3. Основные этапы развития древнерусской культуры
второй половины XIII – первой половины XV вв.
Основные этапы Отличительные черты
До 1380 г.
После 1380 г.
ТЕСТЫ
Укажите правильные ответы.
1. Характерной чертой средневековой русской культуры является…
а) обмирщение;
б) традиционализм;
в) господство религии;
г) рационализм.
2. Судьба родной земли, защита ее от иноземных захватчиков всегда находила отражение в русской литературе. Произведение, посвященное монголо-татарскому нашествию, – это…
а) «Слово о полку Игореве»;
б) «Сказание о Мамаевом побоище»;
в) «Задонщина»;
г) «Слово о погибели Русской земли».
3. Выдающееся произведение древнерусской литературы XIII в., обнаруженное только в конце 1870-х гг., –
а) «Слово о погибели Русской земли»;
б) «Слово о полку Игореве»;
в) «Моление» Даниила Заточника;
г) «Повесть временных лет».
4. Отрывок из не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию, своеобразный «ли-
рический отклик на события этого нашествия» – это…
а) «Повесть о Московском взятии от царя Тохтамыша»;
б) «Слово о погибели Русской земли»;
в) «Задонщина»;
г) «Сказание о Мамаевом побоище».
5. Имя этого известного древнерусского писателя редко упоминается в церковной литературе, однако в народе вплоть до XIX в. ему поклонялись как одному из заступников в тяжелых житейских ситуациях…
а) Кирилл Туровский;
б) Климент Смолятич;
в) Серапион Владимирский;
г) Софоний Рязанец.
6. Многие произведения древнерусской литературы создавали идеальный образ князя-защитника Русской земли. Слова: «И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую» – принадлежат…
а) «Житию Александра Невского»;
б) «Житию князя Михаила Александровича Тверского»;
в) «Повести о новгородском посаднике Щиле»;
г) «Житию Стефана Пермского».
7. Произведение, составление которого относится к 80-м гг. XIII в. и связывается с окружением киевского и владимирского митрополита Кирилла, называется…
а) «Житие Александра Невского»;
б) «Житие князя Михаила Александровича Тверского»;
в) «Повесть о новгородском посаднике Щиле»;
г) «Житие Стефана Пермского».
8. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче посвящена…
а) Куликовской битве;
б) битве на реке Калке;
в) Ледовому побоищу;
г) восстанию жителей Твери против татарских баскаков во главе с Чолханом.
9. Ценный исторический источник, содержащий сведения по истории Южной Руси, Литвы, Польши и Венгрии, называется…
а) Галицко-Волынская летопись;
б) Московский летописный свод;
в) Никоновская летопись;
г) Ипатьевская летопись.
10. Произведение, являющееся «самым подробным рассказом о победе Дмитрия Донского над Мамаем и самым увлекательным сюжетным повествованием о событиях на Куликовом поле», носит название…
а) «Слово о полку Игореве»;
б) «Чудо Георгия о змие»;
в) «Повесть о битве на реке Воже»;
г) «Сказание о Мамаевом побоище».
11. Литературное произведение, которое можно расценить как реакцию на Куликовскую битву, – это…
а) «Рукописание Магнуша»;
б) «Повесть о побоище на реке Пьяне»;
в) «Повесть о разорении Рязани Батыем»;
г) «Задонщина».
12. Софоний Рязанец – это…
а) видный политический деятель XIV в.;
б) выдающийся древнерусский писатель, автор «Задонщины»;
в) великий князь Рязанский;
г) автор идеи «Москва – третий Рим».
13. Произведение древнерусской литературы, за основу которого его автор взял «Слово о полку Игореве», –
а) «Сказание об обретении мощей Леонтия Ростовского»;
б) «Задонщина»;
в) «Повесть о битве на реке Калке»;
г) «Сказание о Мамаевом побоище».
14. Первый общерусский летописный свод, составленный в 1408 г., называется…
а) Ипатьевская летопись;
б) Троицкая летопись;
в) Никоновская летопись;
г) Московский летописный свод.
15. Летописный свод начала XV в., обнаруженный только в 60-х гг. XVIII столетия, …
а) Радзивиловская летопись;
б) Троицкая летопись;
в) Лаврентьевская летопись;
г) Никоновская летопись.
16. Византийский сборник u1080 изречений, наставлений, коротких рассказов, анекдотов, поговорок, цитат, получивший широкое распространение на Руси, назывался…
а) «Пчела»;
б) «Наставление отца к сыну»;
в) «Суды Соломона»;
г) «Слово о Вавилоне».
