2.2 Религиозная символика в архитектуре жилого здания
«Во многих странах архитектурные принципы основаны на космогонической модели. Так, в домах жителей островов Юго-Восточной Азии левая стена жилища обычно представляет подземный мир, а правая - мир горний. Центр дома символизирует Древо Жизни, или вселенскую ось, что также характерно для представлений народов Амазонии и Сибири». (11, с. 163)
В отношении постройки жилища как космогонической модели славяне не являются исключением. Начнем с того, в русских крестьянских избах центральный столб - коник (от «кон» - начало) нес на себе символику дерева и символизировал собой священное Древо, мировую ось, центр Вселенной. Основная часть усадьбы древнего славянина была ограждена от носителей зла монументальным, во всю ширь фасада изображением микрокосма и как бы всесторонне освещена движущимся по небу солнцем. Особым сакральным значением наделялся порог дома, через который категорически воспрещалось выносить мертвое тело; для этой цели была разобрана часть дома, в этом схожа древнерусская традиция с этрусской (проносилось тело через специальное отверстие). Также особыми обрядовыми средствами сопровождался настил потолка: на матицу-сволоку (главный срединный брус потолка) привязывали вывороченный мехом наружу полушубок и клали каравай хлеба, пирог и ставили горшок с кашей. На матице же нередко вырезали «громовой знак» - колесо с шестью спицами. Полушубок мог быть заклинательным символом благополучия и тепла в доме, а применение съестных подарков наверняка заключалось в кормлении и умилостивлении душ предков. Конно-солнечные символы фасада избы расположены на двух разных уровнях: два символа на конце кровли, слева и справа по фасаду, ближе к земле; третий, развернутый фронтально, - в самой верхней точке здания. Такая система расположения солярных символов, идущая из древности - не случайна, она связана с геоцентрическими представлениями древних славян о движении солнца вокруг земли: символ на левом от зрителя краю кровли - восходящее утреннее солнце, верхний конек на щипце кровли - вечернее заходящее солнце. Соединение каждого солнечного символа с фигурой коня подчеркивает динамичность всей композиции: солнце показано в его движении по небосклону.
«Представления древних о дневном пути солнца по небу на конях или на лебедях и о ночном пути по подземному океану на водоплавающих птицах возникли в древности; отражением этих представлений были, например, сосуды для умерших, ушедших в подземный мир, где внизу, на днище, изображалось ночное подземное солнце» (7, с. 174). Становится понятным и происхождение обычая хоронить мертвых в санях или привозить умерших на санях к могиле, даже если погребение происходило летом. В русских источниках, по которым этот обычай нам известен, имеется несколько сообщений о том, что тела умерших князей Владимира, Бориса, Глеба, Ярослава, Михаила, Святополка (X-XII века), хоронились ли они зимой или летом, привозились к месту погребения на санях. Более того, люди, ожидавшие своей смерти, готовили себе для погребения сани, и русское выражение «сидеть на санях» означало то же, что и «быть перед смертью». В сани всегда впрягались волы. Рядом с символом солнца почти всегда соседствовал символ земли или поля. Древний символ поля - ромб или квадрат, поставленный на угол и разделенный на четыре части. Основная часть усадьбы древнего славянина была ограждена от носителей зла монументальным, во всю ширь фасада изображением микрокосма и как бы всесторонне освещена движущимся по небу солнцем. На колья заборов навешивали обладавшие магической силой битые горшки, «счастливые» камни с естественным отверстием («куриный бог»). Горшки во время сильного ветра бились друг о друга и издавали явно неприятный грохот, что служило защитой и отпугиванием для недоброжелателей. По периметру двора при каждом празднике рассыпали остатки ритуальной еды, а в воротах во время выгона скота клали рогатину. В качестве оберега над воротами помещали одиночный солярный знак или три солнца (утро, день, вечер). В грозу и бурю солнечные символы, называвшиеся в народе «громовыми знаками», должны были спасать от удара молнии, от пожара, так как они выражали идею ясного дня, безоблачного неба. Вторым после печи, священным местом в доме являлась матица - главный срединный брус потолка. На матице вырезали «колесо Юпитера» - круг с шестилучевой розеткой внутри - данный обычай прослеживается по всей территории древней Руси. Впоследствии знак солнца заменился православным восьмиконечным крестом. В каждом доме был священный «красный угол», где впоследствии ставили иконы. Киот (божница) «красного угла» украшался ритуальными полотенцами - «набожниками», на которых вышивали богов древних славян Ладу, Леля, Мокошь и других. Киот украшали резьбой, в которой также присутствовали солнце, пиктограмма вспаханной земли (перекрещенные прямоугольники), волнистый орнамент, присущий «хлябям небесным». То есть первоначально «красный угол» являлся обителью богов - покровителей урожая и домашнего благополучия (7, с. 176).
Дом славянина был весь пронизан магической заклинательной символикой, с помощью которой люди стремились обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. Боясь нашествия «злых духов» - упырей, вампиров, ведьм, навий (душ умерших), которыми славянин населял окружающую природу, он защищался от них с помощью доброжелательных языческих символов, размещенных на самых уязвимых участках жилища и двора, какими считались стены, окна и кровля жилища. Это была архитектурная резьба - конек на крыше, резные причелины (висячие доски, покрывающие торцы бревен сруба и края крыши) с «громовыми знаками», изображения солнца, птиц, фигурки богини на вершине строения, конские головы и т.д. (7, с. 172)
И в архитектуре, и в одежде последовательно применялся один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента: им украшали все проемы и отверстия, через которые злые духи могли проникнуть к человеку. Священное изображение (конь, оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце) увенчивало самую высокую точку дома - щипец крыши. Эти обереги вместе делали дом недоступным для недоброжелателей и убежищем для членов семьи. Заклинательные действия начинались уже при выборе места под будущее жилье и при постройке дома: на предполагаемом месте постройки чертили на земле большой квадрат, делили крестообразной фигурой на четыре части. Затем глава семьи обращался «во все четыре стороны», приносил «из четырех полей» четыре камня и укладывал их в центре четырех квадратов. В результате на месте будущей усадьбы та идеограмма плодородия, которая известна еще со времен энеолита и сохранилась вплоть до русских подвенечных вышивок XX века.
- Общественно-политическая и религиозная мысль в Древней Руси.
- Теоретические основы символизма. Эволюция русского символизма
- Государственность Древней Руси
- Тема 5. Религиозные представления Древней Руси (4 часа).
- Лекция 4. Религиозный символизм
- Литература Древней Руси: черты, жанры, художественное своеобразие
- Роль городской культуры, процесса государствообразования и религиозного фактора в появлении письменной культуры в Древней Руси
- I символизм и религиозное творчество