Русская религиозная философия сер. XIX – нач. XX вв.
Вторая половина 19 – начало 20вв. – время бурных событий в России: развивался капитализм, которому мешало самодержавие и феодпльные отношения; монархия пыталась проводить реформы, ввести парламентаризм, конституцию; постоянные войны. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала необходимость всеобъемлющего философского подхода к решению всех проблем. Появляются сторонники западной и национальной политической ориентации, радикалы и либералы, буржуазные философы и религиозная философия.
Религиозная философия была неоднородной: ортодоксальное направление, демократическое и либеральное.
Ортодоксальное: твердо придерживалось канонов (Леонтьев, Федоров).
Леонтьев являлся последователем «философии тотальности» – общество в своем развитии проходит три стадии: юношеской простоты, зрелой сложности и старческого упрощения. Власть должна препятствовать наступлению третьей стадии. Самая благодатная – вторая.
Федоров делал упор не только на религию, но и нравственность. Основное зло для человека – в смерти из-за слепых сил природы.
Демократическое: (Достоевский, Толстой). Религия важнейший элемент жизни общества, но отрицают официально принятую религиозную доктрину.
Достоевский: основой развития России должна быть национальная почва. Не сомневался в богоизбранности русского народа, которому суждено спасти все чловечество от капитализма и социализма. Религия базируется на нравственных мотивах. Религия – вера в себя, в свое совершенствование. Нельзя отвечать насилием на насилие.
Толстой: Его философия наднациональна и надправославна. Каждый человек должен себя нравственно совершенствовать. Чем покорнее и пассивнее человек, тем быстрее этот процесс завершится.
Либеральное: (Соловьев, Бердяев, Флоренский). Сочетание эмпиризма и мистицизма. Среднее между ортодоксальным и демоктарическим.
Соловьев: идея духовной телесности. Материя и тело связаны и являются вместилищем божественного человеческого духа. Совершенствование жизни – полное одухотворение материи и материализации идеи.
Бердяев: философия – это чистое творчестно в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. История и природа вечны и включают в себя несотворенную свободу. Зло в мире истекает из этой свободы. «Бог мир создает, себя в мире проявляет, но не управляет миром».
Русская религиозная философия этого периода представляет собой попытку соединить теорию познания мира с традициями христианской культуры и достижениями современной науки.
- Основные направления западной философии хх в.
- Философские концепции техники. Наука и техника как факторы развития цивилизации. Технические революции.
- Философия Платона. Учение Платона об идеях.
- Детерминизм и индетерминизм как философские методологии. Динамические и статистические закономерности.
- Диалектический и исторический материализм к. Маркса и ф. Энгельса.
- Сознание, самосознание и личность, действительность, мышление, логика и язык.
- Синергетическая парадигма в постнеклассической философии.
- Проблема антропосоциогенеза: основные концепции.
- Русская религиозная философия сер. XIX – нач. XX вв.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.
- Общественно-политическая и религиозная мысль в Древней Руси.
- Проблема смысла жизни человека в истории философских и религиозных учений.
- Неклассическая философия и ее роль в культуре хiх – хх веков.
- Человек в информационно-техническом мире.