17. Средневековый сборник сведений о свойствах животных, реальных и легендарных, о камнях и деревьях – …
а) «Пчела»;
б) «Стефанит и Ихнилат»;
в) «Суды Соломона»;
г) «Физиолог».
18. Известное произведение древнерусской литературы житийного жанра, составленное в Пскове не позднее конца XIVв., – это…
а) «Сказание о Довмонте»;
б) «Повесть об ослеплении Василия II»;
в) «Житие Варлаама Хутынского»;
г) «Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу».
19. Один из немногих литературных памятников начала XV в., раскрывающий взгляды современников на изобразительное искусство, – …
а) «Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому»;
б) «Слово о Макарии Римском»;
в) «Житие московского митрополита Петра»;
г) «Беседа о святынях Царьграда».
20. «Житие» Сергия Радонежского написал его ученик…
а) Епифаний Премудрый;
б) Паисий Ярославский;
в) Нил Сорский;
г) Иосиф Волоцкий.
21. Автором написанного в конце XIV в. «Жития Стефана Пермского» был…
а) Епифаний Премудрый;
б) Паисий Ярославский;
в) Серапион Владимирский;
г) Зиновий Отенский.
22. Автором составленного в 1442 г. первого русского хронографа являлся…
а) Степан Бородатый;
б) Пахомий Логофет;
в) Епифаний Премудрый;
г) Василий Калика.
23. Произведение русской литературы эпохи средних веков, мотив которого был использован Н.В. Гоголем в повести «Ночь перед Рождеством», …
а) «Повесть о Темир Аксаке»;
б) «Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим»;
в) «Повесть о новгородском белом клобуке»;
г) «Повесть о женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюковне».
24. Произведение, имевшее широкое хождение в средневековой Руси и относящееся к жанру апокрифа, …
а) «Сказание о Соломоне и Китоврасе»;
б) «Хождение Зосимы в блаженную страну рахманов»;
в) «Послание Василия Новгородского Федору Тверскому о рае»;
г) «Наставление тверского епископа Семена».
25. После татаро-монгольского нашествия каменное строительство раньше всего возродилось…
а) во Владимире и Суздале;
б) в Рязани и Муроме;
в) в Новгороде и Пскове;
г) в Москве и Ярославле.
26. С историей Псковской республики связано строительство…
а) церкви Василия на Горке;
б) церкви Николы на Липне;
в) Спасо-Преображенского собора Спасо-Андроникова монастыря;
г) церкви Михаила на Сковородке.
27. К архитектурным памятникам Новгорода XIV в. относится…
а) церковь Спаса на Ильине улице;
б) церковь Спаса на Бору;
в) церковь-колокольня Иоанна Лествичника;
г) Успенский собор на Городке.
28. К архитектурным памятникам Тверского княжества относится…
а) церковь Живоначальной Троицы в селе Ершово;
б) церковь Благовещения на Мячине;
в) церковь Рождества в селе Городня;
г) церковь Рождества Богородицы в Путинках.
29. Из общего логического ряда выпадает…
а) церковь Спаса на Ковалеве;
б) церковь Успения на Волотовом поле;
в) церковь Федора Стратилата на Ручье;
г) церковь Петра и Павла в Кожевниках.
30. Первые каменные постройки в Московском княжестве продолжали традиции…
а) владимиро-суздальского зодчества;
б) новгородской архитектуры;
в) псковского зодчества;
г) архитектуры Галицко-Волынского княжества.
31. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены при…
а) Иване Калите;
б) Иване II Красном;
в) Дмитрии Донском;
г) Василии I.
32. Основатель одного из известнейших русских монастырей, игумен Сергий Радонежский ввел в Северо-Восточной Руси культ…
а) Богородицы;
б) Троицы;
в) Софии;
г) святой Параскевы Пятницы.
33. Расцвет творчества Андрея Рублева приходится на…
а) вторую половину XIII в.;
б) первую половину XIV в.;
в) первую половину XV в.;
г) вторую половину XV в.
34. Феофан Грек – это…
а) церковный писатель;
б) митрополит Московский;
в) художник-иконописец;
г) архитектор, выходец из Византии.
35. Феофан Грек был современником…
а) Дмитрия Донского;
б) Василия II Темного;
в) Ивана III Великого;
г) Ивана IV Грозного.
36. Центрами просвещения в средневековой Руси были…
а) школы;
б) княжеские дворы;
в) купеческие гильдии;
г) монастыри.
Определите, о ком (или о чем) идет речь в предложенном тексте
Древнерусский церковный писатель, ученик Сергия Радонежского, составитель житий. Самый
блестящий на Руси представитель стиля «плетения словес», т.е. похвал. Среди наиболее знаменитых
сочинений – «Житие преподобного Сергия Радонежского».
