logo
РТ-5

Тема 7. Памятники истории и культуры Вятки XVIII в.

1.Дом купца Аршаулова (ст. здание краеведческого музея).

2.Приказная изба

3.Дом А. Перминова

Литература:

Вятка. Памятники и памятные места /Сост. М.Н. Бойчук. Киров, 2002.

Луппов П.Н. История города Вятки. Киров, 1958.

Тинский А.Г. Планировка и застройка Вятки в XVII - XIX вв. Киров, 1976.

Энциклопедия земли Вятской. Т.5., Т.6. Киров, 1996-1997.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Какие народы исторически проживали на территории Вашей малой родины?

2. Соберите пословицы и поговорки, бытовавшие раньше и сохранившиеся до настоящего времени на территории Вашей малой родины.

3. Что означают топонимы, микротопонимы, гидронимы на месте Вашего современного проживания?

4. Какие легенды и предания существуют по поводу основания Вашего поселения – деревни, села, поселка?

5. Опишите традиционные хозяйственные занятия Вашей малой родины.

6. Какие промыслы существовали на территории Вашей малой родины?

7. Выясните роль и место домохозяина в традиционной крестьянской патриархальной семье XIX в.

8. Определите роль и место женщины в традиционной крестьянской патриархальной семье XIX в.

9. Опишите свадебный обряд на территории Вашей малой родины. Попытайтесь узнать, каким он был в более раннее время.

10. Определите роль и место православной церкви в жизни населения Вашей малой родины. Определите как позитивные, так и негативные моменты в отношении населения к служителям православного культа.

11. Опишите святочные ( или другие) гадания, существующие в Вашей местности.

12. Опишите представителей низшей демонологии (домовые, кикиморы, русалки, овинники, черти, лешие и т.д.), «проживающей / проживавшей» в Вашей местности.

13. Какие «очаги» культуры существуют/существовали и какова их роль в культурном развитии Вашего поселения.

Вопросы для подготовки к зачету

1.Традиционная культура русского населения края

2. Этнокультурные традиции финно-угорских народов края

3. Городская культура

4. Новации в сфере производства в XVII - XVIII вв. (первые мануфактуры), торговли (рост численности и роли ярмарок).

5. Первые купеческие династии. Спиридон Лянгусов.

6. Начало каменного строительства.

7. Наиболее значимые памятники каменной гражданской архитектуры 18 в. Дом Аверкия Перминова. Приказная изба.

8. Регулярный план застройки вятских городов 1784 г. и начало его реализации.

9. Начало вятской литературы. «Повесть о стране Вятской» и дискуссия о ее достоверности.

10. Начало просвещения: появление первых начальных школ.

11. Лаврентий Горка и основание Славяно-латинской школы.

12. Главное и малые народные училища.

13. Выдающиеся деятели культуры и общественной жизни, земляки: историк А.И. Вештомов, поэт М. Финицкий, профессор медицины К.И. Щепин, путешественник Ф.С. Ефремов, купец К.А. Анфилатов.

14. Продолжение реализации плана застройки вятских городов в XIX в.. 15. Наиболее значимые памятники гражданской архитектуры вятских городов.

16. Начало промышленного переворота. Появление телеграфа. Городской телефон. Первые электростанции.

17. Начало железнодорожного строительства. Пермь-Котласская дорога.

18. Развитие народного просвещения в XIX в.

19. Формирование вятского земства. Выдающийся земский деятель А.П. Батуев.

20. Выдающиеся деятели культуры, земляки: композитор П.И. Чайковский, художники братья Виктор и Апполинарий Васнецовы, И.И. Шишкин, Н.Н. Хохряков, А.А. Рылов,

21. Общественные и революционные деятели Н.В. Чайковский, Н.А. Чарушин, С.Н. Халтурин.

22. Ссыльные и их роль в развитии культуры. А.И. Герцен и Вятка. М.Е. Салтыков-Щедрин в вятской ссылке. Писатель В.Г. Короленко о Вятке. Письма Г. Каменского.

