III. Традиционная культура русского народа о понятии «традиционная культура»
Традиционная культура этноса - один из основных объектов изучения этнографической науки. При этом понятие «культура» в этнографии имеет иной смысл, нежели в ряде других наук, где под культурой понимается высокий уровень, достигнутый в том или ином виде деятельности. В обыденном сознании это слово также имеет оценочный смысл («культурный» - «некультурный» человек). В этнографии культура - все, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. Поэтому культура в этнографии – и вербальное общение, и орудия труда, и организация хозяйственной деятельности, и предметы быта, и формы социальной организации, и обрядовая практика, и особенности бытового поведения и т.д. и т.п.
Термин «традиционная культура» - также требует уточнения. Под ним понимается совокупность культурных явлений, характерных для доиндустриального общества, когда господствует натуральное хозяйство, при котором производственная деятельность ориентирована на собственное потребление, а не на создание товарной, т. е. предназначенной для обмена продукции.
Традиционная культура была характерна для народов мира до начала промышленного переворота, произошедшего в развитых странах в XVIII в. Его результатом стало использование работающих на сырьевых энергоносителях (уголь, нефть, газ) механизмов при производстве продукции. Таким образом достигалась цель ее удешевления благодаря массовому производству, но этот фактор вместе с тем способствовал стандартизации производимых товаров. При своей дешевизне и практичности однотипные виды вещей стали распространяться сначала в промышленно развитых странах, а затем и по всему миру, теряя свою первоначальную этническую принадлежность и становясь общемировыми формами культуры.
Многоэтажки из кирпича и бетона с застекленными окнами и при необходимости с паровым отеплением, мужской костюм, состоящий из пиджака и брюк, женское платье, джинсы, сосиски и пиво - только капля в океане явлений, получивших название культуры индустриального, или развитого, или урбанизированного, общества, характерная черта которой - отсутствие этнической специфики. Вместе с предметами материальной культуры начали распространяться, хотя и в меньшей степени, формы общественных отношений, государственных институтов, духовной культуры и др., которые также приобретают общемировой характер – моногамная семья, парламентаризм, религиозная толерантность. Символика рукопожатия, кольца на безымянном пальце правой руки, украшенной елки, стоящей в доме, серьги в левом ухе становятся понятны, конечно, не во всем мире, но в значительной части его.
Однако процесс вытеснения традиционных форм культуры культурой индустриального общества происходит постепенно. Чем ниже уровень техногенного развития общества, тем в большей степени его культуре присущи традиционные черты. Наиболее полно традиционная культура сохраняется у так называемых «отсталых» народов, ведущих самые примитивные формы хозяйства – охотников, рыболовов и собирателей, примитивных земледельцев и скотоводов. В целом сохранность традиционной культуры характерна в большей степени для народных масс, нежели для верхушки общества, и для сельского населения, нежели городского. Основным носителем тех форм культуры, которые имеют этническую окрашенность, уже с феодальной эпохи становится крестьянство.
Русская традиционная культура начала сменяться общемировой в основном со второй половины XIX в., когда после отмены крепостного права начинается период бурного промышленного развития страны. Поэтому применительно к русскому этносу время бытования его традиционной культуры нужно датировать рубежом конца XIX-начала XX в., поскольку после этого она начинает быстро вытесняться культурой индустриального общества. Надо отметить, однако, что к этому хронологическому периоду многие элементы традиционной культуры уже не были характерны для дворянских верхов общества, также в значительной степени они оказались вытесненными и из жизни горожан. Поэтому характеристика русской традиционной культуры (и других народов) – это описание явлений культуры сельского населения, главным образом, крестьянского которое удерживает черты традиционности в наибольшей степени. Для русского этноса это положение тем более оправдано, что на рубеже XIX-XX вв. доля крестьянства в нем составляла более 90%.
К термину «традиционная культура» близок термин «народная культура», в котором слово «народ» употребляется в значении «трудящиеся массы», «люди физического труда». Но при наличии большого сходства между этими терминами есть определенные различия. К народной культуре относятся в с е компоненты ее, функционирующие в народной среде, при этом одни воспроизводятся в ней, другие вносятся в нее со стороны, хотя форма последних, несомненно, соответствовала в той или иной степени запросам народной среды. Например, православие, грамотность, лубок, шарманка и многое другое составляли неотъемлемую часть русской народной культуры, но были вносены в нее со стороны. Собственные формы народной культуры и можно отнести к культуре традиционной, а именно последняя является объектом изучения этнографической науки.
