2.1 Символизм брака и свадебного обряда
Брак во все времена символизировал стремление людей к первоначальной целостности, союзу противоположностей, мужского и женского начал, цель которого: создать и сохранить новую жизнь. Многочисленные свадебные обряды устраивались и тщательно оберегались для гарантии прочности и плодотворности брака, чтобы с помощью высших сил заручиться божественной поддержкой в непростом деле создания семьи. Славянами брак воспринимался как нечто, предначертанное свыше; именно это, вероятно, и предопределило народные названия жениха и невесты - «суженый и суженая». Западноукраинская легенда, возникшая под влиянием Церкви, однако несомненно согласованная с языческими верованиями, так объясняет связь между двумя людьми разного пола: после грехопадения первых людей Бог проклял Еву, повелев ей при жизни в муках рожать детей, а после смерти - нести яйца. Каждый день прародительница должна была нести столько яиц, сколько людей умирает на земле. Бог разрезал эти яйца пополам и бросал на землю: из одной половины родятся мальчики, из другой - девочки, и считалось, что когда половинки одного яйца вырастают, то их необходимо женить, то есть вернуть в прежнее целостное состояние. Но если одна из половинок падала не на землю, а в воду, ее съедали звери, и человек, который вырастет из уцелевшей половинки, останется на земле без пары и никогда не вступит в брак (9, с. 122). Таким образом, из-за таких представлений брак являл собой вечную связь между мужчиной и женщиной, которая не должна быть прервана даже смертью: у славян долгое время существовал обычай по смерти мужа хоронить вместе с ним и его жену. Более того, бывало, что и холостого мужчину хоронили с молодой девушкой, чтобы в загробном мире ему не было одиноко.
Брак считался одним из основных событий в жизни человека; молодые люди (особенно девушки) ожидали его с нетерпением, о чем свидетельствует обилие гадательных практик, направленных на выяснение личности жениха, и, конечно, насколько удачливым будет брак. С давних времен у славян было известно несколько способов заключения брака. К примеру, во многих местах были известны так называемые «беглые свадьбы», «самокрутки» и т. д., когда заключению брака предшествовало «умыкание» невесты, причем зачастую - мнимое похищение по взаимной договоренности парня с девушкой или же самовольный уход девушки к жениху («тихоматный» брак). Беглые свадьбы совершались, как правило, без согласия и даже без ведома родителей (хотя в некоторых случаях родители потворствовали беглым бракам во избежание расходов), чаще всего - по любви и тайному соглашению, когда молодые люди не могли дожидаться согласия родни. «Умыкание» девушек, скорее всего, связано с древней традицией «игрищ меж сел», когда холостяки во время игр, песен и плясок в полях выбирали себе невест и уводили их себе в дом.
Еще одним способом заключения брака была покупка невесты женихом; следы этого обряда сохранились в обряде выкупания невесты у ее брата и подруг, в символической продаже ее косы и т. д. Обычай покупки или выкупа невест был известен у многих народов: Геродот упоминал о традиции енотов, пришедших из Иллирии, в определенный день устраивать своеобразные торги, во время которых собирались все совершеннолетние девушки в сопровождении своих родителей, куда приходили мужчины и покупали себе приглянувшихся им девиц. Более мягким вариантом этого обычая был ритуал смотрин, когда парни приходили с родителями и присматривали себе невест (9, с. 124).
Бытовали традиции выбора партнеров исключительно родителями, когда жених и невеста могли даже не быть представлены друг другу до свадьбы, о чем может косвенно свидетельствовать значение термина невеста, предложенное Л. Нидерле - «неизвестная», «взятая неизвестно откуда» (3, с. 506).
Различны были не только способы заключения, но и формы брака: известно, что в древности у славян было многоженство, и каждый мужчина имел право иметь столько жен, сколько он мог прокормить. Самым подходящим возрастом для заключения брака считался период около восемнадцати лет, хотя, конечно, порой браки заключались и гораздо раньше - в двенадцать или тринадцать лет.
Мотив круга - обобщенный символ брака - встречался в свадебных обрядах наиболее часто. В свадебном обряде повсеместно применялись такие символы, как кольцо, венок, круглый каравай, кольцеобразный калач и т. д. В наше время кольцо - не более чем ювелирное украшение, однако в древности оно наделялось большой охранительной силой и рассматривалось как символ вечности, единства, защиты и власти. Оберегающая сила кольца заключалась в его универсальной замкнутой форме, направляющей вражеский импульс по бесконечному кругу, из-за чего он терял свою губительную силу (5, с. 336). Кроме того, существует множество «брачных» терминов, связанный с понятием круга: «окручаться» (вступать в брак), «крученка» (любовная связь), «верч» (вид свадебного хлеба) и т. п. В некоторых местах в древности практиковалось даже заключение брака путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома. Цветовыми символами брака считались белый и красный, поэтому на свадьбе использовались вещи преимущественно этих цветов: белое или красное покрывало, белая фата невесты, красные ленты в косах невесты, красные цветы, украшения и т. д. Цвета эти должны были символизировать невинность невесты: белый - ее чистоту, а красный (цвет крови) - сохранение девушкой девственности до свадьбы. Об этом свидетельствует и сам термин «невеста», предложенный Н. Трубецким: «та, которая не познала мужа» (3, с. 506).