23. Великая Отечественная война и промышленное развитие края. Появление крупных механизированных аграрных предприятий.

24. Развитие вятских городов в XX в. Дорожное строительство.

25.Феномен советского мировоззрения и его истоки. Политика атеизации в 30-е гг. XX в. Программа ликвидации неграмотности населения и ее реализация.

26. Развитие социально-культурных программ в послевоенный период.

27. Широкое развитие народного творчества и самодеятельности.

28. Развитие литературы, театра, музыкального творчества, спорта, библиотечного дела. Создание центров детского и юношеского творчества.

29. Писатели и поэты XX в. В.В. Лебедев и его «Вятские записки». А.С. Грин и «Алые паруса». Е.Д. Петряев.

30. Архитектор И.А. Чарушин.

31. Этнограф Д.К. Зеленин.

32.Революционеры и государственные деятели советского периода: С.М. Киров, В.М. Молотов, М.М. Попов, И.В. Попов, П.П. Капустин.

33. Защитники Родины: Маршалы И.С. Конев, Л.А. Говоров, генерал-полковник Н.Д. Захватаев,

34.Основные учреждения культуры, действовавшие в начале XXI в: театры, школы, музеи, творческие союзы, ассоциации и коллективы и т.д.

Учебно-методическое обеспечение

9.1. Литература

Бердинских В.А. История города Вятки. Киров, 2002.

Васнецовы: Материалы и исследования. Киров, 1993.

Осокин В. В. Васнецов. М., 1959.

Дмитриева Н. Русь Васнецовская: Очерки. Портреты. Этюды. М., 1994.

Васнецова О. Вятское Васнецовское кольцо // Мир путешествий. 1993.№ 5.

Васнецов В. Альбом// Сост. Л. Иовлева. 2-е изд. М., 1986.

Васнецов В. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.

Васнецов А. Альбом// Сост. Васнецова Е., Шмидт И. М., 1980

Беспалова Л. Апполинарий Михайлович Васнецов. М., 1983.

Вятка. Памятники и памятные места /Сост. М.Н. Бойчук. Киров, 2002.

Вятский край с древности до наших дней/Отв. ред. В.А. Бердинских. Киров, 2006.

Луппов П.Н. История города Вятки. Киров, 1958.

Тинский А.Г. Планировка и застройка Вятки в XVII - XIX вв. Киров, 1976.

Энциклопедия земли Вятской. Т.5., Т.6. Киров, 1996-1997.

Замятин Г. А. Ксенофонт Алексеевич Анфилатов: Очерки его жизни и деятельности. СПб., 1910.

Труды Вятской Ученой Архивной комиссии. 1907. Вып. 3. Отд.3. Вятка, 1908.

Повесть о стране Вятской: Свод летописных известий о Вятском крае. Киров, 1993.

Макаров Л.Д. Возникновение и начальное развитие города Кирова (Вятки)// Энциклопедия земли Вятской. Т.1., Киров, 1994. с. 10-34.

Макаров Л.Д. Русские поселенцы на берегах Вятки // Энциклопедия земли Вятской. Т.4., Киров, 1995. С.76-91.

Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X-XV вв.. Ижевск, 2001.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

Он же Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913 гг. м., 1994.

Крупин В.Н. Вятская тетрадь. Любое издание.

Семибратов В.К. Вятские: какие они есть: общее и особенное// Вятка. Краеведческий сборник. № 9. Киров, 1991.

Лебедев В.В. Вятские записки. Киров, 1958.

Энциклопедия земли Вятской. Т.4., Киров, 1995.

Чарушин Н.А. Автобиография. Деятели СССР и революционного движения. Энциклопедический словарь Гранат. М., 1989.

Зырин Б. Архитектор Чарушин. Киров, 1989.