Однако есть сферы традиционной культуры, изучаемой другими науками. В первую очередь это язык, воспроизводящийся в народной среде, но являющийся объектом исследования лингвистики. Самостоятельную сферу научного исследования составляет устное народное творчество – фольклор, первоначально, впрочем, как явствует из самого названия (устар.англ. «изучение народа»), отождествляемое с этнографией. Изучение таких форм традиционной культуры, как музыкальное искусство, танец, театр - прерогатива музыковедения, хореографии, театроведения.
Проблема разграничения сфер этнографии и других наук при изучении традиционной культуры этноса в отечественной науке решается традиционно. К компетенции этнографии принято относить такие явления традиционной культуры, как хозяйственная деятельность (и связанные в первую очередь с нею народные знания об окружающем мире), материальная культура (основные формы которой представлены жилищно-поселенческими комплексами, одеждой, пищей и утварью), социальные отношения (двумя основными институтами которых у русских были семья и община) и духовная культура (ее основные компоненты – обрядность жизненного цикла, календарная обрядность, архаические верования и представления).
Выделение этих аспектов в силу такого свойства культуры, как системность, конечно, имеет условный характер: совершение большинства обрядовых действий невозможно без использования материальных предметов, сами обряды могут быть направлены на успех в хозяйственной сфере, а организация ее во многом определяется социальными отношениями и т.д.
Наконец, в связи с проблемой определения объектной сферы этнографии можно констатировать отсутствие четких границ между ней и другими науками, что нашло выражение в появлении областей научного знания, находящихся на стыке разных сфер научного знания, о чем говорят их названия – этнолингвистика, этноэкология, этнопсихология, этносоциология и др.; в области изучения состояния религиозности появилось новое направление, его объект - явление, охватываемое понятием «народное православие».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Исторический факультет
- В.С.Бузин
- Этнография русского народа
- Учебное пособие
- Издательство
- От автора
- I. Русский этнос в современном мире Современное расселение и численность русского народа
- Языковая принадлежность русских
- Антропологический облик русского народа.
- Религиозная принадлежность
- II. Этногенез и этническая история русских.
- Глава 1. Этногенез русского народа. О методике этногенетических исследований.
- Дославянский период
- Проблема происхождения и ранняя история славян
- Восточнославянские племена и образование древнерусской народности
- Распад древнерусской народности и формирование русского, украинского и белорусского этносов
- Глава 2. Этническая история русского народа Историческая география Российской государственности в конце
- Формирование русской историко-этнической территории и развитие русского этноса в кон.XV-нач. XX вв.
- История русского этноса в свете теории пассионарности л.Н.Гумилева
- Русский этнос в советское время и современный период (начало XX-начало XXI в.)
- III. Традиционная культура русского народа о понятии «традиционная культура»
- Глава 1. Хозяйство Земледелие
- Животноводство
- Подсобные занятия, промыслы и ремесла
- Транспортные средства
- Русский народный календарь
- Система мер в традиционной русской культуре
- Глава 2.
- Материальная культура
- Поселения и жилищно-хозяйственные комплексы
- Поселения.
- Техника строительства
- Жилищно-хозяйственные комплексы
- Интерьер традиционного русского жилища
- Декор традиционного русского жилища. Обряды и представления связанные с жилищем
- Одежда Одежда в системе традиционной культуры
- Обработка материалов для производства одежды
- Мужская одежда
- Женская одежда
- Верхняя одежда и обувь. Локальные особенности русской традиционной одежды
- Трансформация русского традиционного костюма
- Глава 3. Семейный и общественный быт Семья и семейные отношения
- Глава 4.
- Духовная культура.
- Обрядность жизненного цикла
- Обрядность жизненного цикла в системе традиционной культуры
- Родильная обрядность
- Социализация детей и подростков в традиционном русском обществе
- Свадебная обрядность
- Погребальная обрядность
- Календарная обрядность
- Дохристианские верования и представления
- Трансформация этнокультурного облика русского народа
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Литература к разделам
- I. Русский этнос в современном мире
- II. Этногенез и этническая история русских
- III. Традиционная культура русского народа
- Список сокращений
- Оглавление. От автора……………………………………………………………………………….…1
- Глава 1. Этногенез русского народа………………..………………………….8
- Глава 2. Этническая история русского народа………...………………...34
- Глава 1. Хозяйство…………………….……………………………………………….…61
- Глава 2. Материальная культура…..…………………………………………….103
- Глава 3. Семейный и общественный быт…..……………………………….166
- Глава 4. Духовная культура……………………………………………………….183