Отдел первый превращение коммунизма в бред о любви
«Volks‑Tribun№ 13 содержит статью, озаглавленную «К женщинам».
1) «Женщины – жрицы любви».
2) «Это любовь послала нас сюда».
3) «Апостолы любви».
a) Беллетристическое интермеццо: «Пламенные взоры гуманности»; «звуки истины».
b) Лицемерная и невежественная captatio benevolentiae{1} женщины: «Даже в одеянии королевы вы не перестаете быть женщинами… вы не научились также спекулировать слезами несчастных. Вы слишком мягкосердечны, чтобы ради своей пользы допустить гибель от голода несчастного ребенка на руках у матери».
4) «Будущность любимого ребенка».
5) «Возлюбленные сестры»».
6) «О, послушайте нас, любовь будет предана вами, если вы этого не сделаете»,
7) «Любви»».
8) «Любовью»».
9) «Во имя любви».
10) «Священнейшее дело любви, о котором мы к вам взываем» (ноем).
c) Беллетристическо‑библейская пошлость: «Женщине предопределено рождать сынов человеческих», что равносильно констатированию: мужчина не рожает детей.
11) «Из переполненного любовью сердца должен развиться святой дух общности».
d) Эпизодическое Ave Maria{2}: «Благословенны, трижды благословенны вы, женщины, ибо вам суждено дать первое освящение давно предсказанному царству блаженства».
12) «Возлюбленные сестры».
13) «Вместо любви – ненависть» (противопоставление буржуазного общества коммунистическому).
14) «О возлюбленные!»»
15) «Возвести на престол любовь».
16) «Деятельные люди, спаянные взаимной любовью».
17) «Истинные жрицы любви».
e) Эстетический парантез{3}: «Если ваша трепетная душа еще не разучилась совершать прекрасные полеты» (фокус, осуществимость которого еще нужно доказать).
18) «Мир любви».
19) «Царство ненависти и царство любви».
f) Делается попытка обмануть женщин: «Поэтому‑то вы и в политике имеете весьма веский голос. Стоит вам только воспользоваться своим влиянием – и все ветхое царство ненависти рухнет, чтобы освободить место новому царству любви».
g) Философский туш, цель которого заглушить голос рассудка: «Вечно безмятежная самоудовлетворенность всего человечества – вот конечная цель вашей деятельности».
20) «Ваша любовь». Это служит поводом потребовать от женщин «достаточно большой» любви, чтобы «с одинаковым самоотречением они распространили ее на всех людей» – требование столь же непристойное, сколь и чрезмерное.
h) Фуга: «Многие тысячи покинутых сирот убивают ужасные обстоятельства, во власть которых они отданы». В чем заключается здесь «ужасное»? В том ли, что «сироты» убивают «обстоятельства», или же в том, что «обстоятельства» убивают «сирот»?
i) Откровение неокоммунистической политики: «Мы не хотим посягать на чью бы то ни было частную собственность; пусть ростовщик сохранит то, что ему уже принадлежит; мы только хотим предупредить дальнейшее расхищение народного достояния и помешать капиталу и в дальнейшем отнимать у труда его законную собственность». Эта цель должна быть достигнута следующим образом: «Каждый бедняк тотчас же превращается в полезного члена человеческого общества, раз ему обеспечат возможность производительной работы». (Согласно этому, никто не имеет большей заслуги перед «человеческим обществом», чем капиталисты, в том числе и нью‑йоркские, против которых Криге так негодует.) «Таковая возможность будет обеспечена для него навсегда, если общество даст ему кусок земли, на котором он может прокормить себя и свою семью… Если эта гигантская земельная площадь» (именно 1400 миллионов акров североамериканских государственных земель) «будет изъята из торгового оборота и в ограниченных количествах обеспечена труду, тогда нищете в Америке будет положен одним ударом конец, ибо каждый получит возможность собственными руками построить себе неприкосновенный очаг». Можно было бы ждать понимания того, что не во власти законодателей декретами остановить развитие желанного для Криге патриархального строя в индустриальный или отбросить промышленные и торговые штаты восточного берега назад в патриархальное варварство. Между тем для того времени, когда наступит вышеописанное блаженство, Криге готовит следующую проповедь сельского священника: «И тогда мы сможем учить людей жить в мире друг с другом, облегчать друг другу все тяготы и трудности жизни и
21) возводить на земле первые селения небесной любви (каждое ровнехонько в 160 акров). Криге заканчивает свой призыв к замужним женщинам следующими словами: «Обратитесь прежде всего
22) к своим возлюбленным мужьям, упросите их отвернуться от старой политики… покажите им их детей, заклинайте их взяться за ум во имя их» (неразумных) «детей». Далее, обращаясь к «молодым девицам», он говорит: «Пусть для
23) ваших возлюбленных освобождение земли послужит пробным камнем их человеческой ценности, и не доверяйте
24) их любви, покуда они не дадут обета верности человечеству». (Что это должно означать?) И если молодые девицы будут вести себя должным образом, то он гарантирует им, что их дети
25) «будут такими же любящими, как и они» (имеются в виду «птицы небесные»), и заканчивает свою однообразную песню повторением об
26) «истинных жрицах любви», о «великом царстве общности» и об «освящении». «Volks‑Tribun» № 13 – «Ответ Зольте»:
27) «Он» (великий дух общности), «как огонь любви, пылает в очах брата».
