1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ
Произведения фольклорной несказочной прозы, с точки зрения народа, важны как источник информации, а в отдельных случаях еще и как предостережение, назидание. Следовательно, в несказочной прозе познавательная и дидактическая функции преобладают над художественной. Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. Для несказочной прозы характерна невыделенность из потока обыденной речи, отсутствие специальных жанровых и стилевых канонов. В самом общем смысле можно сказать, что ее произведениям свойственна стилистическая форма эпического повествования о достоверном: Старики говорили...; Старичок выксунский рассказывал мне...; Видел я чудеса, представлялись мне...; Говорят, что будто...; Моя мама рассказывала...; Вот у нас в нашей деревне у одной женщины...; Вот я была сама в переделе.
Наиболее устойчивым компонентом является персонаж, вокруг которого объединяется весь остальной материал. Важный признак несказочной прозы — сюжет (содержание). Обычно сюжеты имеют эмбриональную форму (одномотивные), но могут передаваться как сжато, так и подробно. Произведения несказочной прозы способны к контаминациям. Иногда образуются сюжетные циклы — вокруг персонажа или события. Многие сюжеты народной несказочной прозы — типологического характера, они закономерно возникали в мировом фольклоре. Встречаются также "бродячие сюжеты", зафиксированные у разных народов в разные периоды их истории.
Жанры несказочной прозы не обладают той устойчивостью поэтической формы, которая присуща сказкам, поэтому обычно они определяются по характеру содержания произведений. Для раннетрадиционного фольклора были характерны мифы. В классическом фольклоре известны предания, легенды, демонологические рассказы.
Тематическим и сюжетным фондом несказочной прозы являются устные народные рассказы — произведения, обычно не содержащие элементов фантастики и оформленные как рассказ о современности или о недавнем прошлом. Устные народные рассказы нельзя назвать собственно фольклором, они — своего
- УЧЕБНИК
- Для высших учебных заведений
- От авторов
- 2. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА
- 2.1. Традиционность
- 2.2. Синкретизм
- 2.4. Импровизация
- 3. ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
- СИСТЕМА.
- Пособия по собиранию фольклора
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЯ
- 1.2. Фольклор в оценке общественных направлений
- середины XIX в.
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- РАННЕТРАДИЦЙОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕ-ТРАДИЦИОННОГО УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ИСТОЧНИКА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
- 1.1. Этнические корни русских
- 1.2.Весенние обряды
- 1.3. Летние обряды
- 2. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ИХ ПОЭЗИЯ
- 2.1.Свадебный обряд
- 2.1.1.Исторический очерк
- 2.1.3. Мифологическое в русской свадьбе
- 2.2. Причитания
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 2.4. Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- 3.2. Волшебные сказки
- 3.3. Бытовые сказки
- 3.3.2. Новеллистические сказки
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА
- 1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ
- 2. ПРЕДАНИЯ
- 2.1. Характеристика жанра преданий
- 3. ЛЕГЕНДЫ
- 3.1. Жанровые признаки легенд
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БЫЛИНЫ
- 4.2. Киевские былины
- 4.3. Новгородские былины
- 5.5. Тропы
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН. ИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- 2.3. Исторические песни XVII в.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БАЛЛАДЫ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА
- 5. НОВЫЕ БАЛЛАДЫ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ЛИРИЧЕСКИЕ ВНЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ВНЕОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН
- 1. БАЛАГАН
- 4. НАРОДНЫЕ ДРАМЫ
- 4.1. Народные бытовые сатирические драмы
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. ФОЛЬКЛОР ДЛЯ ДЕТЕЙ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ПОЗДНЕТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 2. ЧАСТУШКИ
- 4. ФОЛЬКЛОР ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