3.2. Волшебные сказки
Волшебные сказки, как и все остальные, отличаются от животного эпоса прежде всего тем, что их главным героем является человек. Герой волшебных сказок молод: он достиг брачного возраста, полон сил и готов ко взрослой жизни. Но сначала ему приходится пережить нелегкие испытания, соприкоснуться с разнообразными чудесными силами. Чудесный вымысел лежит в основе волшебных сказок.
Древнерусские языческие жрецы (звездочеты, чародеи и предсказатели) назывались "волхвами". "Волхвовать" — совершать колдовство или гадание. Отсюда происходит "волшебный" — "чудесный, сверхъестественный.
Волшебные сказки ученые называли "мифическими", "чудесными", "фантастическими", однако термин "волшебные", введенный В. Я. Проппом, употребляется чаще всего.
"Сравнительный указатель сюжетов" (СУС) учитывает 225 сюжетов или сюжетообразующих мотивов этого жанра, самые популярные из них опубликованы в сотнях вариантов. В их числе: "Победитель змея", "Бой на калиновом мосту", "Три подземных царства", "Смерть Кащея в яйце", "Чудесное бегство", "Звериное молоко", "Мачеха и падчерица", "Сивко-Бурко", "Конекгорбунок", "Незнайка", "Волшебное кольцо".
Волшебная сказка имеет свои исторические корни. В отличие от животного эпоса, она восходит к более позднему, земледельческому периоду, отражает новые черты быта и уже развитое мировоззрение людей, их языческие верования и обряды.
Глубокий след в волшебной сказке оставили земледельческие культы земли, воды, солнца. В сказке, чтобы перевоплотиться, нужно удариться о сыру землю. Разнообразной волшебной силой обладает вода: оживляет мертвого, омолаживает старого, дает зрение слепому, делает героя сильным, а его врага слабым. Неотъемлемой художественной чертой жанра является красочное сияние золотых предметов сказочного мира — в данном случае эпитет "золотой" обозначает цвет солнца.
- УЧЕБНИК
- Для высших учебных заведений
- От авторов
- 2. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА
- 2.1. Традиционность
- 2.2. Синкретизм
- 2.4. Импровизация
- 3. ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
- СИСТЕМА.
- Пособия по собиранию фольклора
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЯ
- 1.2. Фольклор в оценке общественных направлений
- середины XIX в.
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- РАННЕТРАДИЦЙОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕ-ТРАДИЦИОННОГО УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ИСТОЧНИКА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
- 1.1. Этнические корни русских
- 1.2.Весенние обряды
- 1.3. Летние обряды
- 2. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ИХ ПОЭЗИЯ
- 2.1.Свадебный обряд
- 2.1.1.Исторический очерк
- 2.1.3. Мифологическое в русской свадьбе
- 2.2. Причитания
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 2.4. Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- 3.2. Волшебные сказки
- 3.3. Бытовые сказки
- 3.3.2. Новеллистические сказки
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА
- 1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ
- 2. ПРЕДАНИЯ
- 2.1. Характеристика жанра преданий
- 3. ЛЕГЕНДЫ
- 3.1. Жанровые признаки легенд
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БЫЛИНЫ
- 4.2. Киевские былины
- 4.3. Новгородские былины
- 5.5. Тропы
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН. ИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- 2.3. Исторические песни XVII в.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БАЛЛАДЫ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА
- 5. НОВЫЕ БАЛЛАДЫ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ЛИРИЧЕСКИЕ ВНЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ВНЕОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН
- 1. БАЛАГАН
- 4. НАРОДНЫЕ ДРАМЫ
- 4.1. Народные бытовые сатирические драмы
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. ФОЛЬКЛОР ДЛЯ ДЕТЕЙ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ПОЗДНЕТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 2. ЧАСТУШКИ
- 4. ФОЛЬКЛОР ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