Чарушин Н.А. О далеком прошлом: Из воспоминаний о революционном прошлом 70-х гг. XIX в. Любое издание.

ПЕДАГОГИКА НХТ

Темы семинарских занятий

1.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.

2.Классификация коллективов народного художественного творчества;

3.Функции руководителя коллектива;

4.Педагогические, художественно-творческие, социально-психологические, организационные.

Список литературы

Основная:

1.Концепция этнохудожественного образования М. 2002г

2.Бережнова Л.Н.Этнопедагогика : учеб.пособие для студ.высших учебных заведений. –М.:Издательский центр «Академия»,2008.-240с.

3. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследо

ваний.// Советская этнография. 2005.№3. ……

Дополнительная 1.Мид М. Культура и мир детства. М., 1983. 2.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. 3.Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 4.Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований.// Советская этнография. 1983.№3. 5. Агеева Р. А. Какого мы роду - племени? Народы России: имена и судьбы: словарь-справочник. - М.: Akademia, 2000.

6. Балакина Т.И. . Хрестоматия по художественной культуре. Россия 9 - 20 в. М.: Akademia, 2000..

7.. Ларикова Л.В. Творчество в образовании, культуре и искусстве. - Пермь, 2000. - С.

49 - 52.

Занятия для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме 50-70% от общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составляются в том случае, если по разделам и темам не предусмотрены аудиторные занятия или требуется дополнительно более глубоко проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Данный раздел программы может быть оформлен в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

– конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

– проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе), подготовка докладов на семинарах и практических занятиях;

– подготовка к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

– работа с нормативными документами и законодательной базой;

– поиск и подготовка обзора научных публикаций и электронных источников информации, формирование заключения по обзору;

– выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);

– решение задач, упражнений;

– написание рефератов (эссе);

– работа с тестами и вопросами для самопроверки;

– выполнение переводов на иностранные языки /с иностранных языков;

– моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций;

– обработка статистических данных, нормативных материалов;

– анализ статистических и фактических материалов, формулировка выводов на основе проведенного анализа и т.д.

Разделы и темы для

самостоятельного изучения

Виды и содержание

самостоятельной работы

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов и сообщений, проверка письменных работ и т.д.

Раздел может включать примерный план-график текущего контроля самостоятельной работы студентов по каждому виду занятий с указанием сроков представления контрольных заданий преподавателю, а также рекомендации по организации самостоятельной работы (планирование времени, порядок освоения материала, работа с литературой и т.д.).

Данный раздел программы может быть дополнен методическими указаниями (рекомендациями) по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов. Методические указания (рекомендации) должны мотивировать студента к самостоятельной работе и не должны подменять учебную литературу. В них также представлены требования к содержанию и оформлению работ.

Темы контрольных работ и методические

рекомендации по их выполнению

1.Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества как одной из отраслей современной педагогической науки

2.Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества: и ее связь с этнопедагогикой,этнопсихологией, социальной педагогикой и т.д

3.Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании;

4.Возможности народного художественного творчества в формировании и развитии духовно-нравственной культуры личности.

5.Возможности педагогики народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности

6.Теории и концепции, научные школы в педагогике народного художественного творчества. Труды К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстоого, Г.С.Виноградова. Г.Н.Волкова. Г.М. Науменко и др

7.Любительские кружки и студии в России а конце Х1Х-нач. ХХ века, и формы руководства ими.

8.Развитие коллективов художественной самодеятельности в СССР.

9.Подготовка и переподготовка кадров руководителей самодеятельных художественных коллективов.

10.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.

11.Классификация коллективов народного художественного творчества;

12.Функции руководителя коллектива:педагогические, художественно-творческие, социально- психологические, организационные;

13.Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества

14. Основы подготовки нормативной документации;

15. Основы составления план работы коллектива;

16 Основы разработки программы работы коллектива.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Настоящие материалы включают темы контрольных работ и методические рекомендации по их написанию, перечень контрольных вопросов по темам курса, а также список рекомендуемой литературы. Контрольные задания позволяют студенту проверить свою подготовку по основным темам курса, способность ориентироваться в своеобразии художественных периодов в истории европей­ского и отечественного искусства, в художественных стилях, направлениях, школах, видах и жанрах изобразительного искусства, развить навыки анализа художественного произведения.