_____________________________________________
Памятник древнерусской литературы. Создан не позднее середины XIV столетия. Входит в
рязанский цикл произведений об иконе Николы Зарайского.
_____________________________________________
Памятник русской архитектуры конца XIII в. Построен в 1292 г. по заказу новгородского архи-
епископа Климента на том месте, где, по преданию, в 1113 г. была обретена икона Николая Мирликийского. Сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Полная реставрация была проведена в 1954 – 1956 гг. _____________________________________________
Памятник новгородского зодчества середины XIV столетия. Построен в 1352 г. Уничтожен немец-
ко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Восстановлен в 2001 – 2003
гг.
_____________________________________________
Классический памятник новгородского строительного искусства. Построен в 1360–1361 гг. по за-
казу посадника Семена Андреевича.
_____________________________________________
Памятник русской архитектуры. Нарядный и торжественный храм типичен для наиболее
значительных построек новгородской школы второй половины XIV – начала XV вв. Фрески церкви
(сохранились частично) выполнены Феофаном Греком.
_____________________________________________
Памятник русской архитектуры. Сооружен в 1399–1400 гг. звенигородским князем Юрием Дмит-
риевичем. Сохранились фрески, выполненные Андреем Рублевым. _____________________________________________
Памятник русской архитектуры. Единственный сохранившийся до настоящего времени храм
псковской архитектуры начала XV столетия.
_____________________________________________
Памятник русской архитектуры первой половины XV в. Один из первых мемориальных памят-
ников России. Построен в 1422 г. над могилой преподобного Сергия Радонежского. Строительство осу-
ществлялось на средства великого князя московского Василия I и князя Юрия Дмитриевича
Звенигородского.
_____________________________________________
Памятник русской архитектуры. Построен между 1410 – 1427 гг. С 1959 г. в здании располагался
Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1989 г. собор передали в ведение
Московской патриархии.
_____________________________________________
Русский иконописец конца XIV – первой трети XV в., создатель фресок, икон, миниатюр. Постановлениями Стоглавогособора 1551 г. его работы объявлены обязательными образцами для иконописцев. Канонизирован
русской православной церковью в 1988 г.
_____________________________________________
Одна из наиболее известных работ кисти Андрея Рублева. Принадлежит к иконам
«Звенигородского чина». В настоящее время хранится в Третьяковской галерее.
_____________________________________________
Одна из наиболее известных работ кисти Андрея Рублева. Принадлежит к иконам «Звени-
городского чина». В настоящее время находится в Третьяковской галерее.
_____________________________________________
Символ средневековой русской культуры. Наиболее известная икона работы Андрея Рублева.
Выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Некоторое время находилась в Москве, где
была украшена драгоценным окладом. Возвращена в монастырь как вклад Ивана Грозного. В
настоящее время хранится в Третьяковской галерее.
_____________________________________________
Культура России XVIII века
Дайте определение понятиям.
Автопортрет – ______________________________________________
Античность – _______________________________________________
Аркада – ___________________________________________________
Барокко – __________________________________________________
Гравюра – __________________________________________________
Гротеск – ___________________________________________________
Классицизм – _______________________________________________
Миниатюра – _______________________________________________
Монумент – ________________________________________________
Просвещенный абсолютизм – ________________________________
Рационализм – ______________________________________________
Сентиментализм – __________________________________________
Фасад –
Эпилог –
Эскиз – ____________________________________________________
Заполните таблицу.
Таблица 1
Деятели культуры и науки Сфера деятельности
Баженов В.И. (1738 – 1799 гг.)
Березовский М.С. (1745 – 1777 гг.)
Боровиковский В.Л.
(1757 – 1825 гг.)
Волков Ф.Г. (1729 – 1763 гг.)
Воронихин А.Н. (1759 – 1814 гг.)
Державин Г.Р. (1743 – 1816 гг.)
Дмитриевский И.А.
(1736 – 1821 гг.)
Дубянский Ф.М. (1760 – 1796 гг.)
Еропкин П.М. (1698 – 1740 гг.)
Зарудный И.П. ( ? – 1727 гг.)
Захаров А.Д. (1761 – 1811 гг.)
Казаков М.Ф. (1738 – 1812 гг.)
Кантемир А.Д. (1708 – 1744 гг.)
Карамзин Н.М. (1766 – 1826 гг.)
Козловский О.А. (1757 – 1831 гг.)
Кокоринов А.Ф. (1726 – 1772 гг.)
Крутицкий А.М. (1754 – 1803 гг.)
Крылов И.А. (1769 – 1844 гг.)