Символами заключения брака для невесты являлись перемена прически и головного убора (после которого девушка начинала считаться взрослой женщиной и женой), а также связанное с этим покрывание и раскрывание головы невесты на свадьбе; так, во многих местах было принято расплетать невесте косу надвое, надевать на нее женский головной убор - кокошник, кокуй или кику, а также покрывать голову фатой - символом девичьей стыдливости и скромности. Во время свадьбы повсеместно совершалось множество обрядов, направленных на то, чтобы повлиять на будущую жизнь молодых, способствовать их счастью, миру и благополучию: повсеместно было принято обсыпать молодых хмелем, зерном, маком, горохом, другими злаками, чтобы они жили счастливо, сыто и богато. Символом богатства являлся также каравай, или любое другое щедрое угощение. Богатство символизировало и сидение на мехах (молодых на свадьбе сажали на перевернутую звериную шкуру), а также прибыток в доме обеспечивал обычай спать на ржаных снопах, которые стелили молодых вместо постели. Накануне свадьбы и после нее молодые непременно умывались (изначально - речной водой, позднее - в бане), что выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность. Собственно говоря, подобные обычаи были распространены не только у простого народа, но и в царских и боярских домах.
Особое место в свадебных обрядах занимали птицы, особенно курицы, т. к. курица являлась символом женских гениталий. Литовская традиция такова: в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему в постель жареную куропатку, часть которой отдавал своей жене (9, с. 126). На Руси часто дарили молодым на свадьбу пару живых гусей в ленточках, а порой и лебедей. Описанные выше особенности свойственны в большей или меньшей степени всем регионам; сейчас мы рассмотрим отношение к браку и сами свадебные обряды на территории Беларуси.
Женили на территории Беларуси очень рано - «как только подойдут законные года». Парень, набрав подарков, сватался к полюбившейся девушке и, если он получал согласие, то обе семьи по взаимному соглашению назначали день свадьбы. В день помолвки во многих местах было принято устраивать «лапшеи» - трапезу, при которой всех гостей угощали лапшой, т. е. похлебкой с вареным накрошенным тестом; при этом женщины подносили лапшу мужчинам, а мужчины, соответственно, женщинам.
Когда наступал день свадьбы, мужчины собирались в доме жениха, а женщины замешивали каравай из кислого теста и распевали свадебные песни. Изготовив тесто, женщины заставляли мужчин вымести веником печь и посадить в нее каравай, т. е. выполнить всю «бабью» работу, сами же в это время пели обрядовые песни. Тот, кто сажал каравай, должен был поднять правую ногу и три раза ударить по печи, чтобы принудить ее хорошенько испечь хлеб, иначе, по поверью, молодым не жить в сытости. Женщины в это время подхватывали и поднимали дежу, т. е. деревянную кадку, в которой замешивали хлеб, к самому потолку. Затем мужика, сажавшего каравай в печь, повязывали полотенцем, чтобы он походил на «бабу» и смог обмануть печь, после чего усаживали его в дальний угол, чтобы каравай не разошелся. Когда каравай «поспел» и его вынули из печи, жених брал его, садился на лошадь и ехал к невесте; его сопровождал сват, едущий впереди. У дома жениха встречали невеста и ее мать (теща), обе одетые в перевернутые мехом вверх полушубках; теща при этом держала в руках ковш, который молодой забирал у нее, лил воду и бросал через голову, после чего сходил с лошади и подавал каравай. Каравай этот кто-нибудь из присутствующих должен был поднять и сказать: «Наше ваше» (9, с. 481).
Молодым соединяли руки, вместе поворачивали их три раза, затем вводили в избу и усаживали. Невесте снимали с головы девичий косник и давали ей в руки черную барашковую шапку, которую она, два раза бросив на пол, на третий раз надевала. Потом молодых выводили во двор и сажали на телегу, покрывали обоих перевернутым полушубком и везли в дом жениха. Молодая, выезжая из отцовского дома, бросала через голову каравай или пирог, который потом поднимали, и невеста, подъехав к женихову дому, снова бросала его, но уже впереди себя - в знак того, что о старом доме будет хранить добрую и ласковую память, а новый дом наполнит новой любовью. В воротах дома жениха молодых встречали зажженная солома и мать жениха, также одетая в вывернутую шубу, она подавала невестке руку, а молодая ступала на квашню, а с нее на холст, по которому и входила в избу, где снимала шапку и повязывала «бабий» убор, который назывался наметкой.
На следующий день молодой вновь отправлялся в дом к тестю - звать родителей невесты «делить каравай». Когда каравай делили, новобрачных подводили к колодцу и обливали их ноги водой, чтобы их жизнь была честной. После этого молодой брал посуду и передавал ее жене, а она должна была набрать воды, принести ее в избу и полить на руки тестю и теще, чтобы они умылись, затем подать им полотенце, а остальную воду вылить на скамейку и вытереть. Все это были знаки покорности молодой и признание готовности ее к будущей работе в доме мужа. После этого невеста должна была испечь хлеб из ржаной муки; при этом, приготовив тесто, она клала на крышку квашни пирог, а затем оставляли квашню с пирогом у того колодца, где ей обливали ноги.
- Общественно-политическая и религиозная мысль в Древней Руси.
- Теоретические основы символизма. Эволюция русского символизма
- Государственность Древней Руси
- Тема 5. Религиозные представления Древней Руси (4 часа).
- Лекция 4. Религиозный символизм
- Литература Древней Руси: черты, жанры, художественное своеобразие
- Роль городской культуры, процесса государствообразования и религиозного фактора в появлении письменной культуры в Древней Руси
- I символизм и религиозное творчество