28) «Что представляет собой женщина без мужчины, которого она может любить, которому может отдать свою трепетную душу?»
29) «Объединить всех людей любовью».
30) «Материнская любовь».
31) «Любовь к людям».
32) «Все первые звуки любви».
33) «Лучи любви».
к) Цель коммунизма в том, чтобы «всю жизнь человечества подчинять его» (чувствительного сердца) «биениям».
34) «Голос любви замолкает при звоне монет».
35) «Любовью и самоотречением можно всего добиться».
Таким образом, в одном этом номере мы встречаем любовь, по самым грубым подсчетам, в тридцати пяти видах. В соответствии с этой любовной болтовней Криге в «Ответе Зольте» и в других местах изображает коммунизм как нечто преисполненное любви и противоположное эгоизму и сводит всемирно‑историческое революционное движение к нескольким словам: любовь – ненависть, коммунизм – эгоизм. Сюда же относится и трусость, которую он проявляет, когда, угодничая перед ростовщиком, обещает оставить ему то, что тому уже принадлежит, или когда он ниже клянется, что и не думает «разрушать нежную привязанность к семейной жизни, к родине, к народности», а хочет «лишь воплотить ее в жизнь». Это трусливое и лицемерное изображение коммунизма не как «разрушения», а как «воплощения в жизнь» существующих мерзких отношений вместе со всеми иллюзиями, которые создают себе о них буржуа, красной нитью проходит через все номера «Volks‑Tribun». Этому лицемерию и трусости соответствует позиция, которую Криге занял в спорах с политиками. Он считает (в № 10) прегрешением против коммунизма писать против увлекающихся католицизмом политических фантазеров, вроде Ламенне и Бёрне; из этого следует, что такие люди, как Прудон, Кабе, Дезами, – одним словом, все французские коммунисты, – являются «коммунистами только по названию». О том, что немецкие коммунисты так же далеко ушли от Бёрне, как французские от Ламенне, Криге мог бы узнать еще в Германии, в Брюсселе и Лондоне.
Пусть сам Криге подумает о том, какое расслабляющее действие производит этот бред о любви на оба пола и какую массовую историю и малокровие он должен вызвать у «молодых девиц».
Yandex.RTB R-A-252273-3
- К. Маркс и ф. Энгельс май 1846 – март 1848 к. Маркс и ф. Энгельс циркуляр против криге1
- Отдел первый превращение коммунизма в бред о любви
- Отдел второй политическая экономия «volks‑tribun» и его отношение к «молодой америке»3
- Отдел третий метафизические фанфаронады
- Отдел четвертый заигрывание с религией
- Отдел пятый личное выступление криге
- Ф. Энгельс нарушение прусской конституции
- К. Маркс и ф. Энгельс письмо брюссельского коммунистического корреспондентского комитета г. А. Кётгену 7
- Ф. Энгельс вопрос о прусском банке
- К. Маркс и ф. Энгельс обращение немецких демократов‑коммунистов брюсселя к г‑ну фергюсу о'коннору
- Ф. Энгельс правительство и оппозиция во франции12
- Ф. Энгельс прусская конституция
- К. Маркс заметка против карла грюна 20
- Ф. Энгельс конституционный вопрос в германии30
- Status quo и буржуазия
- Ф. Энгельс протекционизм или система свободы торговли
- К. Маркс нищета философии
- Предисловие
- Глава первая научное открытие § I. Противоположность между потребительной стоимостью и меновой стоимостью
- § II. Конституированная, или синтетическая, стоимость
- § III. Применение закона пропорциональности стоимостей а. Деньги
- В. Излишек, доставляемый трудом
- Глава вторая метафизика политической экономии § I. Метод
- § II. Разделение труда и машины
- § III. Конкуренция и монополия
- § IV. Земельная собственность или земельная рента
- § V. Стачки и коалиции рабочих
- Ф. Энгельс закат и близость падения гизо. – позиция французской буржуазии