При отборе рекомендуемой литературы предпочтение отдавалось наиболее авторитетным изданиям и изданиям послед­них лет, имеющим научную и справочную ценность. Литература систематизирована по разделам в соответствии с тематическим планом курса. Дополнительно введен общий раздел и список Интернет-сайтов, посвященных истории изобразительного искусства и архитектуры.

Цель написания контрольной работы - составить развернутые тезисы по теме, отобранной из перечня тем.

Содержание тезисов должно быть следующим:

1. Краткая характеристика соответствующего периода в истории искусства:

— истоки и условия формирования;

— особенности художественного мировоззрения и эстетические идеалы;

— художественные направления, стили, школы;

— виды художественного творчества и их взаимосвязь;

— судьба художественного наследия эпохи.

2. Характеристика одного или нескольких художественных произведений эпохи:

— наименование, автор, годы создания, местонахождение, сохранность;

— принадлежность к художественному направлению, стилю, школе;

— идея, замысел, жанр, сюжет (или тип архитектурного строения);

— композиция, колорит, особенности художественного языка;

— историческая судьба художественного произведения; оценка его современниками, потомками (профессионалами и любителями).

Объем и оформление контрольной работы — стандартные: общий объем работы – 15-20 страниц машинописного текста формата А4 14 кеглем, шрифт Times New Roman, 1,5 интервал, поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см, поля должны быть выравнены по краям.

Структура работы:

титульный лист;

план (развернутый);

введение (актуальность темы; основные понятия темы; зарубежные и отечественные искусствоведы, разрабатывающие данную тему; цель работы и 3-5 задач, поясняющих цель);

основное содержание – требования к его оформлению:

- материал должен быть отобран из нескольких источников в соответствии с темой, обобщен и структурирован, с выделением ключевых положений;

- представлены сноски или ссылки на использованную литературу. Пример: [5, с. 128] или [8, с. 234-256];

- использовать цитирование используемых источников с ссылками на них;

- в конце параграфов желательно делать обобщающие выводы, выделяющие основные положения;

заключение, в котором делаются ключевые выводы по всей работе в соответствии с поставленными целью и задачами, объем – 1-2 страницы;

список использованной литературы, оформленный по стандарту.

Пример: Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. [Текст] / Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 368 с.: ил.

Вопросы для подготовки к зачету

1.Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества как одной из отраслей современной педагогической науки

2.Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества: и ее связь с этнопедагогикой,этнопсихологией, социальной педагогикой и т.д

3.Возможности народного художественного творчества в патриотическом воспитании;

4.Возможности народного художественного творчества в формировании и развитии духовно-нравственной культуры личности.

5.Возможности педагогики народного художественного творчества в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности

6.Теории и концепции, научные школы в педагогике народного художественного творчества. Труды К.Д.Ушинского.Л.Н. Толстоого, Г.С.Виноградова. Г.Н.Волкова. Г.М. Науменко и др

7.Любительские кружки и студии в России а конце Х1Х-нач. ХХ века, и формы руководства ими.

8.Развитие коллективов художественной самодеятельности в СССР.

9.Подготовка и переподготовка кадров руководителей самодеятельных художественных коллективов.

10.Методические основы руководства коллективом народного художественного творчества.

11.Классификация коллективов народного художественного творчества;

12.Функции руководителя коллектива: педагогические, художественно-творческие, социально- психологические, организационные;

13.Организационные основы работы коллектива народного художественного творчества

14. Основы подготовки нормативной документации.

15. Основы составления план работы коллектива;

16 Основы разработки программы работы коллектива.

49