5. Культура межнационального взаимодействия
Оренбуржье представляет собой уникальное в этническом плане образование, на бескрайних просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающаяся исключительным разнообразием этносоциальных элементов, пространственно-географического расселения, своеобразием этноисторической культуры. Каждый народ является субъектом собственной культуры, специфика которой определяется сложившейся ситуацией, структурой хозяйственно-производственной и духовной деятельности в той или иной естественно-географической среде.
Культура каждого этноса, независимо от уровня развитости, характеризуется определённой целостностью, специфической субсоциальной системой. Каждая национальная и этническая культура, будучи системно-организованным выявлением потребностей народов в сохранении приобретённого опыта и знаний, в передаче последующим поколениям сформировавшихся традиций, обычаев, материальных и духовных ценностей, иллюзий, мифов и т. д., синтезировала в себе социально-историческую уникальность того или иного народа в его непрерывно-историческом воспроизводстве. Каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно-нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные «задавать» личности программу деятельности и поведения, в том числе по отношению к другому человеку, другой народности, нации, другой материальной и духовной культуре.
Атрибут любой сферы межнациональных отношений - это культура межнационального общения. Данная проблема является одной из главных проблем всего человечества. Люди, позабыв свое истинное предназначение, теряют человеческое достоинство. Многие стали забывать, что нужно уважать человека, его традиции, его происхождение.
Теперь коснемся непосредственно темы межнациональных отношений в студенческой среде. Как же складываются отношения среди студентов разных наций?
Ни для кого не секрет, что Россия - многонациональная страна, что менталитет русского народа отличается от менталитета других народов, населяющих нашу Родину, что одна нация должна уважать другую и т.д. Но в последнее время стала прослеживаться тенденция национализма. И, что удивительно, она занимает первенство у молодежи, конкретно, у студентов.
Феномен национализма - это этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической культуре, языку, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна.
Мы замечаем, что происходит обособление одной нации от другой, что вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда. Мы опять замечаем, что следствием этого порока является попытка доказать превосходство одной нации над другой.
Национальное бытие и национальное самосознание существуют у любого народа лишь постольку, поскольку существуют другие народы и страны. Национально-этническое "мы" проявляет себя благодаря тому, что есть некоторые "они", отличающиеся от данного "мы" языком, культурой, обычаями и другими характеристиками.
Так и должно быть. Но, увы, не у всех складывается правильное мнение об этом. Не хочется говорить только о негативном, так как есть множество положительных примеров, касающихся этого вопроса.
У большинства студентов складываются замечательные отношения друг с другом, несмотря на то, что они разных национальностей. Они дополняют друг друга, меняют свое мировоззрение, взгляды, больше познают свой внутренний мир, это уже большой плюс. Таким образом, культура выступает решающим фактором сближения народов, способствует возникновению у них ощущения единства и равенства. Диалог культур позволяет каждому народу осознать свою уникальность и вместе с тем выявить общие потребности. В связи с этим особую актуальность приобретает понятие культура мира. Идеи веротерпимости, всеобщего братства - это неотъемлемые составные части российской культуры, в первую очередь русской культуры и культуры народов, которые взаимно подпитывали и подпитывают друг друга, создавая многополярный мир в многонациональной стране.
- Введение
- 1. Национально-культурные объединения
- 2. Этнокультурное образование
- 3. Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений
- 4.Состояние межэтнических отношений
- 5. Культура межнационального взаимодействия
- 6.Развитие толерантности на современном этапе
- 7. Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в условиях полиэтнической области
- Заключение
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции
- 14.3. Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Приоритеты региональной культурной политики
- 1. Проблемы региональной культурной политики
- Отличие региональной экономики от региональной политики.
- Этнокультурная компетентность
- Содержание и ресурсное обеспечение региональной культурной политики.
- 2.5. Реализация государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития народов