2. ЧАСТУШКИ
Наиболее развитым жанром позднетрадиционного фольклора являются частушки.
Частушки — короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип — четырехстрочный — сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно плясовые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки: "стра-дания"и "Семеновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).
Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к напевной декламации). В них сочетаются слово, напев, инстру-
ментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движения (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают импровизацию, занимающую в частушке значительное место.
Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы — частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессе исполнения частушек действует кумулятивно-контаминацион-ный порождающий механизм, он и создает частушечный спев по какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее ис-
- УЧЕБНИК
- Для высших учебных заведений
- От авторов
- 2. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА
- 2.1. Традиционность
- 2.2. Синкретизм
- 2.4. Импровизация
- 3. ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
- СИСТЕМА.
- Пособия по собиранию фольклора
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЯ
- 1.2. Фольклор в оценке общественных направлений
- середины XIX в.
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- РАННЕТРАДИЦЙОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕ-ТРАДИЦИОННОГО УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ИСТОЧНИКА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
- 1.1. Этнические корни русских
- 1.2.Весенние обряды
- 1.3. Летние обряды
- 2. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ИХ ПОЭЗИЯ
- 2.1.Свадебный обряд
- 2.1.1.Исторический очерк
- 2.1.3. Мифологическое в русской свадьбе
- 2.2. Причитания
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 2.4. Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- 3.2. Волшебные сказки
- 3.3. Бытовые сказки
- 3.3.2. Новеллистические сказки
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА
- 1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ
- 2. ПРЕДАНИЯ
- 2.1. Характеристика жанра преданий
- 3. ЛЕГЕНДЫ
- 3.1. Жанровые признаки легенд
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БЫЛИНЫ
- 4.2. Киевские былины
- 4.3. Новгородские былины
- 5.5. Тропы
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН. ИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- 2.3. Исторические песни XVII в.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БАЛЛАДЫ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА
- 5. НОВЫЕ БАЛЛАДЫ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ЛИРИЧЕСКИЕ ВНЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ВНЕОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН
- 1. БАЛАГАН
- 4. НАРОДНЫЕ ДРАМЫ
- 4.1. Народные бытовые сатирические драмы
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. ФОЛЬКЛОР ДЛЯ ДЕТЕЙ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ПОЗДНЕТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 2. ЧАСТУШКИ
- 4. ФОЛЬКЛОР ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