26 Вопрос
До образования государства жизнь славян была организована по законам патриархального или родового быта. Всеми вопросами в общине управлял совет старейшин. Типичной формой славянских поселений являлись небольшие деревни — в один, два, три двора. Несколько поселков объединилясь в союзы. Религиозные верования древних славян представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.
Главные языческие боги славянского Олимпа были следующие: Даждьбог - бог солнца; Перун — бог грома и молнии; Строго был богом ветра; Волос был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Даждьбог был «Сварожичем», т. е. сыном неба); мать-земля тоже почиталась как некое божество. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов: в лесах жили лешие, в реках — водяные. Души умерших представлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок.
Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды, животных и птиц; были известны и человеческие жертвоприношения.
Вера в загробный мир заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах людей, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.
У славян существовала оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги — клубки.
Определяющую роль в жизни славян играли три фактора — лес, река и степь. Лес шел на строительство и служил топливом, обеспечивал славян материалом для хозяйства, создания домашней обстановки, посуды, плетения лаптей.
В лесу сосредотачивались основные отрасли народного хозяйства — старинные промыслы: наши предки курили смолу, гнали деготь, занимались звероловством и лесным пчеловодством. Лесными мотивами пропитаны фольклор, религия и мораль русского народа. Лешие, водяные, бабы-яги так же, как святые и отшельники обитали именно в лесах.
Историческое значение русских рек не ограничивалось их ролью транспортных магистралей, хотя по рекам шла русская колонизация и осуществлялась торговля с другими странами. Но по берегам рек строились города, села, маленькие деревушки, рыбачьи и охотничьи хижины, реки кормили славян своими запасами, их русский человек воспевал в песнях. Волга — матушка стала символом России.
Третья стихия русской природы — степь, широкая, раздольная и величавая, — в течение долгих веков была для русского народа не только символом свободы (в ней укрывались беглые крестьяне), но и вечной угрозой, источником нашествий и разорения.
- 1 Вопрос
- 2 Вопрос
- 3 Вопрос
- 4 Вопрос
- 5 Вопрос
- 6 Вопрос
- 7 Вопрос. Социализация личности
- 8 Вопрос.
- 9 Вопрос
- 10 Вопрос
- 11 Вопрос Запал Восток.
- Север и Юг
- 12 Вопрос
- 13 Вопрос
- 14 Вопрос
- 15 Вопрос Шумеро-Аккадская культура.
- Культура Старовавилонского царства.
- Культура Ассирии.
- Заключение.
- 16 Вопрос
- 17 Вопрос
- Критская культура
- Микенская культура
- 18 Вопрос
- Классический период
- Эллинистический период
- 19 Вопрос
- 20 Вопрос
- 21 Вопрос Христианская картина мира
- Ценностные ориентации христианства
- 22 Вопрос
- 23 Вопрос Раннее средневековье
- Высокое (классическое) Средневековье (X-XIII вв.)
- Позднее Средневековье (XIV-XV вв.)
- 24 Вопрос
- Личность
- 25 Вопрос
- 26 Вопрос
- 27 Вопрос
- 28 Вопрос
- Летописание
- Устное народное творчество Руси
- Литература Руси
- Начало книгопечатания на Руси
- Общеполитическая мысль Руси 16 века.
- 29 Вопрос Культура России XVIII века
- Литература.
- Архитектура.
- Живопись.
- Русская культура первой половины XIX в.
- 30 Вопрос
- 31 Вопрос