Леблон Ж.Б.А. (1679 – 1719 гг.)
Левицкий Д.Г. (1735 – 1822 гг.)
Лосенко А.П. (1737 – 1733 гг.)
Мартос И.П. (1754 – 1835 гг.)
Матвеев А.М. (1701 – 1739 гг.)
Никитин И.Н. (1690 – 1742 гг.)
Новиков Н.И. (1744 – 1818 гг.)
Павлов М.П. (1733 – 1784 гг.)
Прокопович Ф. (1681 – 1736 гг.)
Радищев А.Н. (1749 – 1802 гг.)
Растрелли Б.К. (1675 – 1744 гг.)
Растрелли В.В. (1700 – 1771 гг.)
Рокотов Ф.С. (1735 – 1808 гг.)
Старов И.Е. (1745 – 1808 гг.)
Сумароков А.П. (1717 – 1777 гг.)
Теплов Г.Н. (1717 – 1779 гг.)
Тома, де Томон Жан (1760 – 1813 гг.)
Тредиаковский В.К. (1703 – 1768 гг.)
Фальконе Э.М. (1716 – 1791 гг.)
Фонвизин Д.И. (1745 – 1792 гг.)
Чевакинский С.И. (1713 – между
1774 – 1780 гг.)
Яковлев А.С. (1773 – 1817 гг.)
Приведите в соответствие таблицу.
Таблица 2
Ученые № Сфера деятельности
1. Аргунов И.П. Архитектор
2. Кирилов И.К. Географ
3. Кулибин И.П. Геолог
4. Ломоносов М.В. Живописец
5. Прокопович Ф. Историк
6. Севергин М.В. Композитор
7. Татищев В.Н. Механик
8. Ухтомский Д.В. Ученый-энциклопедист
9. Фомин Е.И. Церковный деятель
Приведите в соответствие таблицу.
Таблица 3
Направление в искусстве Видные представители направления
1. Барокко
Н.М. Карамзин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев
2. Классицизм
В.В. Растрелли, Д. Трезини, Д.В. Ухтомский
3. Сентиментализм
В.И. Баженов, А.Ф. Кокоринов, И.Е. Старов
ТЕСТЫ
Укажите правильные ответы.
1. Укажите произведение, принадлежащее перу Д.И. Фонвизина:
а) «Бригадир»;
б) «Ревизор»;
в) «Евгений Онегин»;
г) «Живописец».
2. Укажите название сатирического журнала Н.И. Новикова:
а) «Путешествие»;
б) «Трутень»;
в) «Ведомости»;
г) «Вести».
3. Определите стиль, в котором был построен Зимний дворец:
а) барокко;
б) классицизм;
в) рококо;
г) модерн.
4. Укажите, к чему приравнивалась учеба за рубежом и в отечественных школах:
а) к военной службе;
б) к административной службе;
в) к государственной службе;
г) к дипломатической службе.
5. Укажите научное открытие, принадлежащее М. Ломоносову:
а) теория атомно-кинетического строения;
б) стратосфера;
в) электричество;
г) паровой двигатель.
6. Екатерина II уделяла достаточно много внимания вопросу образования. Во время ее правления были опубликованы:
а) научные изобретения И.И. Ползунова;
б) научные изобретения И.П. Кулибина;
в) грузинская и татарская азбука;
г) первая Библия на славянском языке.
7. Автором самого знаменитого в XVIII в. учебника «Арифметика» является:
а) Л. Магницкий;
б) Ф. Прокопович;
в) И. Федоров;
г) И. Посошков.
8. Профессиональное театральное искусство в России было представлено таким направлением, как:
а) сатирическое;
б) драматическое;
в) опереточное (водевили);
г) художественное.
9. Карамзин Н.М. занимался не только историей, его перу принадлежат и литературные произведения. Одно из них –
а) «Недоросль»;
б) «Бедная Лиза»;
в) «Сорока – воровка»;
г) «Бригадир».
10. Определите, кого именовали «отцом русского театра»:
а) Н. Аргунова;
б) А. Лосенко;
в) Ф. Волкова;
г) Д. Фонвизина.
11. Как и Джеймс Уатт, этот механик, паровая машина которого была первая в России, вошел в историю:
а) И.И. Ползунов;
б) И.П. Кулибин;
в) М.В. Ломоносов;
г) А.К. Нартов.
12. Выдающийся механик, он ремонтировал и создавал часовые механизмы, смастерил электрическую машину, телескоп и микроскоп, создал проект моста в один пролет через Неву:
а) И.И Ползунов;
б) И.П. Кулибин;
в) М.В. Ломоносов;
г) А.К. Нартов.
