Философия Платона. Учение Платона об идеях.
Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников Гераклита, и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности, что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому. В двадцатилетнем возрасте он познакомился с Сократом, и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”.
Объективный идеализм.
Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма, поскольку принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа. Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум. Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа, которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”.
Социальная философия
Большой интерес представляет социальная философия Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе, которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял.
Государство Платона.
Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое. В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность.
После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет.
-
Содержание
- Основные направления западной философии хх в.
- Философские концепции техники. Наука и техника как факторы развития цивилизации. Технические революции.
- Философия Платона. Учение Платона об идеях.
- Детерминизм и индетерминизм как философские методологии. Динамические и статистические закономерности.
- Диалектический и исторический материализм к. Маркса и ф. Энгельса.
- Сознание, самосознание и личность, действительность, мышление, логика и язык.
- Синергетическая парадигма в постнеклассической философии.
- Проблема антропосоциогенеза: основные концепции.
- Русская религиозная философия сер. XIX – нач. XX вв.
- Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.
- Общественно-политическая и религиозная мысль в Древней Руси.
- Проблема смысла жизни человека в истории философских и религиозных учений.
- Неклассическая философия и ее роль в культуре хiх – хх веков.
- Человек в информационно-техническом мире.