6.Развитие толерантности на современном этапе
На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений социально-психологические проблемы их жизнедеятельности вышли на первый план. Это закономерно обусловлено как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в обществе. Негативную, будоражащую национальные чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание своей информационной системой установки на полную ущербность прошлого, социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти.
Серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия во всех сферах социальной жизни, затронули широкий спектр отношений общества и личности. Следствием этого стало то, что в российском обществе крайне редко гневное и осуждающее отношение к другим мнениям сейчас уступает место признанию права на их существование. Политические оппоненты крайне редко соглашаются с тем, что носители иных взглядов также озабочены судьбой своей страны, хотя и предлагают другие пути и средства ее развития. Поэтому вне всякого сомнения распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу стали насущной потребностью современного общественного бытия. Но как многие широко используемые категории, понятие толерантности содержит в себе несколько возможных интерпретаций, по поводу которых разворачиваются споры не только между противниками принципа терпимости, но и между его сторонниками.
Согласно Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркнуто: «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими» Зорин В. Ю.От национальной политике к этнокультурной: проблемы становления доктрины и практики(1990-2002г.г.)/ В.Ю. Зорин // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - №3.
С.- 131. А в федеральной целевой программе сказано, что «... толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям» Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М., 2001. - № 2. - С. 18.. Реальные возможности реализации толерантности в современной России, как и в любом обществе, зависят от существующих социальных, культурных и правовых традиций, уровня общей культуры, подготовки и умонастроения лиц, призванных его реализовывать. Воспитание культуры чувств следует рассматривать как одну из первооснов формирования толерантной жизненной позиции, рассматривать в плане их конкретности и общественной значимости, их богатства и силы выраженности, характера их проявления и в их содержательности, в способности каждого человека управлять ими в различных ситуациях, так как чувства оказывают огромное влияние на все виды его деятельности.
К сожалению, в последние годы мы все чаще слышим о проявлении чувства национальной розни, расистских, экстремистских настроениях в обществе. Проблемы этнической толерантности в России - стране многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной - особо актуальны.
Как показывают результаты социологических исследований, наблюдается снижение уровня толерантности у населения. Как правило, снижение к толерантности к представителям некоторых этнических групп наблюдается после террористических актов.
Несмотря на то, что 72,5% не испытывают неприязнь к людям другой национальности, возможность возникновения конфликтной ситуации налицо. Можно предположить, что неприязнь к представителям других национальностей вызвана предрассудками, низким уровнем общей культуры (но ведь это элита, руководители). Возможно, это реакция на имеющиеся факты негативного отношения к себе, к людям своей национальности. Так, постоянно или часто приходилось сталкиваться в повседневной жизни с неприязненным, враждебным отношением к людям своей нации -- 49,0% опрошенных. Правда 41,7% отметили, что редко; не приходилось и никогда не сталкивались с неприязненным отношением -- 3,9% Материалы круглого стола « Национальные организации в многонациональном регионе». - Оренбург, 1996. - 106 с..
Таким образом, толерантность как ценностное отношение человека к другим людям можно отнести к сущностным, свойственным природе человека качествам. Феномен толерантности неразрывно связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере межкультурных отношений, противостоять экстремистским настроениям толпы, массовой ксенофобии и предрассудкам, как отклонениям от нормы, как к проявлениям чуждости и враждебности по отношению к себе. Для постепенного распространения в российском обществе духа и принципов толерантности важное значение имеет утверждение в нем свободы совести, отношения к последователям любого религиозного или светского течения, мировоззренческих систем без их дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку.
- Введение
- 1. Национально-культурные объединения
- 2. Этнокультурное образование
- 3. Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений
- 4.Состояние межэтнических отношений
- 5. Культура межнационального взаимодействия
- 6.Развитие толерантности на современном этапе
- 7. Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в условиях полиэтнической области
- Заключение
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции
- 14.3. Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Приоритеты региональной культурной политики
- 1. Проблемы региональной культурной политики
- Отличие региональной экономики от региональной политики.
- Этнокультурная компетентность
- Содержание и ресурсное обеспечение региональной культурной политики.
- 2.5. Реализация государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития народов