- К. Маркс коммунизм газеты «rheinischer beobachter» 78
- Ф. Энгельс немецкий социализм в стихах и прозе81
- Карл бек. «песни о бедняке»{56}, или поэзия «истинного социализма»
- Карл грюн. «о гёте с человеческой точки зрения»
- Ф. Энгельс конгресс экономистов
- К. Маркс протекционисты, фритредеры и рабочий класс122
- Ф. Энгельс брюссельский конгресс по вопросу свободы торговли
- Ф. Энгельс коммунисты и карл гейнцен статья первая
- Статья вторая
- Ф. Энгельс торговый кризис в англии. – чартистское движение. – ирландия136
- Ф. Энгельс хозяева и рабочие в англии
- К. Маркс морализирующая критика и критизирующая мораль
- Ф. Энгельс принципы коммунизма 162
- Ф. Энгельс аграрная программа чартистов 164
- Ф. Энгельс чартистский банкет по поводу выборов 1847 года 165
- Ф. Энгельс манифест г‑на ламартина
- Ф. Энгельс гражданская война в швейцарии 171
- Ф. Энгельс движение за реформу во франции
- Ф. Энгельс чартистское движение 185
- Ф. Энгельс раскол в лагере сторонников реформы. – «reforme» и «national». – успехи демократии
- К. Маркс и ф. Энгельс о польше 190
- Ф. Энгельс годовщина польской революции 1830 года 191
- К. Маркс заметка против а. Бартельса 193
- К. Маркс ламартин и коммунизм
- Ф. Энгельс газеты «reforme» и «national»
- Ф. Энгельс речь луи блана на банкете в дижоне
- Ф. Энгельс чартистская агитация
- Ф. Энгельс исключительный закон для ирландии и чартисты 208
- Ф. Энгельс фергюс о'коннор и ирландский народ
- К. Маркс речь о свободе торговли,
- К. Маркс и ф. Энгельс манифест коммунистической партии217
- Буржуа и пролетарии{138}
- Пролетарии и коммунисты
- Социалистическая и коммунистическая литература
- 1. Реакционный социализм а) феодальный социализм]
- B) мелкобуржуазный социализм
- С) немецкий, или «истинный», социализм
- 2. Консервативный, или буржуазный, социализм
- 3. Критически‑утопический социализм и коммунизм
- Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям
- Ф. Энгельс движения 1847 года
- Ф. Энгельс начало конца австрии
- К. Маркс «debat social» от 6 февраля о демократической ассоциации
- Ф. Энгельс три новых конституции
- К. Маркс и ф. Энгельс о польском вопросе 244
- Ф. Энгельс несколько слов газете «riforma» 246
- Ф. Энгельс революция в париже
- Ф. Энгельс письмо редактору газеты «northern star»
- К. Маркс письмо редактору газеты «reforme»
- К. Маркс преследование иностранцев в брюсселе 253
- Ф. Энгельс положение в бельгии 254
- Дополнение ф. Энгельс история английских хлебных законов255
- Раздел II община
- Раздел III округ
- Раздел IV руководящий округ
- Раздел V центральный комитет
- Раздел VI общие правила
- Раздел VII конгресс
- Раздел VIII проступки против союза
- Раздел IX союзные средства
- Раздел X прием в члены союза
- Брюссельская демократическая ассоциация – обществу «братские демократы» в лондоне
- Из отчета «deutsche‑brusseler‑zeitung» о собрании демократической ассоциации 20 февраля 1848 года
- Г‑ну джулиану гарни, редактору газеты «northern star», секретарю общества «братские демократы» в лондоне
- Гражданам, членам временного правительства французской республики
- Постановление центрального комитета союза коммунистов от 3 марта 1848 года
- Протокол заседания парижской общины союза коммунистов 8 марта 1848 года
- Протокол заседания парижских общин союза коммунистов от 9 марта 1848 года
- Даты жизни и деятельности к. Маркса и ф. Энгельса (май 1846 – март 1848)
- 28 Декабря
- 20 Января
- 3 Апреля
- 26 Июня
- 5 Августа
- 12 Сентября
- 27 Сентября
- 3 И 7 октября
- 18 Октября
- 22 Октября
- 29 Ноября – 8 декабря
- 30 Ноября
- 7 Декабря
- 27 Февраля
- 28 Февраля
- 3 Марта
- Указатель имен
- Указатель периодических изданий
- Комментарии