ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение символов древней Руси было необычайно увлекательным, особо удивляли несомненные остатки подобных воззрений у современного человека. Мы, люди XXI века, за десять веков христианства не утратили почтительного отношения к небу, солнцу и земле, что высказывается в наших обиходных выражениях, привычках и народных суевериях. Древнерусский символизм успешно интегрировал в современную православную культуру, что свидетельствует о слаженной системе религиозных традиций древнего славянина. Очень часто символы не воспринимаются или попросту игнорируются исследователями при изучении культуры древней Руси, тем самым существенно упрощая ее, лишая глубины и знаковости. Однако именно их следует поставить во главу угла, так как благодаря их рассмотрению и анализу последующее описание обряда представляется очень красочно и ярко, и читатель, вооруженный багажом семиотических знаний, видит изначальный смысл и прообраз обозначаемого. Источники по отношению к культуре древней Руси могут быть разделены на два вида: те, которые описывают ее абсолютно уникальной и, соответственно, не проводят никаких аналогий с религиозными традициями иных народов (обычно это советские религиоведы и этнографы), либо те, которые видят в ней лишь примитивное подражание иным религиям (в подобных источниках, написанных в большинстве западными исследователями, даже божества славян имеют облик и характер, скопированный с греческих аналогов) - ни тот, ни другой типы не объективны. Если провести сравнительный анализ значений древнерусских символов со значениями их в мировой семиотике, приходишь к выводу, что они являются неотъемлемой частью символики всеобщей, несмотря на само собой разумеющиеся особенности и отличия. Примеры из иных религий необходимы, однако основываться следует на славянских, самобытных поверьях и памятниках, что я и попыталась сделать в своей работе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Элиаде, Мирча. Священное и мирское / М.: Элиаде. - Издательство Московского Университета, 1994. - 138 с.