13. Этот деятель сыграл большую роль в организации Академии художеств и Московского университета, был покровителем М.В. Ломоносова, а день именин его матери Татьяны стал праздником российских студентов:
а) И.Д. Шумахер;
б) И.И. Шувалов;
в) И.И. Бецкой;
г) Г.А. Потемкин.
14. Талантливый самоучка, предлагавший в XVIII в. в своей «Книге о скудости и богатстве» пути превращения России в экономически независимую и богатую страну:
а) И.Т. Посошков;
б) Ф. Прокопович;
в) М.В. Ломоносов;
г) Н.И. Новиков.
15. Новое летоисчисление в России было введено в:
а) 1700 г.;
б) 1699 г.;
в) 1720 г.;
г) 1750 г.
16. Первая русская печатная газета называлась:
а) «Военные ведомости»;
б) «Ведомости»;
в) «Колокол»;
г) «Полярная звезда».
17. Укажите, в каком году был основан город Санкт-Петербург:
а) 1700 г.;
б) 1702 г.;
в) 1703 г.;
г) 1709 г.
18. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала:
а) А.Н. Радищева;
б) Г.Р. Державина;
в) Н.И. Новикова;
г) Д.И. Фонвизина.
19. Эпохой «просвещенного абсолютизма» называют правление:
а) Петра I;
б) Анны Иоанновны;
в) Екатерины II;
г) Елизаветы Петровны.
20. По его скульптурным портретам можно представить облик государственных деятелей екатерининской эпохи (Г.А. Потемкина, Павла I и др.):
а) Ф.И. Шубин;
б) И.П. Мартос;
в) Э.М. Фальконе;
г) К.Б. Растрелли.
21. Самый знаменитый российский архитектор середины XVIII в., создавший Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе, достигший наивысшего звания – обер-архитектора:
а) Д.В. Ухтомский;
б) Б.Ф. Растрелли;
в) А. Ринальди;
г) В.И. Баженов.
22. Его творчество развивало классические традиции в русской архитектуре, отразившиеся в Доме Пашкова в Москве. Это сказано об архитекторе:
а) В.И. Баженове;
б) М.Ф. Казакове;
в) Д.В. Ухтомском;
г) Д. Кваренги.
23. Мастер скульптурного портрета, он оставил потомкам бронзовое и чугунные бюсты государственных деятелей и восковой портрет Петра I:
а) Ф.И. Шубин;
б) Э.М. Фальконе;
в) К.Б. Растрелли;
г) И.П. Мартос.
24. Идеи организации и открытия Кунсткамеры и Академии наук в Петербурге принадлежали:
а) Петру I;
б) Анне Иоанновне;
в) Елизавете Петровне;
г) Екатерине II.
25. На красной площади Петр I распорядился построить:
а) «Комедиальную храмину»;
б) Спасскую башню;
в) «Придворный театр»;
г) Лобное место.
26. Назовите архитектурный стиль, важнейшей чертой которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону:
а) барокко;
б) рококо;
в) классицизм;
г) ампир.
27. Назовите архитектурный стиль, отличавшийся грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фасадов, сложными ломаными линиями:
а) барокко;
б) рококо;
в) классицизм;
г) ампир.
28. Укажите направление в литературе второй половины XVIII в., для которого характерно изображение интимной жизни, семейного быта людей:
а) классицизм;
б) художественно-реалистическое;
в) сентиментализм;
г) реализм.
29. «Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом», – эти слова А.С. Пушкина относятся к:
а) М.В. Ломоносову;
б) И.И. Шувалову;
в) И.П. Кулибину;
г) Н.И. Новикову
- Учебный план группы рт – 5 на 9 семестр 2012 – 2013 уч. Года
- 3. Почему именно Византия оказала такое большое влияние на культуру домонгольской Руси?
- 1. Основные памятники древнерусской культуры
- 2. Основные жанры и произведения древнерусской литературы
- 3. Основные этапы развития древнерусской культуры
- Культура России XIX века
- 1. – ___;
- 2. – ___;
- 3. – ___;
- 1. – ___;
- Темы контрольных работ .
- История искусств (экзамен) Западноевропейское искусство
- Тема 1. Русское народное дохристианское культурное наследие
- Тема 2. Вятский «колумб» к.А. Анфилатов
- Тема 3. Купцы г. Лальска
- Тема 4. Художники Виктор и Апполинарий Васнецовы. Вятское Васнецовское кольцо
- Тема 5. Вятское купечество и градостроительство.
- Тема 6. Братья Николай и Иван Чарушины
- Тема 7. Памятники истории и культуры Вятки XVIII в.