2.1. Традиционность
Фольклор — массовое творчество. Произведения литературы имеют автора, произведения фольклора анонимны, их автор — народ. В литературе есть писатели и читатели, в фольклоре — исполнители и слушатели.
Устные произведения создавались по уже известным образцам, даже включали прямые заимствования. В речевом стиле использовались постоянные эпитеты, символы, сравнения и другие традиционные поэтические средства. Для произведений, имеющих сюжет, был характерен набор типичных повествовательных элементов, их привычное композиционное сочетание. В образах фольклорных персонажей типическое также преобладало над индивидуальным. Традиция требовала идейной, направленности произведений: они учили добру, содержали правила жизненного поведения человека.
Общее в фольклоре является главным. Сказочники (исполнители сказок), песельники (исполнители песен), сказители (исполнители былин), вопленицы (исполнительницы причитаний) стремились прежде всего донести до слушателей то, что соответствовало традиции. Повторяемость устного текста допускала его изменения, а это позволяло отдельной талантливой личности проявить себя. Происходил многократный творческий акт, сотворчество, в котором любой представитель народа мог быть участником.
Развитию фольклора, способствовали наиболее талантливые люди, наделенные художественной памятью и творческим даром. Их хорошо знали и ценили окружающие (вспомните рассказ И. С. Тургенева "Певцы").
Устная художественная традиция была общим фондом. Каждый человек мог отобрать для себя то, что ему требовалось.
- УЧЕБНИК
- Для высших учебных заведений
- От авторов
- 2. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА
- 2.1. Традиционность
- 2.2. Синкретизм
- 2.4. Импровизация
- 3. ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
- СИСТЕМА.
- Пособия по собиранию фольклора
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЯ
- 1.2. Фольклор в оценке общественных направлений
- середины XIX в.
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- РАННЕТРАДИЦЙОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕ-ТРАДИЦИОННОГО УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ИСТОЧНИКА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
- 1.1. Этнические корни русских
- 1.2.Весенние обряды
- 1.3. Летние обряды
- 2. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ИХ ПОЭЗИЯ
- 2.1.Свадебный обряд
- 2.1.1.Исторический очерк
- 2.1.3. Мифологическое в русской свадьбе
- 2.2. Причитания
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 2.4. Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- 3.2. Волшебные сказки
- 3.3. Бытовые сказки
- 3.3.2. Новеллистические сказки
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА
- 1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ
- 2. ПРЕДАНИЯ
- 2.1. Характеристика жанра преданий
- 3. ЛЕГЕНДЫ
- 3.1. Жанровые признаки легенд
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БЫЛИНЫ
- 4.2. Киевские былины
- 4.3. Новгородские былины
- 5.5. Тропы
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН. ИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- 2.3. Исторические песни XVII в.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БАЛЛАДЫ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА
- 5. НОВЫЕ БАЛЛАДЫ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ЛИРИЧЕСКИЕ ВНЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ВНЕОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН
- 1. БАЛАГАН
- 4. НАРОДНЫЕ ДРАМЫ
- 4.1. Народные бытовые сатирические драмы
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. ФОЛЬКЛОР ДЛЯ ДЕТЕЙ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ПОЗДНЕТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 2. ЧАСТУШКИ
- 4. ФОЛЬКЛОР ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