3. Аланы и анты
В начале IV века до нашей эры на скифов стал оказывать давление другой народ иранской группы — сарматы. К концу П века до н.э. они заняли берега Черного моря.
Наиболее могущественным племенем среди сарматов были аланы9, которые до прихода гуннов выделялись в степях как лучшие наездники. Веками они славились как хорошо вооруженные воины, оружие которых было богато украшено драгоценностями. Множество образцов их излюбленного оружия
длинные копья и длинные железные мечи — обнаружено в курганах на Северном Кавказе и в Южной России. Они развили собственный особенный художественный стиль, вариацию скифского «звериного стиля». Для него было характерно
26
27
обильное использование эмали и инкрустация драгоценными камнями. Знаменитые новочеркасские сокровища, обнаруженные в 1864 году, предположительно относятся к части богатств аланских владык, которые жили в I веке нашей эры.
Хотя аланы происходили из типичных кочевников, со временем некоторые из их кланов перешли к оседлости. Смешавшись с туземным сельскохозяйственным населением, они постепенно пришли к власти в некоторых восточнославянских племенах. Многие из первых славянских князей носили алан-ские имена, и старое имя наиболее сильного восточнославянского племени — антов — тоже иранского происхождения. Кавказские аланы назывались асами или осами — имя, которое их потомки осетины носят до сих пор. Их «внешние» кланы известны под именем антов10. Ведущий клан аланов назывался руке — «блистательный», — и от него предположительно произошли имена рос или рус (позже Россия, русские).
Эти русы (в варианте росы) упоминаются в сирийской хронике в середине VI столетия. Примерно в то же время писавший на латинском языке готский историк Иордан упоминает антов в связи с событиями в IV веке, когда они уже создали свое государство11. Археологические и лингвистические свидетельства убеждают нас в том, что анты, должно быть, существовали в Южной России в виде славянского племени во главе с аланскими вождями с Ш века нашей эры и рано достигли сравнительно высокой степени цивилизации. Они успешно занимались и земледелием, и разведением скота, у них были фруктовые сады и овощные огороды, они развили такие виды ремесла, как ткачество и керамика, они изготавливали железные предметы и оружие. Временами небольшие кланы и семейные общности соединялись вместе в большие племенные союзы и объединения, и там без сомнения могли существовать определенные идеи, касающиеся социального порядка и организации. В этой связи интересно отметить, что слова «правосудие» (правда) и «право» (закон) относятся в славянском словаре к древнейшим.
С незапамятных времен славяне были художественно одаренным народом, выражавшим свои чувства в музыке и пении. Их религия, представлявшая собой конгломерат самых различных источников, первоначально составляла веру в предков и в природные силы (такие, как свет), включая реки и деревья, в которых жили нимфы и духи. Впоследствии более тщательно разработанная система была развита под влиянием иранских религиозных верований, с одной стороны, и
северной мифологии — с другой. Если славянский Перун, бог грома и молнии, перекликается с тевтонским Пором, другие члены раннего русского пантеона более родственны иранским богам и духам. Весь сарматский период продолжалась вера в Великую Богиню скифов, и представление о ней наложило четкий отпечаток на русское народное искусство, стало, например, заметным мотивом в ранних вышивках. «Мать-Земля» в русском фольклоре — другой интересный пример упорного сохранения в памяти (в другой форме) того же иранского
мифа.
Согласно византийскому историку VI века Прокопию Ке-сарийскому анты первоначально жили в условиях политической демократии, когда все общественные дела обсуждались на собраниях кланов и племени. Из других источников, однако, известно, что некоторые из антских князей были наделены значительной властью, и, по-видимому, класс аристократии постепенно вошел в силу, по мере того как вожди обогатили себя военной добычей и пленными. Богатый клад из золота и драгоценностей, найденный под Полтавой, находится теперь в Эрмитаже. Были найдены также предметы, значительно меньше украшенные, предположительно принадлежавшие рядовым членам племени, — диски или кольца из бронзы, серебра и золота. Они служат дополнительным доказательством сильного развития в народе художественного воображения и искусства.
Yandex.RTB R-A-252273-3