5.2. Образовательные технологии
Курс «История» предназначен для студентов всех специальностей. Имеет своей целью углубление и расширение знаний по истории в свете новых данных, исследований, концепций российской и зарубежной исторической науки, приобретение навыков работы с историческими источниками, более глубокое и осознанное понимание исторических процессов и их особенностей.
Эффективность учебного процесса достигается при комплексном применении в качестве средств обучения информационно-методического обеспечения и управления учебным процессом; информационно-поисковой деятельности; автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности; отработки навыков и умений самостоятельно решать разного рода задачи по изучаемому предмету.
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии:
- лекции с использованием наглядных пособий, технических средств обучения, мультимедийного оборудования, с применением проблемного обучения и технологий проекта;
- семинарские занятия в форме групповых дискуссий, круглых столов, собеседований.
При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии:
- работа с дополнительной литературой и с информационно-познавательными Интернет-ресурсами, подготовка рефератов, исполнение контрольных работ, посещение музеев, семинаров, конференций, творческих встреч с общественными деятелями и учеными.
5.3 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы для текущего контроля успеваемости
-
Что такое мировая и всемирная история?
-
Какова периодизация мировой истории?
-
Какова периодизация всемирной истории?
-
Какова периодизация отечественной истории?
-
Что такое цивилизация?
-
Является ли Россия цивилизацией?
-
В чем особенность развития России как мобилизационного общества?
-
Какова роль государственности в истории российской цивилизации?
-
Возможен ли «глобальный синтез» формационного и цивилизационного подходов в изучении истории?
-
Что такое историческое сознание?
-
Какую роль играет историческое сознание в жизни народа?
-
Каковы особенности исторической науки как формы исторического сознания?
-
Каковы особенности современного исторического сознания
-
Как современное историческое сознание влияет на политическую жизнь страны?
-
Какова роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси?
-
Какова в оценках историков роль монголов в русской истории?
-
Кого можно отнести к правящей элите Киевской Руси?
-
Какова специфика цивилизаций Востока?
-
В чем состоит специфика древнерусской цивилизации?
-
Каковы были особенности субцивилизационного развития Южной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси?
-
Каково происхождение восточных славян?
-
В чем суть споров о «Велесовой книге»?
-
Каковы особенности развития традиционного общества Древней Руси?
-
В чем различие между западноевропейской и российской цивилизациями?
-
Каковы причины и особенности образования Московского государства?
-
Как изменилась правящая элита в период образования Московского государства?
-
Какова роль Византии в отечественной истории?
-
Были ли альтернативы в развитии российской государственности в XIV-XVI вв.?
-
Как складывались взаимоотношения Московской Руси и казачьей государственности на Дону в XVI-XVII вв.?
-
Как оценить место западноевропейского средневековья в истории?
-
Каковы причины и особенности образования древнерусского государства?
-
Каково происхождение терминов «Русь» и «Россия»?
-
Какую роль сыграло принятие христианства на Руси?
-
Какие изменения в цивилизационном развитии Европы произошли в XIV - XVI вв.?
-
Каковы были особенности политического развития Московского государства в XVI в.?
-
Что такое крепостничество, каковы причины его возникновения и роль в истории России?
-
Чем был вызван кризис российской государственности в конце XVI в.?
-
Почему начало XVII в. получило название «Смутного времени»?
-
С кем и почему воевала Россия в XVI-XVII вв.?
-
Какова была роль церкви в Московском государстве?
-
Каковы особенности культуры московской субцивилизации?
-
Отличалось ли русское самодержавие особой репрессивностью?
-
Каково место XVIII в. в истории Западной Европы и Северной Америки?
-
Почему XVIII в. называют «веком Просвещения»?
-
Можно ли реформы Петра I считать модернизацией России?
-
Каким новым содержанием наполнилась национально-государственная идея в эпоху Петра I ?
-
Когда в России зародились капиталистические отношения?
-
Как Екатерина II пыталась укрепить абсолютизм в России?
-
Были ли крестьянские войны в России?
-
Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в.?
-
Каковы особенности Российской империи
-
В чем особенности культуры имперской субцивилизации?
-
Какие изменения в духовном мире русского человека произошли в XVIII в.?
-
Какова была роль масонства в России в XVIII - начале XIX в.?
-
Какова роль французской революции в истории?
-
Что такое промышленный переворот и какое влияние он оказал на развитие Европы в XIX в.?
-
Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на российское общество?
-
Декабристы — первые революционеры или «вольнолюбивые мечтатели»?
-
Что нового появилось в национально-государственной идее в николаевскую эпоху «просвещенного консерватизма»?
-
Как решалась проблема российской самоидентификации в 30-40-е гг. XIX в.?
-
В чем причины Кавказской войны и какова ее роль в истории народов России?
-
Как произошла интеграция Кавказа в состав Российской империи?
-
Как развивалась Русская Православная Церковь в XIX в.?
-
Почему Александр I и Николай I хотели отменить, но не отменили крепостное право?
-
Почему в России в 1861 г. отменили крепостное право?
-
В чем заключалась суть реформ, осуществленных во время царствования Александра II?
-
Почему во II половине XIX в. в России вслед за реформами последовали контрреформы?
