Религиозная принадлежность
Учет такого фактора, как религиозная принадлежность представителей того или иного этноса, важен, поскольку религия оказывает значительное влияние на многие базовые характеристики этноса. Религиозную принадлежность верующих в составе этнической общности обычно характеризуют качественными критериями, указывая их конфессиональную принадлежность. Что касается количественных критериев, то здесь обычно используются понятия «большинство», «меньше», «некоторые» – как относительно общего числа верующих, так и соотношения среди них представителей той или иной конфессии. Точные цифры привести если не невозможно, то трудно по ряду причин.
Чувство религиозной принадлежности, как правило, скрытно, и не всегда человек хочет наглядно проявлять его, даже если это не влечет для него негативных последствий. В других случаях сказываются боязнь преследования за свою религиозную принадлежность или просто нежелание выделяться в условиях иноконфессионального окружения. Наконец, довольно значительно количество людей, которые, называя себя верующими, фактически не выполняют предписаний «своей» религии – не посещают храмов или крайне редко делают это, не отмечают религиозных праздников, не соблюдают постов и т.д., недаром в противовес им в русском православии есть понятие «воцерковленные», т. е. люди, строжайше следующие этим предписаниям и являющиеся верующими в полном смысле слова. Поэтому вопрос о религиозной принадлежности крайне редко фигурирует при переписях населения, в СССР он ставился только во время переписи 1937 г.
Большинство верующих в составе русского этноса – православные христиане. Христианство начинает распространяться еще в древнерусский период, в 988 г. при князе Владимире Святославиче христианство в его восточной (с 1054 г. – православной) форме принимается в качестве государственной религии. Распространение христианства происходит в ожесточенной борьбе с языческими верованиями, и в целом оно одерживает победу, но при сохранении некоторых элементов дохристианских верований и обрядов. В XVII в. в результате реформирования православия патриархом Никоном в качестве особой группы выделяются сторонники «старой» веры, получившие название старообрядцев, или раскольников.
В старообрядческом движении выделяются два направления – поповцев и беспоповцев, оба делятся на различные толки и согласия – помо́рцы, федосе́евцы, спа́совцы, фили́пповцы и др. Старообрядцы не только продолжали придерживаться древнерусских форм богослужения, но и не приняли многие новые явления в культуре русского народа – самовар и питие чая, картофель, табак, вместе с тем они сохраняли, в частности, в одежде, архаические виды русской традиционной культуры. С XVII в. среди русских появляются сектантские движения христианского толка – духобо́ров, хлысто́в, молокан, суббо́тников. Несмотря на борьбу официальной православной церкви с этими течениями, как и с проявлениями языческого мировоззрения, победу ей одержать не удалось. Но число представителей неправославных конфессий в составе русского этноса в дореволюционное время было невелико, и недаром понятия «русский» и «православный» отождествлялись.
В советские годы репрессии, обрушившиеся на православную церковь, как и на другие конфессиональные структуры в стране, активная антирелигиозная пропаганда, усилия властей по распространению материалистического мировоззрения дали свой результат – количество верующих, в том числе и русских, стало быстро сокращаться. Резкое уменьшение числа верующих наряду с другими причинами сказалось на облике культуры русского этноса – характере питания, праздничной обрядности, нормах общественных отношений и др. В качестве выражения диссидентского протеста небольшая часть интеллигенции пыталась исповедовать экзотичные для традиционного русского мировоззрения религии, в частности, индуизм, что требовало следования иным нормам культуры.
В послесоветское время, когда свобода вероисповедания из декларации превратилась в реальность, начинается возрождение православной религии, следствием чего становится увеличение числа верующих, в том числе и среди русского населения, но влияние религии на особенности культуры продолжает быть незначительным. Приносит свои плоды пропагандистская деятельность в России зарубежных сектантских организаций типа Свидетелей Иеговы. Кроме того, среди части молодежи, в том числе и русской, приобрели популярность восточные культы и религии, например, индуизм, что выразилось в формировании такого религиозного движения, как Общество сознания Кришны. Принадлежность к ним оказывает влияние на одежду, пищу, гигиенические нормы, характер межличностных отношений и т.д. Наблюдаются попытки возродить дохристианские славянские и древнерусские верования, это направление в религиозной деятельности получило название неоязычества. Но в целом, несмотря на активную пропагандистскую деятельность, внешне эффектную, число последователей этих религий и сект ничтожно, можно констатировать, что в современном русском обществе безусловно доминируют светские нормы культуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Исторический факультет
- В.С.Бузин
- Этнография русского народа
- Учебное пособие
- Издательство
- От автора
- I. Русский этнос в современном мире Современное расселение и численность русского народа
- Языковая принадлежность русских
- Антропологический облик русского народа.
- Религиозная принадлежность
- II. Этногенез и этническая история русских.
- Глава 1. Этногенез русского народа. О методике этногенетических исследований.
- Дославянский период
- Проблема происхождения и ранняя история славян
- Восточнославянские племена и образование древнерусской народности
- Распад древнерусской народности и формирование русского, украинского и белорусского этносов
- Глава 2. Этническая история русского народа Историческая география Российской государственности в конце
- Формирование русской историко-этнической территории и развитие русского этноса в кон.XV-нач. XX вв.
- История русского этноса в свете теории пассионарности л.Н.Гумилева
- Русский этнос в советское время и современный период (начало XX-начало XXI в.)
- III. Традиционная культура русского народа о понятии «традиционная культура»
- Глава 1. Хозяйство Земледелие
- Животноводство
- Подсобные занятия, промыслы и ремесла
- Транспортные средства
- Русский народный календарь
- Система мер в традиционной русской культуре
- Глава 2.
- Материальная культура
- Поселения и жилищно-хозяйственные комплексы
- Поселения.
- Техника строительства
- Жилищно-хозяйственные комплексы
- Интерьер традиционного русского жилища
- Декор традиционного русского жилища. Обряды и представления связанные с жилищем
- Одежда Одежда в системе традиционной культуры
- Обработка материалов для производства одежды
- Мужская одежда
- Женская одежда
- Верхняя одежда и обувь. Локальные особенности русской традиционной одежды
- Трансформация русского традиционного костюма
- Глава 3. Семейный и общественный быт Семья и семейные отношения
- Глава 4.
- Духовная культура.
- Обрядность жизненного цикла
- Обрядность жизненного цикла в системе традиционной культуры
- Родильная обрядность
- Социализация детей и подростков в традиционном русском обществе
- Свадебная обрядность
- Погребальная обрядность
- Календарная обрядность
- Дохристианские верования и представления
- Трансформация этнокультурного облика русского народа
- Рекомендуемая литература Основная литература
- Литература к разделам
- I. Русский этнос в современном мире
- II. Этногенез и этническая история русских
- III. Традиционная культура русского народа
- Список сокращений
- Оглавление. От автора……………………………………………………………………………….…1
- Глава 1. Этногенез русского народа………………..………………………….8
- Глава 2. Этническая история русского народа………...………………...34
- Глава 1. Хозяйство…………………….……………………………………………….…61
- Глава 2. Материальная культура…..…………………………………………….103
- Глава 3. Семейный и общественный быт…..……………………………….166
- Глава 4. Духовная культура……………………………………………………….183