2.1.3. Мифологическое в русской свадьбе
Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.
Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети).
Обряд был насквозь пронизан магией. Использовались все ее виды. Цель продуцирующей магии (от лат. producentis — "производящий") состояла в том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность и многодетность их будущей семье, а также чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота. Апотропейная магия (от греч. apotropaios — "отвращающий беду") проявилась в многочисленных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. Этому служили иносказательная речь, звон колокольцев, острый запах и вкус, переодевание молодых, покрытие (или прятание) невесты, а также самые разнообразные предметы-обереги.
Универсальным оберегом был пояс — часть одежды, принимающая форму круга. Считалось, что подпоясанного "бес боится", поэтому венчаться шли в поясе. Магические свойства пояса скрепляли союз молодых: им обвязывали жениха и невесту, узел с приданым, свадебный пирог и др. Вместе с тем с помощью скрученного пояса ведьма могла превратить весь свадебный поезд в волков (у белорусов).
Разнообразные магические функции были связаны с полотенцем: им связывали молодых, опоясывали невесту, перевязывали поезжан, покрывали каравай, стелили как "подножник" при венчании и проч. Полотенца изготовляли из холста и вышивали традиционным узором, который сохранял
- УЧЕБНИК
- Для высших учебных заведений
- От авторов
- 2. СПЕЦИФИКА ФОЛЬКЛОРА
- 2.1. Традиционность
- 2.2. Синкретизм
- 2.4. Импровизация
- 3. ФОЛЬКЛОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
- СИСТЕМА.
- Пособия по собиранию фольклора
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЯ
- 1.2. Фольклор в оценке общественных направлений
- середины XIX в.
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- РАННЕТРАДИЦЙОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАННЕ-ТРАДИЦИОННОГО УСТНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ИСТОЧНИКА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
- 1.1. Этнические корни русских
- 1.2.Весенние обряды
- 1.3. Летние обряды
- 2. СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ИХ ПОЭЗИЯ
- 2.1.Свадебный обряд
- 2.1.1.Исторический очерк
- 2.1.3. Мифологическое в русской свадьбе
- 2.2. Причитания
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- 2.4. Загадки в свадебном обряде и в разных жанрах фольклора
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- 3.2. Волшебные сказки
- 3.3. Бытовые сказки
- 3.3.2. Новеллистические сказки
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА
- 1. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕСКАЗОЧНОЙ ПРОЗЫ
- 2. ПРЕДАНИЯ
- 2.1. Характеристика жанра преданий
- 3. ЛЕГЕНДЫ
- 3.1. Жанровые признаки легенд
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БЫЛИНЫ
- 4.2. Киевские былины
- 4.3. Новгородские былины
- 5.5. Тропы
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСЕН. ИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
- 2.3. Исторические песни XVII в.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- БАЛЛАДЫ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА
- 5. НОВЫЕ БАЛЛАДЫ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ЛИРИЧЕСКИЕ ВНЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ВНЕОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН
- 1. БАЛАГАН
- 4. НАРОДНЫЕ ДРАМЫ
- 4.1. Народные бытовые сатирические драмы
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. ФОЛЬКЛОР ДЛЯ ДЕТЕЙ
- 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА
- ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
- КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗАДАНИЕ
- ПОЗДНЕТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР
- 2. ЧАСТУШКИ
- 4. ФОЛЬКЛОР ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