2. Этнокультурное образование
В 2006 г. в соответствии с Программой реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2006--2010 гг. продолжалась работа по развитию национальной системы образования как важнейшего института сохранения и развития этнических культур и межнационального согласия. В этой связи, хотелось бы обратить внимание на специфические образовательные (просвещенские) аспекты как тематического, так и хронологического характера - управление, содержание учебных заведений, обеспечение их педагогическими кадрами и др. Этнокультурное образование осуществляется путем преподавания национальных языков в форме предмета, через факультативы и кружки. В 2006-2007 учебном году в области функционирует 179 образовательных учреждений, в которых обучались 7416 учащихся.
Из них в 118 общеобразовательных школах (в т.ч. 47 основных, 47 средних и 24 начальных школах) с общим контингентом 6273 учащихся родной язык изучается как предмет. Всего же по области в 2005-2006 учебном году татарский язык изучался в 79 образовательных учреждениях (5130 учащихся), расположенных в 25 районах и городах области. Башкирский язык изучают 1402 учащихся в 47 образовательных учреждениях (в 10 районах области), 935 учащихся изучают казахский язык в 33 образовательных учреждениях (10 районов), мордовский изучают 112 учащихся в 3 образовательных учреждениях (3 района), 78 учащихся изучают чувашский язык в 4 образовательных учреждениях (3 района), еврейский язык -- 80 учащихся в школе «ОР-Авнер» и польский язык изучают 87 учащихся в лицее № 5 г. Оренбурга.
Изучение родных языков осуществляется также через систему курсов, которые организуются национально-культурными объединениями области. В этом плане показательна деятельность Оренбургского областного общества немцев «Видергебурт», под эгидой которого функционирует целая сеть курсов изучения немецкого языка по 17--18 человек в каждой. В Оренбургском центре немецкой культуры работают 20 взрослых и 3 детских группы по изучению немецкого языка. Показателем качества изучения родного языка являются ежегодные предметные олимпиады для старшеклассников школ с этнокультурным компонентом. Реализация этнокультурного образования требует соответствующего кадрового обеспечения. Подготовка учителей родного языка ведется в Оренбургском государственном педагогическом университете и педагогическом колледже № 3, в Орском педагогическом колледже.
В 2005 г. Оренбургский педагогический университет выпустил 12 учителей башкирского и 7 учителей татарского языков, а Оренбургский педколледж
№ 3 выпустил 4 учителей татарского и 6 учителей башкирского языков. Орский педколледж выпустил 4 учителей казахского языка. Вопросы трудоустройства по-прежнему стоят очень остро.
Повышению качества профессиональной деятельности учителя способствует деятельность Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования. Для организации деятельности учащихся по изучению национально-культурного наследия народов Оренбуржья в Оренбургском Дворце творчества детей и молодежи функционирует сектор национальной культуры, который стал методическим центром для педагогов области, занимающихся проблемами этнической культуры, истории и этнографии.
Таким образом, национально-культурные объединения совместно с органами образования должны оказать необходимую помощь и поддержку оренбуржцам, желающим изучать родные языки.
- Введение
- 1. Национально-культурные объединения
- 2. Этнокультурное образование
- 3. Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений
- 4.Состояние межэтнических отношений
- 5. Культура межнационального взаимодействия
- 6.Развитие толерантности на современном этапе
- 7. Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в условиях полиэтнической области
- Заключение
- Инициативный проект огу «региональный портал образовательного сообщества оренбуржья»
- Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья Материалы региональной научно-практической конференции
- 14.3. Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
- Приоритеты региональной культурной политики
- 1. Проблемы региональной культурной политики
- Отличие региональной экономики от региональной политики.
- Этнокультурная компетентность
- Содержание и ресурсное обеспечение региональной культурной политики.
- 2.5. Реализация государственной национальной политики в сфере этнокультурного развития народов