logo
Литра Древней Руси (лекция)

Литература Древней Руси: черты, жанры, художественное своеобразие

Первый резонный вопрос: что изучать? Любопытный факт: эпоха литературного развития X-XVIIвв., по мнению некоторых ученых (Беллингтон), есть не что иное, как «культура великого молчания». Так что же изучать? Действительно, письменности на Руси долгое время не было, не было и писателей. В статье 1834 г. «О ничтожестве русской литературы» А. Пушкин отметил: «пустыня древней словесности, кроме «Слова о полку Игореве»». (Здесь - ничтожество - устар.= малое количество).

Частично это так. Но именно в период культуры великого молчания начало складываться то, что составит сущность всей русской литературы с ее извечными поисками человеческого в человеке, поисками смысла жизни, с ее неистребимой тягой к «проклятым вопросам», жаждой добра и справедливости. Это во многом не эстетическая установка, а поучительная, дидактическая и пришла она к нам как раз из культуры древности.

А.П. Чехов отчетливо это прочувствовал в своем, XIX, веке: «Я хотел… честно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы все скучно и плохо живете!... Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь..»

Итак, собственно русская литература Древней Руси - это литература 7 веков = XI-XVII. Наиболее полно источники этого периода представлены в издании «Памятники литературы Древней Руси», 12 томов.

До XI века: Xв. - переводная лит-ра, IXв - «Велесова книга», вопрос о фальсификации открыт до сих пор).

Периодизация:

XI-XII – литра Киевской Руси, т.к. именно Киев - средоточие политической и культурной жизни

XIII-XIV – Киев пал под ударом татаро-монгольских орд, государство лишилось независимости, литературный процесс утратил единство.

XV –тенденция к объединению творческих сил

XVI-XVII - литразвитие связано с формированием нового культурного и духовного центра - Москвы.

В литературе Древней Руси есть элемент однообразия, но это не определяющее начало, важнее разноплановая лексика, различные интонации. Сравни: Повесть временных лет (смерть Олега от коня) и Слово о погибели земли Русской.

Черты.

  1. Авторство? Нет, анонимность литературы. «Рукой водит Бог», следовательно, он и «автор». Здесь еще и скромность «тихость» русского книжника.

Считается, что первый русский писатель - это Симеон Полоцкий, книжник 17 века, потребовавший за свой труд гонорар. Древнерусская литература, к а к и фольклор, не знала понятия «авторское право», «канонический текст». Произведения бытовали в рукописях, причем переписчик мог выступать в роли соавтора, творить произведение заново, подвергать текстуальной выборке, стилистической правке, включать новый материал, заимствования из других источников. Так возникали новые РЕДАКЦИИ произведений, отличавшиеся друг от друга идейно-политической и художественной установками.

Различные списки и редакции одного и того же произведения, их изучение и сопоставление - прерогатива сложной науки ТЕКСТОЛОГИИ. Ее задачи: атрибуция текста, то есть авторство, решение вопроса где, когда создан текст, почему подвергся правке и т.п.

  1. Религиозность. Литература Древней Руси - христианская. Бог - центр мироздания. История человека и человечества - борьба Бога и дьявола Все постигается прежде всего духовным взором, отсюда определенный символизм древней культуры, ярко проявившийся, например, в иконописи. То есть в основе этой литературы - религиозное мировоззрение и, как следствие, религиозно-символический метод познания. Для русского книжника не существовало вопросов «что делать», «кто виноват». Почему? Потому что все происходящее на земле - проявление божьей воли. Если являлась «звезда превелика, луче имущи акы кроваве», то для русичей это грозное предзнаменование грядущих испытаний:

«Се же проявляющи не на добро. По сем же быша усобице многы и нашествие поганых на Русскую землю, си бо звезда, акы кровава, проявляющи крови пролитие».

  1. Историзм. 2 аспекта этого историзма: 1) реально существовавшие князья, личности, нет вымысла или он специфичен; 2) если переплетаются, то 2 плана - реально-исторический и религиозно-фантастический - вера в бесов такая же, как и в то, что Владимир крестил Русь. Вот такой синкретизм.

Например, черти у древнерусского автора «черни, крылати, хвосты имущи». Смешение факта и вымысла характерны для очень древней части «Повести временных лет», истоки которой в фольклоре. Например. Путешествие Ольги в Царьград, принятие христианства. Летописец идет за народной легендой, согласно которой, Ольга - «мудрая дева» «переклюкала», то есть перехитрила византийского императора. Пораженный ее лепотою (красотой), решил «пояти» Ольгу за себя (взять в жены), но после крещения вынужден был отказаться от этого: крестный не мог жениться на крестнице. Однако, современные историки говорят Ольга в это время была в весьма преклонном возрасте, а император был значительно ее моложе и имел семью.

Для чего летописцу народно-поэтическая версия этого исторического события? Вероятно, чтобы показать превосходство русского ума перед иноземным, возвысить образ мудрой правительницы, понимавшей, что без единой религии невозможно образование единого государства.

Однако была и веротерпимость. Так, в 11 веке Феодосий Печерский в послании к Изяславу Ярославичу , обличая неправую латинскую веру, писал:»Милостынею же милуй не токмо своея веры, но и чужея. Аще ли видиша нага, ли голодна, ли зимою, ли бедою одержима, аще ти будет ли жидовин, ли сорочинин, ли болгарин, ли еретик, ли болгарин, ли от поганых - всякого помилуй и от беды избави, якоже можеши, и мзды от Бога не погреши».

  1. Высокая духовность. Жизнь человеческой души, прославление должного, идеального: милосердия, скромности, душевной щедрости и нестяжательства.. Поэтому русская литература очень серьезна, комичность отсутствует.

Особая система художественных ценностей: а именно - ЭСТЕТИКА ПОДОБИЯ, А НЕ ЭСТЕТИКА НЕПОВТОРИМОСТИ. Д.С. Лихачев: писатель в своем творчестве исходил из понятия «литературного этикета» который слагался из представлений о том, как «должен был совершаться тот или иной ход событий», как «должно было вести себя действующее лицо», «какими словами должен описывать писатель происходящее» Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный.

Вот почему в памятниках XI-XVIIвв. так много «общих мест» в изображении монашеского или воинского подвига, в некроложных характеристиках русских князей и похвальных словах святым.

ОБЩИЕ МЕСТА: