27 Вопрос
Образование Киевской Руси принято относить к призванию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец – к правлению Владимира Мономаха (1113–1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX – начало XII века.
С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI века Другое новшество, принесенное христианством, – иконы (от греч. eikon – изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение. Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами построек – наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами.
Из подземных монастырей получили известность Киево-Печерский монастырь, Ильинский подземный монастырь в Чернигове – уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдиной горы (1069), Печорский монастырь под Изборском Псковской области. На Русь они пришли вместе с другим явлением, заимствованным у византийских христиан. Его именуют исихией (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) или молчальничеством, а также пещерным затворничеством. Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфически русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы. Основные концептуальные принципы, технические приемы и художественная манера были заимствованы из Византийской империи, которая в тот момент, когда она начала влиять на Киевскую Русь, достигла наивысшего расцвета. Правда, в отличие от византийцев, русские зодчие строили соборы и церкви с более узким и высоким силуэтом. Основой культовых сооружений в домонгольской Руси являлась византийская базилика. Базилики понимались как образ Мира, но не было более наглядного символа неба, чем купол. Соединение базилики с куполом привело к сооружению знаменитой Софии Константинопольской (523–537 гг.) – «новой модели мироздания».
Византийский крестово-купольный храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой. Одним из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь (990–996 гг.), построенная византийскими архитекторами. Внутри в соответствии с византийскими образцами храмы украшались фресками и мозаиками. В апсиде традиционно изображали Богоматерь Оранту (Молящуюся), причастие апостолов и фигуры святителей. Подкупольное пространство отводилось образу Вседержителя – Творца и Повелителя Вселенной. Высшего расцвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019–1054). Главным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.) Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны.
Русская архитектура второй половины XII века, как и готика в Западной Европе, была искусством городов. Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов – Гардарикой. Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная часть города – детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административно-правительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц. Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденные забором. В храмовой архитектуре городов преобладают четырехстолпные храмы. В XII веке ведущей стала архитектура башнеобразного типа. Такие ее элементы, как ярусность закомар-кокошников и пирамидальность венчающей части, на долгое время станут излюбленными приемами, хотя и превратятся в XVII веке в чисто декоративный мотив.
В архитектуре и в живописи постепенно угасал «византийский классицизм», вытесненный более самобытными формами. Возрождение в XII веке «фольклорного сознания» привело к расцвету декоративно-прикладного искусства «звериного стиля», напоминающего романский стиль.
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- 5 Вопрос
- 6 Вопрос
- 7 Вопрос. Социализация личности
- 8 Вопрос.
- 9 Вопрос
- 10 Вопрос
- 11 Вопрос Запал Восток.
- Север и Юг
- 12 Вопрос
- 13 Вопрос
- 14 Вопрос
- 15 Вопрос Шумеро-Аккадская культура.
- Культура Старовавилонского царства.
- Культура Ассирии.
- Заключение.
- 16 Вопрос
- 17 Вопрос
- Критская культура
- Микенская культура
- 18 Вопрос
- Классический период
- Эллинистический период
- 19 Вопрос
- 20 Вопрос
- 21 Вопрос Христианская картина мира
- Ценностные ориентации христианства
- 22 Вопрос
- 23 Вопрос Раннее средневековье
- Высокое (классическое) Средневековье (X-XIII вв.)
- Позднее Средневековье (XIV-XV вв.)
- 24 Вопрос
- Личность
- 25 Вопрос
- 26 Вопрос
- 27 Вопрос
- 28 Вопрос
- Летописание
- Устное народное творчество Руси
- Литература Руси
- Начало книгопечатания на Руси
- Общеполитическая мысль Руси 16 века.
- 29 Вопрос Культура России XVIII века
- Литература.
- Архитектура.
- Живопись.
- Русская культура первой половины XIX в.
- 30 Вопрос
- 31 Вопрос