-
Кого можно отнести к правящей элите Российской империи дореформенного периода?
-
В чем состояли особенности развития капитализма в России?
-
Каковы были основные направления внешней политики России в XIX в.?
-
Феномен российской интеллигенции: исторический казус или социальный слой, обусловленный особенностями российской истории?
-
Почему марксизм прижился в России?
-
Каковы были особенности социального развития России в начале XX в.?
-
Что представляло собой политическое масонство в России в начале XX в.?
-
Каковы отличительные черты русского предпринимателя в разные исторические эпохи?
-
Почему исторический процесс в России развивается катастрофически?
-
Существовала ли социалистическая альтернатива большевистской диктатуре?
-
Октябрь 1917-го — случайность, неизбежность, закономерность?
-
Какова роль США и Западной Европы в истории XX в.?
-
Была ли дореволюционная Россия малокультурной страной и «тюрьмой народов»?
-
Чем характеризовалась система политических партий в России начала XX в.?
-
Каковы особенности и итоги первой русской революции 1905-1907 гг.?
-
Была ли Государственная Дума настоящим парламентом?
-
Был ли возможен в России просвещенный консерватизм?
-
Почему потерпела крушение династия Романовых?
-
Каковы причины первой мировой войны?
-
Какое участие принимала Россия в первой мировой войне?
-
Что изменилось в государственном строе России после Февральской революции?
-
Когда и зачем был созван Предпарламент?
-
Великий Октябрь 1917 г. — начало утопического эксперимента или реальная попытка создать новую цивилизацию?
-
В чем была особенность социальной политики большевистской власти в 1917-1920 гг.?
-
Каковы были основы национально-государственной идеи советской государственности?
-
Почему большевизм победил в гражданской войне?
-
НЭП — альтернатива или объективная необходимость?
-
В чем заключались успехи и издержки индустриализации СССР?
-
Нужна ли была коллективизация в СССР?
-
Культурная революция в СССР: была ли она?
-
Почему старая российская интеллигенция оказалась несовместимой с советской властью?
-
Как и почему потерпела поражение большевистская элита?
-
Сталин — антипод или альтер эго Ленина? (дискуссия 90-х гг. и ее продолжение)
-
Что такое сталинский тоталитаризм?
-
Кто развязал II мировую войну?
-
Почему такой высокой была цена победы советского народа в Великой Отечественной войне?
-
Какова направленность реформ советского общества в 1953-1964 гг.?
-
Каковы основные тенденции социального развития страны в 40-80 гг.?
-
Почему потерпели неудачу реформы Хрущева?
-
Каковы были условия и характерные черты развития советской культуры в послевоенный период?
-
Как складывались взаимоотношения Русской Православной Церкви и советского государства?
-
Почему в 60-80 гг. СССР оказался на пороге кризиса
-
Какую роль в отечественной истории сыграло правозащитное движение?
-
Что такое перестройка в СССР и каковы ее итоги?
-
Какова роль М.С. Горбачева в перестроечном развитии страны 1985-1991 гг.?
-
Почему распался СССР?
-
Существовала ли советская цивилизация?
-
Какие политические партии и общественные движения действуют в России на современном этапе?
-
Какие перемены произошли в постсоциалистический период развития общественно-социалистической жизни России?
-
Каковы цели и содержание осуществляемых в современной России реформ?
-
Чем объясняется делегитимация государственной власти в постперестроечной России?
-
Как осуществлялось социально-экономическое развитие России в постсоветский период?
-
Каковы приоритеты экономического развития регионов России?
-
Каковы основные направления внешней политики Российской Федерации
-
Что изменилось в социальном развитии страны в постсоветскую эпоху?
-
Какой характер носит цивилизационное и геополитическое взаимодействие России с Востоком?
-
В чем заключаются особенности взаимоотношений России и мусульманского мира?
-
Каковы перспективы взаимоотношений между Россией и НАТО?
-
Что представляет собой казачье движение в России?
-
Каким видят будущее России социал-демократы?
-
В чем смысл дискуссий вокруг патриотической идеи в современной России?
-
Как развивалась политическая жизнь в России после повторного избрания Б. Н. Ельцина Президентом страны?
Yandex.RTB R-A-252273-3
- "Утверждаю"
- Рабочая учебная программа история
- Цели и задачи освоения дисциплины
- Место дисциплины в структуре ооп впо
- Требования к результатам освоения дисциплины:
- Структура и содержание дисциплины (модуля)
- Тема 10. Октябрьская революция 1917 г. И Гражданская война в России
- Тема 11. Социально-экономические преобразования в Советском государстве в 20-30 годы
- Тема 12. Ссср накануне и в начальный период Второй мировой войны
- Тема 13. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
- Тема 14. Социально-экономическое развитие и общественная жизнь в ссср в послевоенные годы (1945-1964 гг.)
- Тема 15. Нарастание кризисных явлений в обществе. Перестройка и распад ссср (1965-1991 гг.)
- Тема 16. Проблемы цивилизационного выбора современной России
- 5. Методические материалы для изучения дисциплины:
- 5.1 Примерная тематика рефератов, курсовых, контрольных работ
- 5.2. Образовательные технологии
- Вопросы к экзамену
- Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
- Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля):