли у молодых людей взаимное влечение: «Стерпится – слюбится». В определенной степени решающая роль родителей в заключении брака была оправдана, поскольку брак – это не только и не столько личное дело двоих, но и их родителей и в целом общества, заинтересованных в создании крепкой жизнеспособной семейной ячейки, экономически самостоятельной, способной нести общинные повинности, хотя, вместе с тем существовало убеждение в воле провидения: «Суженого и конем не объедешь».
Нередко браки между молодыми людьми совершались против воли родителей. Назывались они убегом, самоходкой, самокруткой. Наказанием за самовольный брак обычно был отказ в благословлении, разрыв всяких контактов с поступившими так детьми, наконец, лишение их приданого и наследства. В дальнейшем могло произойти примирение родителей с брачной парой, но часто до самой их смерти хороших отношений между ними и семьей их детей не устанавливалось.
К концу XIX в. с изменением экономической ситуации молодожены все чаще стали отделяться от родителей и вести собственное хозяйство. Отходничество помогало таким семьям укрепиться экономически. Расширилась возможность переселиться в город, где семья могла сразу начать самостоятельное существование без материальной основы, необходимой при крестьянской жизни (земля, скот, сельскохозяйственный инвентарь и т.п.). Поэтому стало увеличиваться количество браков, совершаемых по взаимному согласию брачующихся - по любви. Брачного партнера могли найти как в своем селении, так неместного, даже из дальних мест, в этом отношении не было никаких ограничений, но само вступление в брак считалось обязательным, ибо здоровый взрослый человек, не имеющий семьи, был в народном сознании нелепой фигурой.
В брак в народной среде вступали относительно рано: парни в возрасте 18-19 лет, девушки - 16-17 лет, разница в возрасте между мужем и женой была, обычно невелика - 1-2 года. Случались и более ранние и более поздние браки, но они вызывали комплекс «недогула» или «перегула» («гулять» - в смысле быть свободным от семейных забот). Человек, рано женившийся, начинал наверстывать недополученное, уже будучи семьянином. Вместе с тем, тому, кто вышел из обычного брачного возраста (особенно женщине, трудно было найти партнера, поскольку у окружающих появлялось подозрение в наличии у него тайного изъяна. Девушки в таком положении назывались перестарки, вековухи, засидевшиеся.
В семье существовал определенный порядок вступления в брак: дочерей старались выдать замуж, а сыновей женить по очереди в порядке старшинства. Существовала и пословица на этот счет: «Через сноп не молотят». Повторные браки были редки: «Первая жена – от Бога, вторая – от черта», хотя при определенных обстоятельствах православная церковь разрешала до трех браков. Вступали во второй брак вдовые с одной или с обеих сторон, особенно имевшие детей, если девушка выходила замуж за вдовца, то такой брак сопровождался свадебной обрядностью, в остальных случаях ее обычно не требовалось.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Исторический факультет
- В.С.Бузин
- Этнография русского народа
- Учебное пособие
- Издательство
- От автора
- I. Русский этнос в современном мире Современное расселение и численность русского народа
- Языковая принадлежность русских
- Антропологический облик русского народа.
- Религиозная принадлежность
- II. Этногенез и этническая история русских.
- Глава 1. Этногенез русского народа. О методике этногенетических исследований.
- Дославянский период
- Проблема происхождения и ранняя история славян
- Восточнославянские племена и образование древнерусской народности
- Распад древнерусской народности и формирование русского, украинского и белорусского этносов
- Глава 2. Этническая история русского народа Историческая география Российской государственности в конце
- Формирование русской историко-этнической территории и развитие русского этноса в кон.XV-нач. XX вв.
- История русского этноса в свете теории пассионарности л.Н.Гумилева
- Русский этнос в советское время и современный период (начало XX-начало XXI в.)
- III. Традиционная культура русского народа о понятии «традиционная культура»
- Глава 1. Хозяйство Земледелие
- Животноводство
- Подсобные занятия, промыслы и ремесла
- Транспортные средства
- Русский народный календарь
- Система мер в традиционной русской культуре
- Глава 2.
- Материальная культура
- Поселения и жилищно-хозяйственные комплексы
- Поселения.
- Техника строительства
- Жилищно-хозяйственные комплексы
- Интерьер традиционного русского жилища
- Декор традиционного русского жилища. Обряды и представления связанные с жилищем
- Одежда Одежда в системе традиционной культуры
- Обработка материалов для производства одежды
- Мужская одежда
- Женская одежда
- Верхняя одежда и обувь. Локальные особенности русской традиционной одежды
- Трансформация русского традиционного костюма
- Глава 3. Семейный и общественный быт Семья и семейные отношения
- Глава 4.
- Духовная культура.
- Обрядность жизненного цикла
- Обрядность жизненного цикла в системе традиционной культуры
- Родильная обрядность
- Социализация детей и подростков в традиционном русском обществе
- Свадебная обрядность
- Погребальная обрядность
- Календарная обрядность
- Дохристианские верования и представления
- Трансформация этнокультурного облика русского народа
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Литература к разделам
- I. Русский этнос в современном мире
- II. Этногенез и этническая история русских
- III. Традиционная культура русского народа
- Список сокращений
- Оглавление. От автора……………………………………………………………………………….…1
- Глава 1. Этногенез русского народа………………..………………………….8
- Глава 2. Этническая история русского народа………...………………...34
- Глава 1. Хозяйство…………………….……………………………………………….…61
- Глава 2. Материальная культура…..…………………………………………….103
- Глава 3. Семейный и общественный быт…..……………………………….166
- Глава 4. Духовная культура……………………………………………………….183